Татьяна Артемьева
Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных ценностей, а, следовательно, разрушения личности.
Государственная политика в сфере образования направлена на возрождение национальных традиций отечественного образования и воспитания, которые могут стать спасительным источником выздоровления и духовного развития нашего общества.
Публикация «Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе „Добрый мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Истинное образование, по мнению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, есть становление не только ума, но и сердца. Поэтому образовательное учреждение, «давая знания и помогая юному человеку вырасти умным, сильным и здоровым, одновременно должно научить его отличать добро от зла, правду от лжи, подлинную свободу от порабощения инстинктами и страстями…»
Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство.
При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л. Л. «Добрый мир».
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель:
Приобщение детей к истокам православной культуры, духовно нравственным традициям русского народа. Продолжать знакомить с возникновением мира.
Задачи занятия:
1. Познакомить детей с основными понятиями Православия.
2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
3. Помочь приобрести элементарный опыт в церковной жизни (обучить простым молитвам, осенению себя крестным знамением, благочестивому поведению в Храме, в обществе).
4. На примерах жития Святых раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия, послушания.
5. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Средства, представляющие собой методы и приемы:
Наглядно-действенный метод:
- показ сказок (педагогами, детьми);
- рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
- проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдений;
- экскурсий;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и другие);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания и отгадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей о своих впечатлениях;
- разбора житейских ситуаций.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организация продуктивной деятельности: лепка (тема «Лепим человека»);
- работа с раздаточным материалом.
Формы работы:
Игровая: вариативно-информационная (иллюстрация).
Словарная: активизировать словарь (Главные слова. Душа. Тело. Доброта. Послушание.)
Предварительная: чтение сказок, притч; беседы по дням творения; прослушивание песен и стихов человеке, о добре.
Подготовительная: подготовка иллюстративного материала. Подбор материала (произведения художественной литературы, детские песенки (диск, занимательные игры).
Задания для закрепления:
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Задания для опроса:
Под музыку «Прогулки» (№1) дети подходят к столу, открывают книгу, смотрят знакомые картинки и доходят до темы «Прогулка шестая»
Воспитатель:
- Что изображено на иллюстрации?
- Как Бог сотворил человека?
- Что мы видим на рисунке?
Дети:
- Бог вдунул в человека святой дух.
Воспитатель:
-Мы с вами опять отправляемся в путешествие по страницам нашей замечательной книги «Добрый мир». Первое, что я вам хочу прочитать, это рассказ «Как на земле появились люди»
-Как Бог сотворил человека?
-Как его звали?
-Для чего Бог создал Еву?
Список используемой литературы
1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Методическое пособие. - М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2016.
2. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга №1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л. Н. Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М. : Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2017.
3. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.