Марина Ишутинова
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКОТЕРАПИИ
ИШУТИНОВОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ
СТАРШАЯ ГРУППА «ЛАДЬЯ»
2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
С детства я воспитывалась на сказках. Своего сына тоже
Публикация «Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2017
воспитывала на сказках. Своих внуков стараюсь приобщать к устному народному творчеству и сказкам. В своей работе с детьми приоритетным методом я считаю метод сказкотерапии. Ведь где, как не в сказке побеждает добро; можно сопереживать положительным героям и негативно относиться к поступкам отрицательных героев.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию – свой педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии.
3 СЛАЙД - СКАЗКОТЕРАПИЯ - процесс смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения.
Основными задачами сказкотерапии в концепции духовно-нравственного воспитания являются :
- Усвоение общепринятых норм общения с другими людьми и со сверстниками;
- Развитие фантазии и воображения;
- Обретение веры в себя;
- Устранение страхов, тревожности и неуверенности в себе;
- Воспитание в детях христианских добродетелей: любви, взаимовыручки, доброты, доброжелательности по отношению к взрослым и детям, а так же братьям нашим меньшим;
- Познание о Боге (в целях лучшего усвоения информации, и её доступности детям).
4 слайд - Формы и методы работы сказкотерапии.
- Метод «Рассказывания и сочинения сказки».
- Метод «Чтения терапевтических сказок из серий : «Антикапризин», «Общительные сказки», «Эстетические сказки» и др.
- Метод «Рисования сказки».
- Метод «Изготовления кукол для сказки».
- Метод «Психотерапевтическая диагностика».
- Метод «Песочная терапия».
- Метод «Инсценировки и театрализации сказки».
Какие сказки можно использовать на занятиях
по духовно-нравственному воспитанию?
- Сказки для детей, испытывающих страх.
- Сказки для подвижных и гиперактивных детей.
- Сказки для агрессивных детей.
- Сказки для детей, которые говорят неправду.
- Сказки для детей, которые хитрят.
5 слайд - Сказкотерапевтическое занятие :
Состоит из процесса «входа в сказку» (психологического настроя);
основной части, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка;
процесса «выхода из сказки».
Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре или с участием детей. На занятиях используются различные формы работы: игра, отгадывание загадок, путешествие по сказкам, рисование, песочная терапия и др.
6 слайд - Сказка «Репка» (Метод исценировки с кукольным театром) - воспитатель рассказчик.
Во 2 младшей группе на занятиях по духовно-нравственному воспитанию в большинстве занятий как форму работы я использовала метод инсценировки сказки с настольным кукольным театром. Вводная часть сказкотерапевтического занятия, как правило начинается упражнением на эмпатию. Здесь можно использовать светящийся шарик, электрическую свечу, «волшебную палочку» и т. д. Упражнение на эмпатию: создание таинственной сказочной обстановки; настрой на взаимодействие. Данное сказкотерапевтическое занятие решает одновременно многие задачи:
- Стимулирование детей на проявление
чувств любви, уважения.
- Стимулирование детей на обращение
с вежливой просьбой.
- Стимулирование у детей проявления
таких христианских качеств как доброта
по отношению к ближнему.
Цель: Активизировать дидактический компонент сказки; развивать интеллект детей; научить внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Формы работы, которые я использовала в этом занятии :
• Рассказ воспитателя
• Театрализация сказки «Репка»
• Имитация труда под музыку
• Упражнение на показ противоположных понятий
• Отгадывание загадок
• Упражнение на диафрагмальное дыхание и звукопроизношение
• Игра «Весёлый счёт»
7 слайд - Сказка «Курочка Ряба».
В средней группе на занятиях по духовно-нравственному воспитанию использовалась инсценировка сказки с настольным кукольным театром с участием воспитателя и детей. Дети и воспитатель импровизируют и сочиняют сказку на новый лад. Сказка рассказывает о добром отношении людей к животным – братьям нашим меньшим. Формы работы занятия по сказке «Курочка Ряба», следующие:
• Игра («вход в сказку»)
• Сочинение сказки
• Придумывание рифм
• Отгадывание загадок
• Изготовление «золотого яйца» (Аппликация и пластилинография)
Удивительный эффект сказкотерапии раскрывает ребёнка, его душевный мир, эмоциональность, потребность в живом общении с воспитателем и другими взрослыми (родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами.)
8, 9 слайды - Метод «Песочная терапия» .- .
Песочная терапия – это прекрасный вид занятий для детей дошкольного
возраста под руководством воспитателя, который помогает раскрыть духовный мир малыша, развивать его мышление и воображение.
Можно нарисовать сказку на песке с помощью фигурок животных, птиц, людей. Замечательная идея для проведения сказкотерапии по Дням творения». Считаю, что песочную терапия целесообразно использовать в кульминационные моменты занятия: в начале или в конце перед рефлексией. Дети рисуют, выполняя задания сказочного персонажа, который пришёл в гости. Можно нарисовать горы, реки, моря, растения; расставить на песочном столе фигурки животных. Как прекрасно всё, что вокруг нас, всё это – творение Божье! Замечательная идея для проведения занятий по теме: «Дни творения». Детей связывает общая идея и замысел рисунка (задания). Метод песочной терапии имеет огромное воспитательное значение. Дети приходят друг другу на помощь, учатся дружбе и взаимопониманию между сверстниками. Кроме того на таких занятиях развивается мелкая моторика;
мышление, воображение. Дети раскрывают для себя Мир прекрасного и доброго! Сказки с использованием песочной терапии : «Путешествие в волшебную сказочную страну», «Сказка о послушании, непослушании и любви в сказках», «Про сестрицу Алёнушку…» и др.
10 слайд - Метод «Психотерапевтическая диагностика»
• Воспитание – слушать нотации и наставления ребенку скучно, а вот вымышленные истории воспринимаются куда охотнее и от них больше впечатлений, а значит, эффект выше.
• Диагностика – многие психотерапевты подтверждают, что именно с помощью сказки можно узнать, что беспокоит ребенка, как он это переживает, чего боится.
• Коррекция – некоторые психологические проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость, адаптация к детскому саду,) решаются эффективно и очень мягко (даже незаметно для самого ребенка).
Ребенок не всегда может рассказать о том, что он чувствует, далеко не все внутренние переживания он может вербализировать. С помощью сюжета, метафоры и символа это сделать гораздо легче. На занятиях по сказкотерапии можно узнать, кто - грустный, кто – слишком застенчивый, кто всегда хочет быть только «первым», а кого нужно научить быть добрым и милосердным по отношению к своим товарищам и родителям, а также к братьям и сёстрам. Воспитатель аккуратно может с помощью сказки заглянуть во внутренний мир ребёнка, его души, поселить туда добро, любовь, терпение. Метод «Психотерапевтическая диагностика» заключается в том, что я пытаюсь выяснить, как дети бы поступили по отношению к тому или иному герою (положительному или отрицательному, что предприняли бы в той или иной сказочной ситуации?
11, 12 слайды - МЕТОД РИСОВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ
Метод рисования и сочинения сказки заключается в том, что дети по одному или группой рисуют фрагменты героев. При этом составляют рассказ по нарисованным картинкам. Дети рисовали и сочиняли зимнюю Рождественскую сказку с участием лесных животных и снеговика. Заодно, вспомнили, как меняют свои окрасы лиса и заяц, и как трудно и голодно приходится им зимой. Такие занятия имеют огромное значение в духовно-нравственном воспитании детей.
Дети учатся работать сообща, коллективом. Дети рисуют сказку по замыслу.
• Цель: Развитие мелкой моторики рук
• Привитие художественного вкуса
• Развитие связной речи
• Развитие фантазии и воображения
• Воспитание в детях чувства взаимовыручки и взаимопомощи
• Закрепление знаний о временах года
• Закрепление знаний о православных праздниках
13,14 слайды - Рисование сказки с участием родителей и детей.
Родители и дети приняли активное участие в создании книжек со сказками. Они рисовали и писали с детьми не только известные сказки, но и придумали свои сказки. Представляю вашему вниманию одну из таких сказок «Богач и Каравай».
15 слайд - Сказкотерапия в концепции духовно-нравственного воспитания.
Христос сам сказал : «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное…» (Ев. от Матфея гл. 19. ст. 14).
В форме сказочного и чудесного рассказа воспитатель может
поведать детям о Боге, о Божьем храме как о доме Господнем… Можно сочинить сказку о христианской семье, о том, как должны себя вести дети по отношению к своим родителям, братьям, сёстрам. В такой сказке побеждают христианские добродетели: любовь, терпение, доброта, взаимовыручка.
В детях закрепляется понятие о том, что любое дело начинается с молитвы и заканчивается ею. Те добрые семена, которые мы закладываем в детях, могут принести свои плоды через много лет.
16, 17 слайды - СКАЗКА «О непослушании, послушании, о любви» (театрализация).
Цель: Формировать у детей понятия о заповедях Божьих: о любви; о послушании. В сказке рассказывается о маме, папе и их непослушных детях.
Появляется Ангел и сообщает им о том, что Бог огорчается из-за их ссор…
В конце сказки дети становятся добрыми и послушными. В данной сказке я использовала такие формы работы, как:
• Упражнение на эмпатию с электрической безопасной свечой
• Д/И «Найди правильную картинку» (по сказкам,
• Драматизация инсценировку с участием детей,
• Прослушивание песни «Ангел летит»
• Физкультминутка «Моя семья» (игра-имитация)
• Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
• Песочная терапия - Рисование Божьего храма
Дети рисуют из геометрических фигур «сказочный замок» - Божий храм на песке под красивую христианскую музыку. Украшают разноцветными стеклянными шариками. Зажигается подсветка, и дети любуются своим произведением искусства. Божий храм – дом Божий, где люди молятся и славят Бога. Кульминационный этап – дети любуются тем, что у них получилось! Такие занятия учат детей терпению, любви, взаимовыручке. В конце занятия дети пытаются обобщать и делать выводы. Сказочное повествование обогащает словарный запас и развивает связную речь детей. Песочная терапия развивает мелкую моторику, прививает чувство Прекрасного. С помощью сказкотерапии дети усваивают такие понятия как: добро, любовь, послушание, добрые дела, милосердие
18-21 слайды - СКАЗКА «КОЛОБОК»
(Метод инсценировки и театрализации с участием детей).
Мы пошли в гости к малышам группы «Сказка» со своей сказкой «Колобок». Цели:
Воспитывать в детях дружелюбное и трепетное отношение к младшим ребятам.
Через сюжет сказки показать последствия непослушания.
Развивать интеллект и словарный запас детей.
Развивать связную речь детей.
Развивать в детях артистические качества.
Создать весёлое настроение и заинтересовать ребят младшей группы.
Малышам сказка очень понравилась, да и ребята справились со своими ролями на славу! Такие мероприятия имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей. Дети ведут себя доброжелательно, непосредственно и раскрепощённо. Волшебная сила сказки воспитывает, объединяет, делает спокойнее, лучше, добрее.
своим родителям, брать
22 слайд – Результат работы театрального кружка. Инсценировка сценки «Божий Посланник».
Метод сказкотерапии я активно использую в работе театрального кружка. Сценка рассказывает о маме, мальчике, о чуде, которое произошло по молитве мальчика под Рождество.