Елена Степанова
Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.
Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям, чувству товарищества учили русских детей народные сказки, былины, песни…
В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как некогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией. Лучшие люди нашей страны из глубины веков проносили через всевозможные исторические потрясения идею гражданственности и человечности, высокой духовности русского народа, являясь. Сами при этом носителями и хранителями духа народного. К сожалению, мы наблюдаем разлад еще недавно казавшейся стройной и незыблемой системы воспитания и формирования духовной личности в нашей стране. Эгоизм, черствость, бездушие, лицемерие, стремление к паразитическому образу жизни, грубость постоянно нарастает и усиливается в подростковой среде. Эти качества являются характерными чертами части нашей современной молодежи.
Публикация «Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст)» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада, и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Возраст приобщения к курению снизился до десяти лет, среди молодежи набирает обороты наркомания. Половина двенадцатилетних мальчиков и девочек хотя бы раз употребляли алкоголь. Как следствие: статистика 80-ти процентов детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Еще одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации.
В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремлении приобщиться к лучшим образцам духовной культуры, создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатам которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.
Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка, как субъекта воспитания в определенный возрастной период.
Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст – период 7 – 10 лет. Именно
в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить
этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.
Педагогический смысл работы по духовно- нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной как в рамках классно – урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно – нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы. Они представляют младшим школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный опыт учащихся.
В воспитательном процессе используются различные приемы и методы : чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.
С давних времён одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи - это живая иллюстрация к отечественной истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.
Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя родословная», я преследовала такие цели:
-развить интерес к истории своих предков;
- содействовать укреплению духовных ценностей;
-повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся.
Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями. Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени».
Бывают в жизни моменты, когда мы чувствуем себя потерянными, несчастными, беспомощными. Но всегда находятся люди, обладающие талантом вселить в нас энергию, оптимизм, мужество, смотреть в лицо трудностям, преодолевать стрессы. К таким людям нас тянет. С ними нам хочется разделить и нашу радость, и неприятности. Что же нас притягивает к ним? Что общего существует между ними? Они встречаются нам на различных жизненных дорогах. И если мы прислушаемся к своим ответам, то поймем, что для кого-то - это родители или бабушка, для кого-то - учитель, а для кого-то - это старший товарищ. Да не так это важно, кто они. Важнее понять, каким же секретом владеют эти люди, о которых вы сейчас вспоминаете с улыбкой и теплотой. А весь секрет в том, что они могут эту самую ситуацию успеха создать. С таким человеком тебе всегда тепло и комфортно, потому что он:
выслушивал и не говорил сразу, что ты неправ;
хорошо понимал твои чувства;
ты чувствовал, что для него ты значимый, особенный;
с тем человеком можно быть честным;
никогда не слышал от него осуждения, критики;
можно было и не согласиться в чем-то, не боясь вызвать его гнев;
у него всегда находилось для тебя время;
внушал чувство безопасности;
этот человек всегда зажигал лучик надежды, как бы плохи ни были твои дела;
он относился к тебе с уважением, и не потому, что ты был отличником в школе, а потому что ты - это ты.
Не секрет, что труднее всего и для учителя, и для родителей найти "общий язык" с детьми. А ведь "общий язык" - это не язык команд и послушания, а язык желаний. "Общий язык" - это общие желания и вера. Язык надежды и любви. Без таких понятий как "живут душа в душу", "задушевный человек", "поговорим по душам" в классном коллективе и в семье не обойтись.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается - только бесстрашному общению. С. Соловейчик выделяет такие ступени общения: контакт, душевное общение, духовное. "Великое счастье, - пишет автор,- встретить брата по духу и величайшее из возможного - это счастье найти брата по духу в собственном сыне". Нескольких минут общения достаточно, чтобы ребенок стал человеком, научился уважать чужую душу, понял или почувствовал, что души равны.
Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там! Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь, дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упреки. И такая ситуация длится не одно тысячелетие, и, скорее всего, она появилась одновременно с возникновением человечества. Конечно, существуют счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей будет большинство.
Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный
талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.
Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.
Ребенок - зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и
в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».
Список использованной литературы:
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. М. : Педагогика, 1986
2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте дети. М. : Просвещение, 1983
3. Василевская В. С. Моя родословная. М., 1999 г.
4. Соловейчик С. Педагогика для всех / С. Соловейчик. - М. : Детская литература, 1987. - 368 с.
5. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М. : Молодая гвардия, 1986
6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев. : Радянская школа, 1973