Анна Первышова
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственных качеств личности уже с дошкольного возраста.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Каждый из нас понимает, что именно в дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии семьи и ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Темочки
В связи с этим главная роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала старших дошкольников во взаимодействии семьи и ДОУ.
Суть духовно-нравственного воспитания состоит в создании условий, необходимых для того, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, природе, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. Родина, Отечество, Единение, Духовность в этих словах, близкие каждому человеку образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу, единение и духовная сущность каждой семьи.
Старинная мудрость гласит : «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать духовно-нравственную личность. Наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Характеризует человека, прежде всего, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека — есть отражение его внутреннего мира.
В настоящее время возникает противоречие между необходимостью формирования основ духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью системы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании оптимальных условий для духовно-нравственного воспитания, внедрении информационных технологий, составлении серий непосредственно образовательных деятельностей, которые отражены в календарном и перспективном планировании.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных норм поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а с тем, что хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают, или даже наказывают. В процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и оценкой собственного поведения.
Таким образом, целесообразно более активно включать в образовательно-воспитательную работу с дошкольниками приемы и методы, направленные на воспитание нравственности. Это углубит содержание педагогической работы с дошкольниками в таких видах детской деятельности как игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-эстетической. Все виды детской деятельности подчинены реализации образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Для этого педагоги должны сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их гордится своими корнями, своей родословной, историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть! Задача нашего поколения - сохранить и приумножить эту самобытность. Мы понемногу растеряли свои национальные черты, отвергли в своё время православие и духовность. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Нравственное воспитание дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которого целесообразно строить весь процесс обучения. Воспитатель ежедневно устанавливает душевную связь с ребенком, формирует атмосферу понимания, добра, сотрудничества и т. д. Если это достигнуто, то ребенку легко учиться, легко общаться, легко жить в коллективе.
Одной из форм введения детей в духовную культуру - знакомство с православным храмом, его архитектурной, особенностью, назначением. Для этого проводились экскурсии к храму Иоанна Кронштадтского, посещение храма, колокольни, слушание колокольных звонов, беседа со священником Кириллом. Дети при желании ставили свечи за здоровье своих мам и пап и всех других близких.
Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагалась литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки фотографий, поделок, рисунков. Разработаны памятки и консультации по темам о правилах поведения в храме, о православных праздниках и другие.
Главную роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт. При помощи различных вопросов изучалось отношение родителей к данной проблеме и проведено анкетирование. Анализируя ответы родителей, было выявлено, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, православием и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
Для этого были подготовлены и проведены консультации: «Мы и наши дети», «Культура общения», «Учимся красивым манерам» и др. Самые любимые детские праздники – «Новый год» и «Рождество», «Пасха», «Масленица». Эти праздники проходят с обязательным участием семьи, красивые и вкусные подарки создают праздничную атмосферу в саду, которая запоминается на всю жизнь и детям, и родителям.
С родителями проводились собрания на духовно-нравственные темы, совместные праздники «Богатыри земли русской», «Наш А. С. Пушкин», творческие гостиные «Осень в стихах русских поэтов». В родительских уголках всегда актуальные в соответствии с православным календарё м советы и рекомендации на темы: «Яблочный спас», «Писанки на Пасху», «День мамы», «День защитника Отечества», «Кто родителей почитает, тот во веки не погибает», «Что разрушает семью, а что созидает».
В нашем детском саду дети живут в мире доброты. Всё, что сформируется в детском саду, обязательно найдёт своё отражение в дальнейшей жизни, окажет влияние на последующее развитие и духовно-нравственные качества детей.