Ксения Рудь
Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании
Публикация «Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников „Мы вместе“ как здоровьесберегающая технология» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние на умственное, физическое развитие, трудовую подготовку, воспитание эстетических чувств и интересов.
Как утверждает К. Д. Ушинский, приобщение к духовно-нравственным ценностям «составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 томах. Т. 2. / С. Ф. Егоров. - М. : Педагогика, 1988. - 496 с. ].
Высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» [цит. по: Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. И. Ф. Исаев. - М. : Гардарики, 2000. - 519 с. ].
В настоящее время имеется несколько подходов к определению содержания духовно-нравственного воспитания : когнитивный, оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, аксиологический, поведенческий, в своей работе мы используем комплексный подход и рассматриваем духовно-нравственное воспитание как целостный процесс формирования нравственных убеждений, развития нравственных чувств, формирования навыков и привычек нравственного поведения, выработки правильных нравственных оценок, формирования характера, черт личности, интериоризации общечеловеческих ценностей и формирования мировоззрения человека.
Процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников - это длительное, целенаправленное, систематическое развитие мотивационно-ценностный, интеллектуальный, поведенческо-волевой, психоэмоциональный, рефлексивно-оценочный сфер личности посредством приобщения детей к моральным и духовным ценностям, развития нравственных качеств (ответственности по отношению по отношению к себе, людям, здоровью, учебной деятельности, семье, Родине, другим культурам).
По данным Ковалько И. В., к здоровьесберегающим относиться технология организации воспитательного процесса, которая включает в себя освоение ребенком различных социальных ролей и норм поведения в процессе игры, построение аналогов определенных фрагментов реальности для отработки правил и норм поведения [Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : «ВАКО», 2004, 296с. ]. При этом педагогическая система может называться здоровьесберегающей, если при ее использовании решается задача сохранения здоровья учащихся.
Согласно ВОЗ, здоровье определяется как состояние полного физического, психологического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, т. е. духовное здоровье - один из четырёх аспектов состояния полного здоровья человека и имеет тесную взаимосвязь с нравственностью.
Современная медицина уделяет достаточное внимание первым двум составляющим здоровья - физической и психической, а вот духовной составляющей внимания уделяется не достаточно. В связи с этим на педагога ложится особая ответственность за формирование у учащихся способности в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу творения, а не разрушения, ответственности по отношению к себе, людям, здоровью, учебной деятельности, семье, Родине, другим культурам.
Модель духовно-нравственное воспитания младших школьников средством факультативного курса «Мы вместе» включает:
1) духовно-нравственного развитие младших школьников, формирование, сохранение и укрепление духовного здоровья средствами данного факультативного курса. Его задачами являются: вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о духовно - нравственных нормах, раскрыть их социальную и психологическую целесообразность; развивать устойчивость эмоциональной сферы и ее оптимальную саморегуляцию; формировать культуру общения, внешности, организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения, ответственное отношение к себе, людям, здоровью, учебной деятельности, семье, Родине, другим культурам; воспитание личности ребёнка, знающей и умеющей применять на практике способы и модели нравственного поведения;
2) Содержательную основу духовно-нравственного воспитания младших школьников составляют следующие тематические разделы: «Секреты доброты и вежливости», «Секреты общения успешного взаимодействия», «Поговорим о жизни: я и другие», «Народные праздники», «Сокровища мудрости», «Мир глазами души».
3) В ходе проведения факультативного курса нами применяются следующие методы:
Метод рассказа используются с помощью методических приемов, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные, логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования.
Метод рассказа применяется на уроке «Любую болезнь лечит доброе слово» следующим образом: Многие люди любят одевать красивую, нарядную, праздничную одежду. Поднимите руку, кто любит. А слова - это одежда для наших мыслей. Так и нашим мыслям постоянно хочется одеваться в красивую одежду. Давайте каждый день будем одевать наши мысли только в самые красивые одежды. Что значит одевать мысли в красивую одежду? (говорить добрые, красивые слова) Это какие слова? (слова приветствия, ласковые слова). У каждого слова есть своя сила. В добром - добрая, в плохом - злая. Если мы говорим плохие, нецензурные, грубые, некрасивые слова, то мы привлекаем к себе злую силу, которая ходит следом за своим хозяином, поэтому такой человек часто болеет, учится на 2 и 3, и ничего у него не получается, все идет на перекосяк. Раз человек говорит плохие слова, то это значит, что у него дурные мысли и такого человека надо опасаться.
В данном случае проводиться параллель между словом и одеждой, что позволяет проиллюстрировать младшим школьникам необходимость контроля за своей речью, опасность произносить плохие слова и их негативное влияние на человека.
Метод рассказа дополняется практическими и наглядными методами, он тесно связан с методами разъяснения и беседы.
В ходе применения метода беседы используются приемы постановки вопросов (основных, дополнительных, наводящих, обсуждения ответов и мнений учеников, корригирования ответов, формулирования выводов из беседы. В ходе реализации кружка данный метод является сквозным и дополняет каждый урок по кружку. Метод беседы на занятии по теме «Земля наш - дом» реализуется с помощью системы специально подобранных вопросов: что вы представляете, когда слышите слово «земля»? (Земля - планета; земля - почва, на которой растут травы, деревья и цветы; родная земля - место, где человек появился на свет; земля - обширные просторы, на которых люди строят города, и т. д.). Что вы испытываете, когда идете по полю, а вокруг вас бескрайние просторы? Разговаривали ли вы когда-нибудь с землей? Представьте, что вы разговариваете с ней. О чем бы вы спросили ее, что рассказали бы о себе? Как вы думаете, о чем говорит земля с небом, ветром, звездами, солнцем, деревьями? Как вы думаете, почему землю часто называют кормилицей или родимой матерью? Что общего между землей и матерью? Напишите черты сходства (Как мать любит своих детей, так и земля любит и кормит всех живущих на ней. Земля, как и мать - добра и терпелива; она всегда рядом, в любой момент готова защитить и прийти на помощь.). Как вы думаете, почему в древности люди обожествляли землю? Как вы думаете, есть ли у земли характер? Меняется ли ее настроение? Как вы думаете, улыбается ли земля? Расскажите о каком-либо эпизоде из вашей жизни, когда вы почувствовали, что земля улыбается. Плачет ли земля? Как вы думаете, что заставляет ее плакать? Взгляните на тему нашего занятия «Земля - наш дом». Почему именно земля называется нашим домом, а не наша квартира? Что является самым необходимым и важным для нормальной и удобной жизни в квартире (дома). Например: тепло, чистота, уют, вкусная еда, чистая вода, свежий воздух, удобная постель. Давайте составим список и зафиксируем его на доске. Что было бы, если бы вода появлялась в вашем доме только раз в месяц? Если бы ваш дом не отапливался? Если бы в доме не было света? Если бы улицы и ваша квартира никогда не убирались? Как вы думаете, может ли это случиться на самом деле? Что люди должны предпринять, чтобы это не случилось?
Метод убеждения предполагает логическое доказательство понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия и суждения, сколько их доказательность. С этой целью мы используем методы разъяснения, который реализуем с помощью эксперимента.
Эксперимент «слово не воробей» проводится по теме «Любую болезнь лечит доброе слово» : солонка - это мы сами, соль - наши «нехорошие» слова, миска воды - человек, которому адресованы наши слова. Высыпьте соль в воду и посмотрите как слова растворяются в другом человеке, если он принимает их близко к сердцу. Вспомните те слова, которые вы говорили, возможно, вы бы хотели взять их назад, но как их вернуть? - к сожалению их не вернуть, как и эти растворившиеся кристаллики соли. Какой из этого следует вывод? (ответы детей).
Эксперимент «Содержание определяет форму» проводится по теме «Добрый человек поймет по взгляду в трудную минуту будет рядом» : воздушный шар символизирует человека. Каждый их людей наполнен дыханием жизни, словно надутый шар. Учащиеся надувают сами по воздушному шару, наполняя их дыханием. Мы видим только внешнюю сторону воздушного шара или внешний облик людей. Нам кажется, что эта сторона является самой важной. Что придает форму шару? Воздух, внутреннее содержание, если бы не это внутренне содержание, наш шар так и остался бы ненадутым бесполезным лоскутком мягкой резины. Так и с человеком, очень важен его внутренний мир - мысли и чувства, а не внешние недостатки.
Тесно пересекающиеся методы эксперимента и разъяснения позволяют продемонстрировать психологическую и социальную целесообразность, причинно-следственную обусловленность нравственных понятий и категорий.
