Мария Сергеева
Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день физкультурно-оздоровительная работа является наиболее актуальной в деятельности любого детского сада. В настоящее время не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимого оборудования для правильного физического развития, а некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей, забывая о потребности ребенка в полноценных движениях. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.
Публикация «Опыт работы по теме „Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В нашем детском саду на протяжении многих лет ведется физкультурно-оздоровительная работа с детьми, разработана система физкультурно-оздоровительной работы. Это ежедневное проведение утренней гимнастики, организация обязательных физкультурных занятий, подвижных игр и спортивных развлечений на свежем воздухе под руководством воспитателя. Систематические физкультурные упражнения направлены на то, чтобы научить ребенка управлять своим телом, помочь ему своевременно овладеть жизненно важными видами движений – ходьбой, бегом, прыжками, метанием, лазанием.
Полноценное нервно-психическое развитие малыша невозможно без достаточного количества движений, которые являются одним из средств физического воспитания.
Всем давно известно, что движение – это:
- врожденная, жизненно необходимая потребность человека;
- эффективное лечебное средство;
- познание окружающего мира;
- важное средство воспитания и общения.
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает интерес к спорту.
Правильная организация физического воспитания детей возможна, если учитываютсяанатомо-физиологические особенности развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Известно, что каждый возрастной период имеет свою определенную специфику развития. Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной системы, внутренних органов, а также уровень развития общей моторики.
Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в ранние периоды детства является его гибкость и эластичность. По мере роста ребенка происходит срастание отдельных костей черепа и их окончательное формирование. До полутора лет позвоночник ребенка растет равномерно. Затем несколько замедляет рост шейных и верхнегрудных позвонков. Гибкость и подвижность позвоночника обеспечиваются наличием значительного процента хрящевой ткани. Рост и развитие костей в большей мере связаны с работой мышц. Мышечный тонус (упругость) у ребенка еще недостаточный. Крупная мускулатура в своем развитии преобладает над мелкой. Особенности строения дыхательных путей у детей младшего дошкольного возраста создают предрасположенность к воспалительным заболеваниям органов дыхания (узкие просветы трахеи, бронхов, нежная слизистая оболочка). В раннем возрасте главной дыхательной мышцей является диафрагма, поэтому у малышей преобладает брюшной тип дыхания. Сердечно – сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.
Опираясь на знания о физиологических особенностях детей младшего дошкольного возраста (дополнительно см. приложение) и изучив требования «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» Васильевой, ознакомившись с методикой проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий Л. И. Пензулаевой, я поставила перед собой следующие задачи по развитию основных движений у детей младшего дошкольного возраста :
1. обучать детей правильной ходьбе, бегу (правильная ходьба вырабатывается путем постепенного сужения дорожки, по которой ходит ребенок);
2. развивать чувство равновесия (учить ребенка ходить по ограниченной поверхности, поднимая её на определенную высоту);
3. расширять двигательный опыт (путем проведения подвижных игр и упражнений);
4. проводить профилактику плоскостопия (специальные упражнения, ходьба по оздоровительной дорожке, ребристой доске и т. д.);
5. формировать правильную осанку (укрепление мышц спины и живота, ползание на четвереньках, подлезание под преграды, перелезание через них, прыжки, метание);
6. развивать координацию движений (гимнастика, игры, упражнения);
7. активизировать познавательную деятельность детей (подвижные игры, закаливание и т. д.);
8. развивать простейшие навыки ориентировки в пространстве (подвижные игры);
9. приобщать к совместной деятельности (гимнастика, упражнения, подвижные игры);
10. воспитывать самостоятельность (при выполнении упражнений, роли водящего в играх);
11. обучать работе с несложными спортивными снарядами-предметами (палки, мячи, флажки и т. д.)