Приложение МААМ

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии

Марина Ишутинова
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКОТЕРАПИИ

ИШУТИНОВОЙ МАРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

СТАРШАЯ ГРУППА «ЛАДЬЯ»

2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

С детства я воспитывалась на сказках. Своего сына тоже

Публикация «Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии» размещена в разделах

воспитывала на сказках. Своих внуков стараюсь приобщать к устному народному творчеству и сказкам. В своей работе с детьми приоритетным методом я считаю метод сказкотерапии. Ведь где, как не в сказке побеждает добро; можно сопереживать положительным героям и негативно относиться к поступкам отрицательных героев.

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию – свой педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии.

3 СЛАЙД - СКАЗКОТЕРАПИЯ - процесс смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитания, образования, развития личности и коррекции поведения.

Основными задачами сказкотерапии в концепции духовно-нравственного воспитания являются :

- Усвоение общепринятых норм общения с другими людьми и со сверстниками;

- Развитие фантазии и воображения;

- Обретение веры в себя;

- Устранение страхов, тревожности и неуверенности в себе;

- Воспитание в детях христианских добродетелей: любви, взаимовыручки, доброты, доброжелательности по отношению к взрослым и детям, а так же братьям нашим меньшим;

- Познание о Боге (в целях лучшего усвоения информации, и её доступности детям).

4 слайд - Формы и методы работы сказкотерапии.

- Метод «Рассказывания и сочинения сказки».

- Метод «Чтения терапевтических сказок из серий : «Антикапризин», «Общительные сказки», «Эстетические сказки» и др.

- Метод «Рисования сказки».

- Метод «Изготовления кукол для сказки».

- Метод «Психотерапевтическая диагностика».

- Метод «Песочная терапия».

- Метод «Инсценировки и театрализации сказки».

Какие сказки можно использовать на занятиях

по духовно-нравственному воспитанию?

- Сказки для детей, испытывающих страх.

- Сказки для подвижных и гиперактивных детей.

- Сказки для агрессивных детей.

- Сказки для детей, которые говорят неправду.

- Сказки для детей, которые хитрят.

5 слайд - Сказкотерапевтическое занятие :

Состоит из процесса «входа в сказку» (психологического настроя);

основной части, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка;

процесса «выхода из сказки».

Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы : музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре или с участием детей. На занятиях используются различные формы работы: игра, отгадывание загадок, путешествие по сказкам, рисование, песочная терапия и др.

6 слайд - Сказка «Репка» (Метод исценировки с кукольным театром) - воспитатель рассказчик.

Во 2 младшей группе на занятиях по духовно-нравственному воспитанию в большинстве занятий как форму работы я использовала метод инсценировки сказки с настольным кукольным театром. Вводная часть сказкотерапевтического занятия, как правило начинается упражнением на эмпатию. Здесь можно использовать светящийся шарик, электрическую свечу, «волшебную палочку» и т. д. Упражнение на эмпатию: создание таинственной сказочной обстановки; настрой на взаимодействие. Данное сказкотерапевтическое занятие решает одновременно многие задачи:

- Стимулирование детей на проявление

чувств любви, уважения.

- Стимулирование детей на обращение

с вежливой просьбой.

- Стимулирование у детей проявления

таких христианских качеств как доброта

по отношению к ближнему.

Цель: Активизировать дидактический компонент сказки; развивать интеллект детей; научить внимательно слушать и отвечать на поставленные вопросы. Формы работы, которые я использовала в этом занятии :

Рассказ воспитателя

• Театрализация сказки «Репка»

• Имитация труда под музыку

• Упражнение на показ противоположных понятий

• Отгадывание загадок

• Упражнение на диафрагмальное дыхание и звукопроизношение

• Игра «Весёлый счёт»

7 слайд - Сказка «Курочка Ряба».

В средней группе на занятиях по духовно-нравственному воспитанию использовалась инсценировка сказки с настольным кукольным театром с участием воспитателя и детей. Дети и воспитатель импровизируют и сочиняют сказку на новый лад. Сказка рассказывает о добром отношении людей к животным – братьям нашим меньшим. Формы работы занятия по сказке «Курочка Ряба», следующие:

• Игра («вход в сказку»)

• Сочинение сказки

• Придумывание рифм

• Отгадывание загадок

• Изготовление «золотого яйца» (Аппликация и пластилинография)

Удивительный эффект сказкотерапии раскрывает ребёнка, его душевный мир, эмоциональность, потребность в живом общении с воспитателем и другими взрослыми (родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами.)

8, 9 слайды - Метод «Песочная терапия» .- .

Песочная терапия – это прекрасный вид занятий для детей дошкольного

возраста под руководством воспитателя, который помогает раскрыть духовный мир малыша, развивать его мышление и воображение.

Можно нарисовать сказку на песке с помощью фигурок животных, птиц, людей. Замечательная идея для проведения сказкотерапии по Дням творения». Считаю, что песочную терапия целесообразно использовать в кульминационные моменты занятия: в начале или в конце перед рефлексией. Дети рисуют, выполняя задания сказочного персонажа, который пришёл в гости. Можно нарисовать горы, реки, моря, растения; расставить на песочном столе фигурки животных. Как прекрасно всё, что вокруг нас, всё это – творение Божье! Замечательная идея для проведения занятий по теме: «Дни творения». Детей связывает общая идея и замысел рисунка (задания). Метод песочной терапии имеет огромное воспитательное значение. Дети приходят друг другу на помощь, учатся дружбе и взаимопониманию между сверстниками. Кроме того на таких занятиях развивается мелкая моторика;

мышление, воображение. Дети раскрывают для себя Мир прекрасного и доброго! Сказки с использованием песочной терапии : «Путешествие в волшебную сказочную страну», «Сказка о послушании, непослушании и любви в сказках», «Про сестрицу Алёнушку…» и др.

10 слайд - Метод «Психотерапевтическая диагностика»

Воспитание – слушать нотации и наставления ребенку скучно, а вот вымышленные истории воспринимаются куда охотнее и от них больше впечатлений, а значит, эффект выше.

• Диагностика – многие психотерапевты подтверждают, что именно с помощью сказки можно узнать, что беспокоит ребенка, как он это переживает, чего боится.

• Коррекция – некоторые психологические проблемы (страхи, агрессивность, замкнутость, адаптация к детскому саду,) решаются эффективно и очень мягко (даже незаметно для самого ребенка).

Ребенок не всегда может рассказать о том, что он чувствует, далеко не все внутренние переживания он может вербализировать. С помощью сюжета, метафоры и символа это сделать гораздо легче. На занятиях по сказкотерапии можно узнать, кто - грустный, кто – слишком застенчивый, кто всегда хочет быть только «первым», а кого нужно научить быть добрым и милосердным по отношению к своим товарищам и родителям, а также к братьям и сёстрам. Воспитатель аккуратно может с помощью сказки заглянуть во внутренний мир ребёнка, его души, поселить туда добро, любовь, терпение. Метод «Психотерапевтическая диагностика» заключается в том, что я пытаюсь выяснить, как дети бы поступили по отношению к тому или иному герою (положительному или отрицательному, что предприняли бы в той или иной сказочной ситуации?

11, 12 слайды - МЕТОД РИСОВАНИЯ И СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ

Метод рисования и сочинения сказки заключается в том, что дети по одному или группой рисуют фрагменты героев. При этом составляют рассказ по нарисованным картинкам. Дети рисовали и сочиняли зимнюю Рождественскую сказку с участием лесных животных и снеговика. Заодно, вспомнили, как меняют свои окрасы лиса и заяц, и как трудно и голодно приходится им зимой. Такие занятия имеют огромное значение в духовно-нравственном воспитании детей.

Дети учатся работать сообща, коллективом. Дети рисуют сказку по замыслу.

Цель: Развитие мелкой моторики рук

• Привитие художественного вкуса

• Развитие связной речи

• Развитие фантазии и воображения

Воспитание в детях чувства взаимовыручки и взаимопомощи

• Закрепление знаний о временах года

• Закрепление знаний о православных праздниках

13,14 слайды - Рисование сказки с участием родителей и детей.

Родители и дети приняли активное участие в создании книжек со сказками. Они рисовали и писали с детьми не только известные сказки, но и придумали свои сказки. Представляю вашему вниманию одну из таких сказок «Богач и Каравай».

15 слайд - Сказкотерапия в концепции духовно-нравственного воспитания.

Христос сам сказал : «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо таковых есть Царство Небесное…» (Ев. от Матфея гл. 19. ст. 14).

В форме сказочного и чудесного рассказа воспитатель может

поведать детям о Боге, о Божьем храме как о доме Господнем… Можно сочинить сказку о христианской семье, о том, как должны себя вести дети по отношению к своим родителям, братьям, сёстрам. В такой сказке побеждают христианские добродетели: любовь, терпение, доброта, взаимовыручка.

В детях закрепляется понятие о том, что любое дело начинается с молитвы и заканчивается ею. Те добрые семена, которые мы закладываем в детях, могут принести свои плоды через много лет.

16, 17 слайды - СКАЗКА «О непослушании, послушании, о любви» (театрализация).

Цель: Формировать у детей понятия о заповедях Божьих: о любви; о послушании. В сказке рассказывается о маме, папе и их непослушных детях.

Появляется Ангел и сообщает им о том, что Бог огорчается из-за их ссор…

В конце сказки дети становятся добрыми и послушными. В данной сказке я использовала такие формы работы, как:

• Упражнение на эмпатию с электрической безопасной свечой

• Д/И «Найди правильную картинку» (по сказкам,

• Драматизация инсценировку с участием детей,

• Прослушивание песни «Ангел летит»

• Физкультминутка «Моя семья» (игра-имитация)

• Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

• Песочная терапия - Рисование Божьего храма

Дети рисуют из геометрических фигур «сказочный замок» - Божий храм на песке под красивую христианскую музыку. Украшают разноцветными стеклянными шариками. Зажигается подсветка, и дети любуются своим произведением искусства. Божий храм – дом Божий, где люди молятся и славят Бога. Кульминационный этап – дети любуются тем, что у них получилось! Такие занятия учат детей терпению, любви, взаимовыручке. В конце занятия дети пытаются обобщать и делать выводы. Сказочное повествование обогащает словарный запас и развивает связную речь детей. Песочная терапия развивает мелкую моторику, прививает чувство Прекрасного. С помощью сказкотерапии дети усваивают такие понятия как: добро, любовь, послушание, добрые дела, милосердие

18-21 слайды - СКАЗКА «КОЛОБОК»

(Метод инсценировки и театрализации с участием детей).

Мы пошли в гости к малышам группы «Сказка» со своей сказкой «Колобок». Цели:

Воспитывать в детях дружелюбное и трепетное отношение к младшим ребятам.

Через сюжет сказки показать последствия непослушания.

Развивать интеллект и словарный запас детей.

Развивать связную речь детей.

Развивать в детях артистические качества.

Создать весёлое настроение и заинтересовать ребят младшей группы.

Малышам сказка очень понравилась, да и ребята справились со своими ролями на славу! Такие мероприятия имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей. Дети ведут себя доброжелательно, непосредственно и раскрепощённо. Волшебная сила сказки воспитывает, объединяет, делает спокойнее, лучше, добрее.

своим родителям, брать

22 слайд – Результат работы театрального кружка. Инсценировка сценки «Божий Посланник».

Метод сказкотерапии я активно использую в работе театрального кружка. Сценка рассказывает о маме, мальчике, о чуде, которое произошло по молитве мальчика под Рождество.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Деревенские посиделки». Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Деревенские посиделки» Духовно нравственное воспитание Дети в русских национальных костюмах. Зал в стиле русской избы, на столе выпечка.

Конспект образовательной ситуации по духовно-нравственному воспитанию для детей 4–5 лет Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию детей группы общеразвивающей направленности 4-5 лет «Пришло Рождество" Задачи: • Познакомить.

Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Небо» Программное содержание: ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога; развитие наблюдательности, умений.

Культурная практика по духовно-нравственному воспитанию в межвозрастном общении «В мир сказки» МБДОУ № 87 «Детский сад компенсирующего вида» Культурная практика по духовно – нравственному воспитанию в межвозрастном общении.

Опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию в дошкольном учреждении Тема патриотического и духовно нравственного воспитания – ныне актуальная тема для нашей страны, для русских людей и особенно нас –педагогов.

«Книга как средство воспитания дошкольника». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников Тип проекта: творческий, познавательный. Участники проекта: педагоги, дети старшей разновозрастной группы (возраст 5 – 7 лет, родители.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию начинается с анкетирования родителей для того, чтобы понять, как они относятся к.

Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию в контексте ФГОС до Принят педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2015 г. Утвержден приказом от 31.08.2015 г. № ___ заведующего МДОУ ДСКВ №29 г. Ейска.

Проект «Мой любимый город» по духовно-нравственному воспитанию для детей 5–6 лет долгосрочный. Срок реализации 1 год. Аннотация Проект разработан воспитателем муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию. Парамонова Наталья Владимировна МБДОУ детский сад №104 «Гуси-лебеди». Цель: Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 14:20
+124Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ишутинова (УИ 387600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 88.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД