Лучший педагог года

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)

Елена Степанова
Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.

Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям, чувству товарищества учили русских детей народные сказки, былины, песни…

В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как некогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией. Лучшие люди нашей страны из глубины веков проносили через всевозможные исторические потрясения идею гражданственности и человечности, высокой духовности русского народа, являясь. Сами при этом носителями и хранителями духа народного. К сожалению, мы наблюдаем разлад еще недавно казавшейся стройной и незыблемой системы воспитания и формирования духовной личности в нашей стране. Эгоизм, черствость, бездушие, лицемерие, стремление к паразитическому образу жизни, грубость постоянно нарастает и усиливается в подростковой среде. Эти качества являются характерными чертами части нашей современной молодежи.

Публикация «Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)» размещена в разделах

Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада, и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Возраст приобщения к курению снизился до десяти лет, среди молодежи набирает обороты наркомания. Половина двенадцатилетних мальчиков и девочек хотя бы раз употребляли алкоголь. Как следствие: статистика 80-ти процентов детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Еще одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации.

В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремлении приобщиться к лучшим образцам духовной культуры, создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатам которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.

Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка, как субъекта воспитания в определенный возрастной период.

Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст – период 7 – 10 лет. Именно

в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить

этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.

Педагогический смысл работы по духовно- нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной как в рамках классно – урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно – нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы. Они представляют младшим школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный опыт учащихся.

В воспитательном процессе используются различные приемы и методы : чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи - это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.

Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя родословная», я преследовала такие цели:

-развить интерес к истории своих предков;

- содействовать укреплению духовных ценностей;

-повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся.

Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени».

Бывают в жизни моменты, когда мы чувствуем себя потерянными, несчастными, беспомощными. Но всегда находятся люди, обладающие талантом вселить в нас энергию, оптимизм, мужество, смотреть в лицо трудностям, преодолевать стрессы. К таким людям нас тянет. С ними нам хочется разделить и нашу радость, и неприятности. Что же нас притягивает к ним? Что общего существует между ними? Они встречаются нам на различных жизненных дорогах. И если мы прислушаемся к своим ответам, то поймем, что для кого-то - это родители или бабушка, для кого-то - учитель, а для кого-то - это старший товарищ. Да не так это важно, кто они. Важнее понять, каким же секретом владеют эти люди, о которых вы сейчас вспоминаете с улыбкой и теплотой. А весь секрет в том, что они могут эту самую ситуацию успеха создать. С таким человеком тебе всегда тепло и комфортно, потому что он:

выслушивал и не говорил сразу, что ты неправ;

хорошо понимал твои чувства;

ты чувствовал, что для него ты значимый, особенный;

с тем человеком можно быть честным;

никогда не слышал от него осуждения, критики;

можно было и не согласиться в чем-то, не боясь вызвать его гнев;

у него всегда находилось для тебя время;

внушал чувство безопасности;

этот человек всегда зажигал лучик надежды, как бы плохи ни были твои дела;

он относился к тебе с уважением, и не потому, что ты был отличником в школе, а потому что ты - это ты.

Не секрет, что труднее всего и для учителя, и для родителей найти "общий язык" с детьми. А ведь "общий язык" - это не язык команд и послушания, а язык желаний. "Общий язык" - это общие желания и вера. Язык надежды и любви. Без таких понятий как "живут душа в душу", "задушевный человек", "поговорим по душам" в классном коллективе и в семье не обойтись.

Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается - только бесстрашному общению. С. Соловейчик выделяет такие ступени общения: контакт, душевное общение, духовное. "Великое счастье, - пишет автор,- встретить брата по духу и величайшее из возможного - это счастье найти брата по духу в собственном сыне". Нескольких минут общения достаточно, чтобы ребенок стал человеком, научился уважать чужую душу, понял или почувствовал, что души равны.

Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там! Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь, дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упреки. И такая ситуация длится не одно тысячелетие, и, скорее всего, она появилась одновременно с возникновением человечества. Конечно, существуют счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей будет большинство.

Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный

талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.

Ребенок - зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и

в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М. : Педагогика, 1986

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М. : Просвещение, 1983

3. Василевская В. С. Моя родословная. М., 1999 г.

4. Соловейчик С. Педагогика для всех / С. Соловейчик. - М. : Детская литература, 1987. - 368 с.

5. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. : Радянская школа, 1973

Публикации по теме:

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)
Опубликовано: 1 января 2022 в 20:47
+159Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД