Яненко Оксана Дмитриевна
Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Технология, повышающая интерес к чтению.
Выполнила: учитель начальных классов
Яненко Оксана Дмитриевна
Цель: повышение уровня читательской культуры и интереса к чтению у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить научные подходы к проблеме формирования читательской культуры детей младшего школьного возраста.
2. Выявить особенности формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.
Публикация «Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников» размещена в разделах
3. Проанализировать организацию работы по повышению интереса к чтению и формированию читательской культуры младших школьников.
Краткое описание технологии по повышению интереса к чтению у детей младшего школьного возраста
Необходимой составляющей в формировании личности младшего школьника является интерес пользования книгой. Развитие чтения в непрерывном образовательном процессе (от дошкольника до выхода со школьной скамьи) рассмотрено в педагогической литературе не в полной мере.
На мой взгляд, очевидным является, что знакомство с произведениями художественной литературы в нравственном воспитании играет важную роль в развитии ребенка.
Одной из главных ценностей детского возраста заключается в том, что в этом возрастном периоде закладываются основы культурного начала, становление личности. Важность этого вопроса также в том, что в процессе общения с книгой познается не только прошлое, настоящее и будущее окружающего мира, ребенок учиться думать, анализировать, а это является основой развития и становления личности.
Одной из существующих в настоящее время проблемой является то, что конкурентом детского чтения стала «электронная книга», пользование всемирной сети Интернет.
Внедрение нашей технологии по повышению интереса к чтению актуально тем, что ребенок читает не только информационную литературу, но приобщается к художественной.
Недопонимание роли художественной литературы в жизни ребенка приводит к дефициту общения, снижению интеллекта и многих других психических процессов. Чтение художественной литературы - это не только развитие интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости на слово мастера, адресованное ребенку и присвоенное им. Маленький читатель редко запоминает имя автора, отвечает «Я» при вопросе, кто сочинил данное художественное произведение. В этом кроется присвоение субъекта художественного произведения и тайна рождения интереса к чтению, а также потребность читать.
Издатели книг говорят о том, что ребенок читает и любит то, что соответствует опыту родителей в познании книги детства. Существующая проблема в том, что в свое время прочли родители в период своего детства.
Изучая, произведения, которые читатели родители, происходит отставание примерно на тридцать лет. Конечно, невозможно найти книгу для ребенка, где происходят события сегодняшних дней. В современной детской литературе нет писательского опыта по взглядам на проблемы детства.
Все это приводит к изобилию игровой литературы, а это литература вне времени и пространства.
Существующая проблема приобщения младшего школьника к чтению в основном заключается в определении круга детского чтения, (регламентированный набор художественных списков). Список литературы для младших школьников, представленный в современных программах, показывает совершенно разную картину по содержанию и объему в каждой из программ.
В рассмотренном вопросе есть несколько других проблем, которые влияют на начальное восприятие художественного произведения ребенком, оказывают воздействие на его литературное образование. Рассматривая известные сказки многие родители недовольны их содержанием и видят негативные стороны любимых сказок. И опять же здесь мы видим влияние на родителей Интернета – на сайтах вывешивают «черные списки» детской литературы. На Интернет – сайтах чаще присутствуют субъективные эмоции, а не объективные факты.
Делая вывод по этой проблеме, все это негативно сказывается на читательском становлении младшего школьника и родителя.
Технология, предлагаемая мной в качестве повышения интереса к чтению детей младшего школьного возраста, основывается на следующих моментах.
В начале каждой новой учебной недели я предлагаю ученикам новое художественное произведение. Это может быть сказка, рассказ, басня, т. д. Далее в течении недели дети прочитывают дома данное произведение. Результат прочтения они записывают в читательский дневник. Читательский дневник заполняется следующим образом: в начале пишется название книги, автор, далее описываются главные герои и вносится краткое содержание прочитанного произведения. Это может быть впечатление ребенка об этом произведении, может быть наиболее понравившаяся часть сказки, рассказа. Рисунки в читательском дневнике мною также поощряются, ведь это духовная составляющая отношения ребенка к прочитанному, его эмоциональная составляющая.
В конце недели (пятница) на четвертом, либо дополнительном уроке, ученики показывают свои читательские дневники, делятся впечатлениями по прочитанному произведению. Данная технология имеет настолько положительный эффект, что в большинстве случаев на обсуждение уходит не один положенный урок, а два, при условии соблюдения образовательного плана. Дети заинтересованы как процессом обсуждения, так и демонстрацией своих дневников, для каждого ученика важно поделиться своими записями, рисунками, мнениями.
В завершении обсуждения определенного произведения, моя задача заключается в закреплении материала, а также в оценивании читательских дневников и активности в обсуждении. В журнал (каждую пятницу) ставлю оценку по литературному чтению. Также, где мы записываем в дневник поведение, ведение дневника, внешний вид, отдельною строкою тоже пишем -читательский дневник, ставлю подпись и оценку.
Способ применения данной технологии можно описать как довольно широкий, ведь применять его может не только учитель начальных классов, но и учитель литературы в средней и даже старшей школе. Данная технология настолько универсальна в применении, что рекомендована мной даже для домашнего использования. В данном случае можно говорить о совместном прочтении заданных произведений с родителями. Это, во-первых, приводит к достижению основной цели нашей технологии – повышение интереса к чтению, а во-вторых, эмоционально сближает ребенка и родителя.
Также важно отметить тот факт, что мы не определяем четких границ по временному планированию применения данной технологии. Она может быть растянута на все начальное образование, а также может быть продлена и далее в средней и старшей школе.
Что касается моего опыта, то я реализую данную технологию в течение двух лет. На момент начала апробирования технологии мои ученики были во втором классе, на данный момент они обучаются в 4-м классе.
Анализ результатов использования технологии по повышению интереса к чтению и повышению читательской культуры младших школьников показал даже на начальном этапе положительные изменения как в познавательной сфере учащихся, так и в эмоциональной сфере.
На данном этапе (второй год реализации технологии) мною отмечены следующие особенности у детей. Ученики настолько заинтересованы в прочтении и анализе той или иной книги, что даже начинают рекомендовать ее прочтение тем, кто по какой-то причине пропустил занятия и с книгой не имел возможности ознакомиться.
Также важным отмечу тот факт, что положительно и благодарно окрашены отзывы, которые я получаю от родителей школьников, с которыми мы отрабатываем данную технологию. Родители указали на положительные изменения в учебной сфере у детей, которые в свою очередь стали более усидчивы, проявляют искренний интерес к новому произведению, старательно заполняют свои дневники. Есть дети, которые так заинтересованы книгой, что после уроков спешат домой дочитать её, узнать что там будет дальше и рассказать учителю, что очень приятно.
Таким образом, в завершении хочется сделать главный вывод о применении данной технологии. В современном мире ребенку сложно сориентироваться во множестве качественной и не качественной литературы, пусть даже предназначенной для детей. Взрослый (учитель, родитель) как раз в этот момент может помочь ребенку заложить фундамент интереса к познанию и открытиям, который сохранится у него на всю жизнь.