Метод упражнения и практикумы (система упражнений и игровых заданий) позволяют выработать у младших школьников практические умения и навыки применения в жизненной практике духовно-нравственных норм и правил.
С помощью системы упражнений и игр учащиеся в процессе занятия по теме «Секреты общения или чтобы было много друзей» подходят к выводу правил успешного общения и взаимодействия:
1) игра «Паровозик» : один из участников – паровозик, ему дается задание: обойдя всех и называя каждого по имени, собрать пассажиров, когда паровозик соберет всех, учитель спрашивает его, кого он взял первым и почему; на какое правило общения указывает эта игра? - обращайся к человеку по имени;
2) игра «Опиши друга» : два человека встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется, кто оказался точнее при описании друга; при описании у нас возникли трудности, как вы думаете почему они у нас возникли? - необходимо быть более внимательными к окружающим.
Использование элементов треннинговых занятий позволяет развивать навыки саморегуляции, самосовершенствования и коммуникации.
Элементы аутогенного тренинга позволяют снять эмоциональное напряжение и достичь равновесия вегетативных механизмов регуляции функций организма. Во время урока «Законы доброты или легко ли быть добрым» учащиеся закрывают глаза, играет спокойная музыка (звуки природы) и по указаниям учителя представляют как они гуляют по лесу и выходят на поляну, где стоит домик, но дом не простой, а магазин «сокровищница мудрости»; в этом магазине ничего нельзя купить за деньги, но каждый может приобрести в нем одно хорошее качество, которого очень не хватает в обычной жизни, а купить его можно лишь отдав за него одно плохое качество навсегда. Каждый участник делает выбор какое качество следует купить, а от какого избавиться.
Элементы коммуникативных тренингов позволяют развивать навыки общения и взаимодействия с людьми. В ходе урока «Секреты общения или чтобы было много друзей» мы используем прием «паутинка дружбы» : учащиеся садятся в круг и передавая маток ниток, говорят соседу напротив доброе пожелание (можно раздать карточки с именами, тем самым образуется паутина. Когда паутина будет готова дружно складываем ее, чтобы никто не смог ее порвать и отныне мы все друзья, связанные крепкой паутиной дружбы и добра.
В ходе урока «Когда у друзей лад каждый этому рад» мы используем метод треннинговой работы с помощью приема «Учимся мириться» : добрая фея подарила чудесный напиток дружелюбия (заранее приготавливается графин с соком). После того, как каждый участник сделает глоток, учитель просит закрыть глаза и представить как в душе распускается цветок дружелюбия, мира и добра. Затем учитель просит детей нарисовать этот цветок и поясняет, что такой цветок требует заботы и ухода, учащиеся высказывают свои предположения как можно сохранить цветок дружелюбия в душе.
Применение метода театрализации находит свое отражение на занятие «Премудрости Маркиза Этикета и Госпожи Нравственности: путешествие в страну добра» При знакомстве с темой используем элементы метода театрализации в основе которого лежит игровой практикум. Урок посещают герои: Госпожа Нравственность, Маркиз Этикет, Маркиза Эстетика, Виконт Хороший Вкус, Господин Здоровый Образ Жизни, с помощью которых происходит знакомство с понятием нравственность и выявление ее составляющих категорий через игровую деятельность посредством практических упражнений.
Методы стимулирования и мотивации оказывают значительное эмоциональное воздействие и реализуются с помощью игры, соревнования, поощрения.
Метод поощрения реализуется в процессе организации кружка посредством словесного одобрения, материального поощрения посредством получения учащимся медалек за доброту, вежливость, активность и т. д., а также небольших подарков в качестве ручки, блокнота или календарика.
Метод поощрения направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения, испытанное поощренным школьником, вызывает у него прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью.
Метод соревнования учитывает естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Данный метод нашел отражение в ходе занятия «Законы доброты, или легко ли быть добрым», реализуется с помощью игры «Кто добрее» : класс делится на группы. Задание: каждая группа - семья каких-либо зверей из лесного города, например: двое родителей и их детеныши; один ребенок - добрая сова; он раздает группам карточки с названиями разных животных. Затем сова на одну минуту выходит из класса, и за это время дети из звериных семей «теряются», т. е. перебегают в другие группы. Задача совы - как можно быстрее вернуть зверят к их родителям. Затем игра повторяется. Самая добрая та сова, которая быстрее всех вернет детей в семьи и ни разу не ошибется.
Условиями оптимального влияния курса на духовное здоровье и нравственное развитие учеников выступают его систематическое преподавание, а также учет гуманистического, природосообразности, сознательности, связи теории с практикой, наглядности принципов.
4) Условиями оптимального влияния курса на духовное здоровье и нравственное развитие учеников выступают систематическое преподавание факультативного курса «Мы вместе», а также учет следующих принципов: гуманистического, природосообразности, сознательности, связи теории с практикой, наглядности.
В эксперименте приняли участие 2 группы учащихся третьего класса - экспериментальная и контрольная, по 20 человек.
Программа психолого - педагогической диагностики включает в себя оценку уровней развития компонентов духовно-нравственной сферы младших школьников.
1) Мотивационно – ценностный компонент оценивался с помощью методики М. Рокича. Ценностные ориентации обеих групп: дружба и друзья, здоровье, счастливая семья и учение, любовь к людям, являются залогом рациональной организации жизнедеятельности и базой для формирования устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.
2) Интеллектуальный компонент оценивался с помощью методики И. Б. Дерманова «Что такое хорошо, что такое плохо?». В начале исследования он характеризовался несформированностью нравственных понятий и представлений. У учащихся экспериментальноой группы к концу учебного года количество детей со средним уровнем интеллектуального критерия увеличилось на 10%, с высоким - на 5%, а с низким уменьшилось на 15%. У учащихся контрольной группы значительных изменений не наблюдалось.
3) Поведенческо – волевой компонент оценивался с помощью категориальной системы наблюдения и оценки нравственной воспитанности Н. И. Дереклеевой. У учащихся экспериментальной группы уровень нравственной воспитанности за год увеличился на 25 %, в то время как у учащихся контрольной - уровень нравственной воспитанности за год увеличился лишь на 10 %. Следовательно, прослеживается положительная динамика в формировании ответственности по отношению к себе, людям, здоровью, учебной деятельности, семье, Родине, другим культурам.
4) Диагностика психоэмоционального компонента осуществлялась с помощью дифференцированных шкал эмоций по К. Изарда. В начале исследования 50% учащихся экспериментальной группы имели самочувствие, которое можно охарактеризовать как отрицательное с пониженным настроением, 50% - самочувствие, в целом отвечающее положительному с повышенным настроением. За год этот показатель увеличился на 20%, в контрольном классе - на 5%, что значительно меньше, чем в экспериментальном классе. Положительная динамика говорит о тенденции к нормализации и развитии оптимальной саморегуляции эмоциональной сферы младших школьников.
5) Рефлексивно – оценочный компонент оценивался с помощью категориальной системы оценки нравственной воспитанности Н. И. Дереклеевой «Что я могу сказать о себе», адаптированной к младшему школьнику. По мнению учащихся экспериментальной группы, уровень их нравственной воспитанности за год снизился на 3%. Это может быть обусловлено повышением критичности в оценки своего поведения, что создает условия для активизации стремления и мотивации поступать, согласно нравственным нормам и требованиям.
По мнению учащихся контрольного класса, уровень их нравственной воспитанности за год увеличился на 6%, что может свидетельствовать о несколько завышенной оценке своего поведения. Это в свою очередь, может затруднять обдумывание поведения с позиции нравственности.
Таким образом, систематическое и целенаправленное развитие нравственной сферы младших школьников способствует укреплению и сохранению духовного здоровья посредством :
1) развития устойчивости эмоциональной сферы младших школьников и ее оптимальной саморегуляции;
2) развития адекватной критической оценки своего поведения с позиции применения духовно – нравственных и социальных норм;
3) формирования ответственности по отношению к себе, людям, здоровью, учебной деятельности, семье, Родине, другим культурам;
4) сохранения адекватности деятельности и оптимальности саморегуляции поведения, эмоций в широкой временной перспективе.
Литература:
1) Засобина Г. А., Назаров В. И. Здоровье и возможности его сохранения в педагогическом процессе: уч. пособие. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. – 192 с.
2) Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. : «ВАКО», 2004, 296с.
3) Психология здоровья : Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. : Питер, 2006. – 607с.
4) Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. И. Ф. Исаев. - М. : Гардарики, 2000. - 519 с.