Чурепкина Валентина Петровна
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить-утешить словом»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников
Беседа по нравственному воспитанию младших школьников «Успокоить - утешить словом»
Цель:
формирование представлений о добре и зле, показать красоту добрых поступков;
усвоение определенных норм, понятий, которые должны уяснить учащиеся.
Задачи:
познакомить учащихся со словами утешения;
воспитывать умение сопереживать неудаче, горю, несчастью;
научить разделять радости и печали других;
Публикация «Беседа по нравственному воспитанию младших школьников „Успокоить-утешить словом“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
обучать детей добру, на примере литературных произведений объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятие «добро»;
учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие;
внушить необходимость доброжелательного и бережного отношения к окружающим;
обеспечить активность детей в процессе самой беседы.
Материал:толковый словарь Ожегова; на доске прикреплены макеты «Сердца с кармашком» и «Дерево добра»; листочки разной формы; карандаши; клей.
Ход:
Запись на доске: Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание. Толковый словарь Ожегова.
Педагог:
- Здравствуйте, ребята. Я, очень рада вас видеть. Сегодня я вас пригласила на посиделки. Проходите, присаживайтесь.
- Давайте зажжем свечу. Как хорошо, уютно, тихо. Посмотрите на огонёк свечи, Протяните к нему ладошки.
- Что вы чувствуете? (Ответы детей)
- Приятно смотреть на огонёк? А какое у вас сейчас настроение? (Ответы детей)
- А раз у вас хорошее настроение, давайте скажем друг другу вежливые, волшебные слова.
Дети передают друг другу колокольчик.
Педагог:
- Добрые слова помогают нам уговорить, рассмешить, ободрить, убедить. В общем – успокоить, утешить человека. Как вы, ребята, понимаете слова «успокоить – утешить»?
Педагог:
– Давайте выясним точное значение слова «утешить». Если заглянем в толковый словарь С. И. Ожегова, то найдем пояснение. (Работа со словарем.)
Утешить – успокоить чем-нибудь радостным, облегчить кому-нибудь горе, страдание.
Педагог:
- У каждого человека в жизни бывают неприятности, огорчения. Какими словами можно успокоить, утешить человека?
- Легко ли вы находите слова для утешения?
- Утешили ли вы кого –нибудь сегодня?
Педагог:
- Бывают случаи, когда утешение словами неуместно. Как в такой ситуации проявить сочувствие?
Примерные ответы детей: обнять, поцеловать, погладить, сделать ласковый жест и т. д.
Педагог:
- Ещё, как мне кажется, главные слова сочувствия это: «Можешь рассчитывать на меня, что бы ни случилось». Обычно, после таких слов каждый человек немножко успокаивается, ведь ему есть на кого положиться.
Послушайте стихотворение «Ящеренок»
Сидит ящеренок на бревне
И горько-горько плачет.
– Скажи, пожалуйста, ты мне,
А что всё это значит?
Печально отвечает он:
«На бревнышке я грелся,
А рядом тут со мною вдруг
Мальчишка злой уселся.
За хвостик он меня схватил,
И хвостик оторвался.
На всю оставшуюся жизнь
Я без хвоста остался!
Я неуклюжим и смешным
Кажусь в глазах друзей.
И с каждым днем худею я
И становлюсь грустней…»
Не плачь, не мучайся, мой друг!
Пройдет лишь двадцать дней,
И хвостик снова отрастет,
И станет он длинней.
И будешь снова ты гулять
По бревнышкам в лесу,
Хвостом своим вовсю вилять
И лазать на сосну! (Денис Ларионов)
- Что случилось с ящеренком? Как автор стихотворения утешает его?
Педагог предлагает 2-3 детям прочитать эту часть стихотворения тоном успокоения и сочувствия.
Педагог:
- В разных жизненных ситуациях могут оказаться важными совершенно разные слова утешения. А теперь представьте, что вы утешаете, успокаиваете героев мультфильмов.
1. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика огорчились.
- Не беспокойтесь, дорогие, все буде хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится - вернется.
2. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.
- Не огорчайся, уважаемый Леопольд! Все в жизни бывает.
3. Помнишь ли ты. Как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?
- Не горюй, милый Кролик. Я знаю, ты построишь дом еще лучше прежнего.
4. Волк попал в больницу после погони за зайцем.
- Не волнуйся, отчаянный волк! Ты долго в больнице не пролежишь.
Задание:Выберете для каждой ситуации подходящую пословицу. Ты можешь с нее начать. Вставить в середину и т. д. Произнеси утешение так, чтобы успокоить расстроенного.
Пословицы для выбора:
1. Горе не беда – с кем не была.
2. Нет худа без добра.
3. Одна беда – не беда.
4. Эта беда на беда, только бы больше не была.
5. Наши лепешки тоже поели кошки.
6. И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.
Предложить детям послушать стихотворение Душана Родовича в переводе Л. Яхнина «Друзья»
Если плачет кто-то рядом.
Если слезы льются градом,
Подойдите вы к нему
И спросите: «Почему?»
Это, дети, сделать надо –
Плохо плакать одному.
Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам вопрос. Вам нужно выбрать из трех данных на него ответов один".
Вопрос:
1. Если кто-то плачет, то я.
o Пытаюсь ему помочь.
o Думаю о том, что могло произойти.
o Не обращаю внимания.
Вопрос: Как вы будете утешать плачущего? Что вы скажите? Вспомните об утешительных словах.
Задание: соедини стрелочкой имя героя, который утешает других сказочных героев, попавших в трудные жизненные ситуации, такими словами:
1.
Не плачь, дед, не плачь, баба, Я снесу вам другое яичко,
Не золотое – простое. 1. Царевна-Лягушка
2.
Не тужи, Иван-Царевич, Ложись лучше спать, Утро вечера мудренее. 2. Курочка-Ряба
3.
Не печалься, ступай себе с Богом!
Добро! Будет старуха царицей. 3. Карлсон
4.
Это все пустяки, Дело житейское! 4. Золотая Рыбка
Подсказка: 1. Курочка-Ряба. 2. Царевна-Лягушка. 3. Золотая Рыбка. 4. Карлсон.
Вопрос: Какие слова выделены? Почему?
Предложить детям послушать отрывок из сказки "Приключения Алисы в стране чудес" английского автора Льюиса Кэрролла.
«Приключения Алисы в стране чудес»
Во время путешествия Алисы по стране чудес она стала очень маленькой. Алиса хотела достать золотой ключик, лежащей на столе, пытаясь взобраться по ножке стола, но все неудачно: ножка была очень скользкая. Наконец, совсем выбившись из сил, бедная девочка села на пол и заплакала: «Ну, полно плакать! Этим ведь не поможешь! - строго сказала она себе через некоторое время. – Советую тебе перестать! Все равно из этого не выйдет никакого толку!»
Педагог:
- А вам, ребята, приходилось успокаивать самого себя? Приведите примеры.
Педагог:
– Я хочу вам прочитать пожелание “Дорога добра” сл. Ю. Энтина.
Спроси у жизни строгой:
– Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
– Иди за солнцем следом,
Пусть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда
Дорогою добра.
- В русском языке очень много слов, с помощью которых можно успокоить в трудную минуту тех, кто находится рядом с вами и нуждается в утешении. Это удивительные, можно сказать волшебные слова.
Задание: вспомните их и запишите на ваших листочках волшебные слова, слова утешения и поместите на «Дерево добра».
Дети пишут на листочках слова утешения и помещают их на «Дерево добра».
Примерные слова: не беспокойся, не огорчайся, не тревожься, не волнуйся, не горюй, не расстраивайся, не переживай, успокойся, не надо нервничать, у тебя все получится, ты со всем справишься и др.
Педагог:
Будьте добры, дарите добро
И счастьем оно вернётся к тебе.
- Великий русский писатель Л. Н. Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, надо начать его делать”. Но, чтобы делать добро, надо, прежде всего им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
Педагог (обращает внимание детей на доску):
– Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое. В это сердце – кармашек вы опустите сейчас “ладошку” со своими пожеланиями. (Читают по желанию.)
Подведение итога беседы:
Предложить детям выбрать начало фразы из рефлексивного экрана на доске и высказаться одним предложением:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я выполнял задания…
Я смог…
Меня удивило…
Беседа дала мне для жизни…
Мне захотелось…
Педагог:
- Ребята, помните, маленькие добрые дела, совершенные от всего сердца, приносят радость людям. Спешите делать добро!