Любовь Федорченко
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством привлечения педагогического ресурса семьи в педагогический процесс.
Аннотация: в статье раскрывается необходимость привлечения потенциала семьи в процесс духовно-нравственного воспитания у дошкольников перед поступлением в школу.
Ключевые слова: дошкольный возраст, духовно-нравственное воспитание, педагогический ресурс семьи.
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст – это «период формирования духовно-нравственного потенциала и активного всестороннего развития личности ребенка» [1, с. 296]. Модернизация российского образования, принятый ФГОС поставил вопрос о повышении качества образования. Система образования «нацелена на развитие всесторонне развитой, активной и творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям окружающей жизни и принимать креативные решения» [1, с. 297]. Дошкольное учреждение стало первой ступенью непрерывной системы Российского образования потому, что проблема формирования у дошкольников духовно-нравственных качеств, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой.
Среди наиболее важных задач, выдвигаемых обществом в социальном заказе, стоят вопросы духовно-нравственного воспитания детей. Это формирование у дошкольников уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. В свете этого главной задачей педагогов является воспитание у детей духа ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в преобразовании окружающего мира. Педагогическое воздействие должно состоять не только в формировании у ребенка определенных, каких-либо навыков, но и решать задачи духовно-нравственного воспитания.
Для обеспечения возможности привлечения педагогического ресурса семьи в процесс духовно-нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ имеются необходимые условия. Собраны картотеки народных пословиц, поговорок, песенок и потешек о родном крае. Составлены картотеки народных игр. Краеведческий материал содержит геральдические сведения о Белгородской области и городе Белгороде, элементы народных костюмов и т. д. Мини-библиотеки содержат детские книги о добре, взаимовыручке, труде и т. д.
Работа осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями.
Критерии и показатели духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
Критерии:
1. Когнитивный компонент (представления – о нормах и правилах поведения детей – о способах поведения)
Показатели:
1. Знает и называет нормы и правила поведения; понимает их регулятивное значение; знает способы бесконфликтного поведения – характер преставлений (конкретность, обобщенность); осознанность; полнота ответов; аргументированность.
Критерии:
2. Поведенческо-деятельностный компонент (умения – воспринимать и понимать содержание, логику развития ситуаций взаимодействия людей (сверстников); прогнозировать развитие ситуации, предвидеть ее результаты и последствия).
Показатели:
2. Умеет прогнозировать ситуацию, предвидеть ее результаты; понимает логику развития ситуации; ориентируется в настроениях, эмоциональных состояниях партнера, замечает их, соотносит с ситуацией поведения; координирует свои действия с действиями товарища; осознанность; инициативность; самостоятельность; устойчивость.
Критерии:
3. Эмоционально-ценностный компонент (духовно-нравственные качества личности).
Показатели:
3. Исследовательский подход в решении поисковых задач; стремление найти нестандартный способ решения поисковой задачи; обращенность на отдельные стороны духовно-нравственной деятельности; проявление умений вступать в диалог по поводу духовно-нравственного развития.
Таким образом, эффективность привлечения педагогического ресурса семьи в духовно-нравственном развитии детей старшего дошкольного возраста будет возрастать при создании следующих условий:
структурировании программного содержания духовно-нравственного развития;
создании развивающей РППС;
привлечении педагогического ресурса семьи в духовно-нравственное развитие;
организация интегрированного взаимодействия детского сада и семьи.
Список литературы:
1. Александрова Л. М. Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании до- школьников на народных традициях // Концепт. – 2015. – Т. 8. – С. 296–300.
2. Андреева О. Н. Современные формы работы с семьей / О. Н. Андреева, Н. Ю. Фесенко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mdou56.beluo31.ru/ wp-content/uploads/2020/09/Статья-Андреева-О. Н. -Фесенко-Н. Ю. Современные-формы-работы- с-семьей11гр. 2020.docx
3. Бузарова Е. А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е. А. Бузарова,
Т. Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2015. – №3. – C. 149–159.