МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 2 часть

Ирина Махова
Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы

I. Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными общеразвивающими движениями, играми.

При организации двигательного режима я учитываю степень моторности каждого ребёнка возрастной группы.

По степени активности детей я разделяю на три группы: нормальные, моторные, малоподвижные.

Дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

Методы, используемые на физкультурных занятиях :

Публикация «Опыт работы по теме „Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО“, 2 часть» размещена в разделах

1. Метод строго регламентированного упражнения я реализую с возможно полной регламентацией, которая предполагает соблюдение следующих условий:

наличие твердо предписанной программы движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

точное нормирование нагрузки по ходу выполнения упражнения, а также нормирование интервалов отдыха и чередование его с нагрузками; создание внешних условий, облегчающих управление действиями ребёнка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, способствующих выполнению учебных заданий, дозирование нагрузки, контроль над её воздействием и т. д.).

Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств.

2. Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на мышцы, различные органы и системы организма. Цель метода — достижение оздоровительного эффекта от упражнений, повышение работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых я предусматриваю по окончании всего круга. Используя метод круговой тренировки, рекомендуется:

начинать с нагрузки не более 50 % от максимально возможной для каждого ребенка (повышение нагрузки осуществляется путем увеличения количества упражнений, времени их выполнения, скорости, а также укорочения отдыха между кругами);

оптимальное количество упражнений 6—8 (они выполняются в быстром темпе и подбираются в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, их содержание может оставаться постоянным);

постепенно повышать скорость преодоления кругов.

Выделяются три способа упражнений с интервалами в круговой тренировке:

воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма и выполнение этих упражнений на каждом из снарядов, расположенных в определенной последовательности;

подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;

использование упражнений с различными предметами.

Используя интервальный метод круговой тренировки, я учитываю следующие факторы:

тренировочную нагрузку целесообразно повышать постепенно в ходе занятий - от 50 - 60% до максимальной на каждой «станции». Повышать нагрузку можно за счёт увеличения количества упражнений на каждой «станции» или интенсивности их выполнения;

оптимальное количество «станций» от 6 до 8—10, необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений с учетом индивидуальных способностей ребёнка до максимального;

после выполнения упражнений, перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно в течение одной минуты.

2. Игровой метод отражает методические особенности игры и игровых упражнений, которые широко используются в физическом воспитании. Он близок к ведущей деятельности ребёнка, даёт возможность совершенствования двигательных навыков. В работе с детьми я использую сюжетные и несюжетные, а также спортивные игры. Игровой метод даёт возможность совершенствования двигательных навыков, самостоятельных действий, проявления самостоятельности и творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребёнка.

3. Соревновательный метод в относительно элементарных формах широко применяется в работе с детьми дошкольного возраста.

Он эффективно способствует практическому освоению действий физических упражнений и используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача: кто быстрей принесёт флажок, кто дальше бросит мяч. В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, эффективно развивать творчество.

На всех занятиях я использую общедидактические методы: наглядный, вербальный (словесный, практический.

Наглядные методы формируют представления о движении, яркость чувствительного восприятия и двигательных ощущений, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребёнка, способствуют осмыслению поставленных задач, их содержания, структуры, осознанному выполнению физических упражнений, самостоятельному и творческому применению их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребёнка, правильность их восприятия, моторные ощущения. Практические методы жестко регламентированы. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Приёмы обучения ребёнка движениям.

Все методы обучения движениям взаимосвязаны. Каждый включает в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач.

Методический приём — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении используются разнообразные приёмы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие ребёнка.

Методические приёмы я выбираю в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребёнка. Целесообразный подбор приёмов позволяет мне воздействовать на все анализаторные системы ребёнка, активизировать его сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий. В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приёмы. Я использую разнообразные приёмы наглядного метода. Так, наглядно-зрительные приё мы обеспечивают: правильный, чёткий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование фотографий, рисунков и т. д.

Приёмы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основаны на непосредственной помощи педагога, который прикосновением к ребёнку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребёнок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, я провожу рукой по спине; или если ребёнок затрудняется сделать наклон вперёд, я помогаю ребёнку наклониться пониже. Использование этого приёма должно быть кратковременным. В противном случае ребёнок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот приём способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки я использую ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т. д. Наглядно-слуховые приёмы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребё нок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Топ, топ, топ, топ —

Шагают наши ножки.

Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.

Приёмы вербального (словесного) метода играют важную роль в обучении ребёнка движению. Я даю краткое одновременное описание и объяснение физических упражнений, которое опирается на двигательный и жизненный опыт ребёнка, его представления. Свои пояснения я сопровождаю конкретным показом движений и его отдельных элементов. К вербальным приёмам относятся также указания о выполнении движения, беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточнение сюжета подвижной игры или последовательности двигательных действий и т. п. ; вопросы, которые я задаю ребёнку до начала выполнения физических упражнений для выяснения осознанности последовательного выполнения двигательных действий или проверки имеющихся представлений об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнении игровых правил.

На занятиях я использую команды, распоряжения, сигналы. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности. Например, команда: «Равняйсь!» - или сигнал: «Раз, два, три — беги!» и т. д. Для определения ведущего или распределения ролей в игре я использую разнообразные считалки. Считалками ( народные названия: счет, читки, пересчет, говорушки) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми. Считалка не знает сословных барьеров, перешагивает границы разных стран, была в обиходе детей многих народов.

О значении считалок А. П. Усова, выдающийся специалист по дошкольному воспитанию, писала, что они как бы вводят в игру, помогают распределению ролей, служат самоорганизацией детей подобно присказке, которая вводит в сказку.

Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Следовательно, считалка несёт познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей.

Во время соревнований я иногда использую жеребьёвку. Жеребьёвка - относится к игровому зачину и предназначена чаще всего для того, чтобы разделиться на две команды.

Один из вариантов жеребьёвки - в виде игры. Двое, условившись, кто из них будет как называться, берутся за руки, остальные по одному проходят в образованные таким образом воротца и отвечают на вопрос, становясь на сторону того, чье название выбрал.

Например: Конь вороной

Остался под горой.

Какого коня,

Сивого или золотогривого?

или

Наливное яблочко

Или золотое блюдечко?

Анализируя содержание текстов жеребьёвных скороговорок, мы погружаемся в мир разнообразных детских интересов, увлечений, забав.

Результативность обучения при формировании двигательных навыков у ребёнка во многом зависит от степени осознанности им содержания и структуры упражнения, последовательности его выполнения. Важную роль в этом играет активизация идеомоторных представлений. При выполнении упражнений у ребёнка вырабатываются условно-рефлекторные связи, при их повторении, в том числе и мысленном, происходит уточнение этих связей, а в результате и практическое улучшение выполнения упражнений (А. И. Пуни). Поэтому я в процессе формирования двигательных навыков использую разнообразные приёмы активизации идеомоторных представлений. Так, при достижении стабилизации навыка ребёнку предлагается вспомнить и рассказать последовательность выполнения упражнения. Для облегчения задачи ему я предлагаю план-схему — «Вспомни и расскажи, как выполняется упражнение метание в цель, какое исходное положение ног, рук, с чего начинается и как заканчивается упражнение». Ребёнок отвечает, иногда он пытается сопровождать объяснение упражнения выполнением его. Слова и одновременное движение являются выражением зрительно-двигательного представления и облегчают ответную реакцию на задание. Предлагая ребенку выполнить движение, педагог может попросить вспомнить его молча, а затем сделать.

Такие приёмы обучения обеспечивают самоконтроль ребёнка за правильностью выполняемого им движения, заинтересовывают, повышают эмоциональное состояние, собранность и устойчивость внимания.

Практические методы побуждают ребёнка к воспроизведению упражнений, их вариативному использованию, выполнению игровых ролей, участию в соревнованиях, выполнению роли судей при проведении соревновательных игр, выполнению роли капитанов команды, повышают интерес к самосовершенствованию, побуждают к целенаправленному, заинтересованному упражнению в круговой тренировке.

II. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Её назначение и методика проведения общеизвестны.

В нашем детском саду я провожу утреннюю гимнастику ежедневно до завтрака в течение 6–12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).

При составлении комплексов утренней гимнастики в течение года я соблюдаю вариативность содержания и характера. В своей практике, наряду с традиционной утренней гимнастикой, я использую разные её типы и варианты, как в содержательном плане, так и в методике проведения. Составлена картотека комплексов утренней гимнастики для всех возрастных групп.

Варианты утренней гимнастики:

Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры или 5–7 игровых упражнений имитационного характера, а также разной степени интенсивности, которые выполняются как комплекс упражнений общеразвивающего воздействия.

Комплекс музыкально-ритмических упражнений (состоящий из разминки, 5–6 основных развивающих упражнений в танцевальных движениях.)

В водной и заключительной части утренней гимнастики я включаю различные построения и перестроения, различные виды ходьбы, бега, прыжков с постепенным увеличением двигательной активности детей. Предлагаю упражнения на равновесие и развитие координации, подвижные игры и основные развивающие упражнения.

Комплекс утренней гимнастики я повторяю в течение двух недель.

Активизация функциональной деятельности организма детей 5–7 лет происходит за счёт увеличения продолжительности утренней гимнастики – 10–12 мин., длительность непрерывного бега – 2-З мин., увеличение количества подскоков – 30–50 и их усложнение, увеличение темпа и их повторение. Каждое упражнение повторяется от 3 до 8 раз из разных исходных положений (стоя, стоя на коленях, сидя, лёжа на спине и животе, с предметами и без предметов) .

III. Физкультминутки проводятся воспитателями по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию элементарных математических представлений, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.

Физкультминутки применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство (как правило, на 12–15 мин. наступает утомление, можно предложить несколько физкультурных упражнений, стоя у своих столов или на свободном месте в группе. Это упражнения общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны, полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. После физкультминутки дыхание у ребёнка остается спокойным.

Можно проводить физкультминутку с музыкальным сопровождением, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т. д.).

В старшем дошкольном возрасте дети самостоятельно воспроизводят весь комплекс целиком после 2–3 повторений. Во время организации применяется музыкальное сопровождение.

IV. Гимнастика после сна.

В гимнастику после сна я включаю щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений в сочетании с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, самомассажа.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.

Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

Гимнастика в постели включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем дети переходят в комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.

Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут (для старших дошкольников).

Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребёнку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. В течение года используются разные варианты гимнастики, комплексы меняются каждые две недели.

V. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

• Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе созданы так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель);

• пространство организованно таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

VI. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей

на прогулке

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней).

При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды, выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. Педагоги нашего детского сада учитывают все рекомендации, требования, соблюдают все правила в укреплении здоровья детей.

В течение прогулки рекомендуется проводить три подвижных игры. Подбирая игры для дневной прогулки, воспитатели учитывают предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий проводятся игры средней подвижности - в середине или конце прогулки.

Кроме этого организуются игры:

• забавы

• аттракционы

• игры-эстафеты

• сюжетные подвижные игры

• игры с элементами спорта

• сюжетные подвижные игры

• бессюжетные подвижные игры

• народные игры

• хороводные

• спортивные упражнения.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Публикации по теме:

Презентация «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Приоритетным направлением нашего учреждения является укрепление и сохранение здоровья детей, в связи с этим инструктором по физической культуре.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми второй младшей группы Физкультурно-оздоровительная работа с детьми второй младшей группы воспитатель МАДОУ "Буратино" г. Когалыма Данич Ирина Дмитриевна Современное.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Янбахтина Валентина Валерьевна Инструктор по физической культуре МКДОУ Большетавринский детский сад №1 – филиал Сарсинский детский сад.

Опыт работы «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Физкультурная и оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении - это целенаправленная и систематически спланированная работа.

Физкультурно-оздоровительная работа в группах Физкультурно-оздоровительная работа в группах. 1. 1. Создание экологически благоприятных условий в помещении для игр и занятий детей: - соблюдение.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУФизкультурно-оздоровительная работа в ДОУ Физкультурно-оздоровительная работа в МБДОУ Детский сад №5 «Солнышко» Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем.

Физкультурно — оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Физкультурно – оздоровительная работа в условиях дошкольного учреждения Дошкольник мой…. В глаза твои смотрю И целый мир, вселенная навстречу.

Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста»Из опыта работы «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста» Слайд 1: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад «Солнышко» Слайд 2: Концепция воспитательной.

Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ»Опыт работы «Оздоровительная работа в ДОУ» Оздоровительная работа в ДОУ Воспитатель Захарова У. В. МДОУ детский сад "Золотые зернышки" с. Детчино Калужская обл. Одной из главных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 2 часть
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 23:38
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОО». 2 часть» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Махова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД