Нина Ивановна Воробьёва
Курсовая работа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец
Публикация «Курсовая работа „Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Рефераты и курсовые по дошкольному образованию, педагогике
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, изменение в иерархии ценностей. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-юношеской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, возрастает потребность повышения уровня воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. Проблема действительно остра и находит отражение в послании президента В. В. Путина России к Законодательному собранию: «На улицах наших городов и посёлков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребёнка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше – создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России. Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп : милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились».
В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становится наиболее актуальной наряду с преемственной ей системой школьного образования.
Следует отметить, что проблема нравственности сегодня приобрела небывалую остроту. Теоретические и прикладные установки в этой области востребованы педагогической теорией и практикой.
Анализ философской литературы свидетельствует о том, что в работах отечественных философов (И. А. Ильина, П. А. Флоренского и др.) определяется содержание, сущность и формы духовно-нравственного воспитания, рассматривается роль духовно-нравственного воспитания в истории русской государственности.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема духовно-нравственного воспитания является предметом значительного числа исследований зарубежных и отечественных учёных (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.).
В то же время всё более острыми становятся противоречия:
• между наличием достаточно большого опыта по духовно-нравственному воспитанию и недостаточным использованием нетрадиционных форм духовно-нравственного воспитания;
• между потребностью воспитания нравственного человека и отсутствием возможностей для социальной практики;
• между востребованностью детского сада как начала духовно-нравственного воспитания и неготовностью образовательного учреждения к выполнению данной миссии.
Сегодняшняя ситуация в стране и мире требует постановки и решения вопроса духовно-нравственного воспитания, чем обусловлена тема нашего исследования: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».
Объект исследования - духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить проблему духовно-нравственного воспитания дошкольников и выявить возможности использования театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что духовно-нравственное воспитание в дошкольной организации повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:
• деятельностным приобщением дошкольников к культурным ценностям в процессе театрализованной деятельности;
• взаимодействия детского сада, семьи и других социальных институтов, в формировании нравственных качеств и культуры межнационального общения у дошкольников на основе дружбы и взаимопонимания.
Задачи исследования:
• изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
• выявление уровня развития духовно-нравственного воспитания дошкольников;
• проанализировать опыт работы по духовно-нравственному воспитанию через театрализованную деятельность в дошкольном учреждении
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей второй категории №43 «Аленький цветочек» х. Победа Азовского района Ростовской области.