Елена Филатова
Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены законодательством РФ. В соответствии с ФЗ "Об образовании",и "О социальной защите инвалидов",постановлениями Правительства РФ№861 от 18 июля 1996г. ,№179 от 14 февраля 1997г. детям-инвалидам гарантирован широкий спектр образовательных, культурных,социальных и др. услуг,среди которых коррекционная медико-психолого-педагогическая помощь занимает особо важное место.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Процесс коррекции отклонений в развитии понимается как путь освоения ребенком социального опыта, нормами поведения. Как преодолеть барьер в их взаимопонимании? Как сделать так,чтобы не ранить душу этого ребенка,не вырастить его замкнутым,озлобленным на все и всех,и как научить других детей быть не просто терпимыми к такому ребенку, а уважать его таким,какой он есть?
Наш детский сад уже много лет работает с такими детьми, имеющими патологию слуха:это дети с тугоухостью 3-й,4-й степени,а также дети со сложной структурой дефекта. Эти дошкольники помимо нарушения слуха имеют другие первичные нарушения:интеллекта,зрения,эмоционально -волевой или двигательной сферы.
Глухота-это нарушение,которое затрагивает все стороны личности,так как язык и мышление тесно связаны,то недостаточная сформированность речи затрудняет развитие познавательных возможностей. Вот почему так важно создать все условия для преодоления барьеров между ребенком и окружающим его микросоциумом,воспитать полноправного члена общества.
Обучение глухого ребенка речи,знакомство его с нашим обычным миром-это, по сути,формирование его судьбы. Глухой ребенок,понимающий все буквально и не умеющий мыслить абстрактно,с трудом разграничивает понятия"быль" и" небыль".Глухие дети все воспринимают глазами,отличаются наивностью,они доверчивые и добрые. Когда открываешь им что-то новое в их глазах светится такая благодарность,которую словами не передать и с обычными детьми не испытаешь. Нормальные дети в течении дня обрабатывают огромное количество информации :телевидение,родители,воспитатели,великое множество диалогов и разговоров,происходящих рядом. А эти дети,привезенные в детский сад на неделю,видят единственный источник познания в воспитателях и сурдопедагоге. Главное,чтобы между взрослыми и ребенком возникло взаимное доверие. Ежеминутное непонимание мира, наверное,кажется им жестоким,хотя они до конца и не осознают этого. Непонимание накапливает в них стрессы,которые проявляются в бурных реакциях,капризах,истериках. Пока взрослые не научат их понимать жизнь,им неуютно в этом мире.
При поступлении ребенка в ДОУ проводятся мероприятия,способствующие осуществлению успешной адаптации детей к новым социальным условиям,т. к. у плохослышащего ребенка в любом возрасте переход из одной среды в другую является стрессом. Одним из важных направлений работы является создание у ребенка психологического настроя на преодоление трудностей. Сюда входят:
-психолого-педагогическое обследование ребенка;
-наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе,за взаимодействием с
детьми и взрослыми в процессе режимных моментов;
-предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье;
-беседы педагогов и воспитателей о том,как чувствует себя ребенок в новой обстановке.
В ходе психолого-педагогического обследования ребенка определяется уровень социального,физического, познавательного развития,игровой деятельности,состояние слуха,развитие речи. Кроме того,изучаются анамнестические данные,в процессе обследования используются сведения,полученные при анкетировании родителей, из бесед с воспитателями и педагогами. Особое внимание уделяется изучению поведения ребенка и его эмоционально-волевой сферы. Оцениваются особенности к усвоению контактов с взрослыми и сверстниками,реакция на одобрение и порицание,отношение к трудностям,умение воспользоваться помощью,способности к переключению с одного вида деятельности на другой. На основании комплексного обследования составляется план индивидуальной работы с ребенком. Педагогам и родителям требуется проявлять большое терпение и такт,ярко демонстрировать положительное,ласковое отношение к ребенку,стимулировать его успешность,развивать эмоционально-деловое сотрудничество.
Оптимальным условием для духовно-нравственного воспитания является деятельность ребенка (игровая,трудовая,учебная,в которой моделируются отношения людей. Во всех возрастных группах большое внимание уделяется обучению игре,прежде всего сюжетно-ролевой,как наиболее полно способствующей усвоению ребенком норм взаимоотношений.
В последние годы мы сосредоточили свое внимание на театрализованной игре,как средстве эмоционально-нравственного воспитания. Еще одним средством развития нравственных качеств является эстетическое воспитание,в частности, обучение рисованию,танцам. Танцы развивают двигательную сферу,учат взаимодействию с партнерами. Слабослышащие дети овладевают танцевальными движениями,образным характером танца. Рисунок помогает ребенку полнее выразить свои чувства. Педагоги группы при непосредственном участии музыкального руководителя,психолога разрабатывают тематику занятий с учетом социальной направленности и исходя из особенностей развития детей. Нашими воспитателями разработаны занятия с включением регионального компонента.
Большая работа проводится с родителями,для которых тяжело преодолеть психологический барьер -рождение неполноценного ребенка. Очень важно научить. заставить родителей воспринимать своего ребенка,как бесценный дар природы,гордится им,а не прятать его от других,не замыкаться,а искать пути преодоления этого недуга,неустанно заниматься с ребенком. Понимать,что это сложно,но в большинстве случаев преодолимо. Чем более открытыми будут родители,с большим количеством людей будут вступать в контакт,тем легче будет ребенку наладить отношения с окружающим миром. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс,учатся соблюдать единые требования с педагогами к воспитанию ребенка. Полноценное общение ребенка с другими детьми и взрослыми-один из факторов его нравственно-духовного воспитания.
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:"Разумное воспитание требует,чтобы уже в самом раннем возрасте,еще прежде,чем дети станут хорошо сознавать себя,внушать им стремление ко всему доброму,истинному,прекрасному и благородному;они как бы инстиктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни. Когда в людях привыкших таким образом делать хорошее,раскроется в последствии самосознания,и они будут исполнять свой долг,как образованные люди,по собственному убеждению,по любви,по свободному расположению,все же и в этом случае ранние привычки будут служить основанием,на котором держится жизненное знание нравственности и благородства".
Если в детстве в ребенка-инвалида правильно заложены понятия добра и зла,милосердия и жестокости,терпения и душевной чуткости,то когда он станет взрослым,его критерии оценки происходящей действительности будут справедливыми. Да,психика будет ранимой,это естественно,но она не станет надломленной.
Равнодушие,отрицательное или агрессивное отношение социума к "не таким как все" не может исчезнуть само собой или по указу. Нам нужно сделать все возможное,чтобы общество стало добрее.
Любую ситуацию,любую боль и непонимание в жизни надо принимать как урок. Жизнь-это школа. Усвоишь заданные уроки-перейдешь в другой класс. С каждым годом задачи усложняются. И даже за обиду надо благодаритьсудьбу. За то,что она учит нас,желая,чтобы мы стали терпеливее,добрее и мудрее.