Вероника Талдыкина
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно- нравственному воспитанию детей.
Так, в «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России», которая разработана в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ сказано, что «образованию отводится ключевая роль в духовно – нравственной консолидации российского общества, его сплоченности перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Таким образом, государство понимает важность уже с дошкольного возраста воспитывать в детях духовно-нравственные ценности, так как «пережитое и освоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью».
В соответствии с ФЗ «»Об образовании в РФ», Указом Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010 – 2015гг.» разработан проект «Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации (2015 - 2025)». «Целью данной стратегии является развитие на межведомственной основе в период до 2025 г. Государственно – общественной системы воспитания РФ, обеспечивающей консолидацию общества, укреплению моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно – нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа РФ».
Духовно – нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего, в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские, мировые сообщества.
Цель – воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
• Готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально – ответственному поведению;
• Формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
• Трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей;
• Осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
• Развитие чувства патриотизма;
• Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Для успешной деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходимы следующие педагогические условия:
создание особой педагогической среды в детском дошкольном учреждении, через единение педагогов-воспитателей, персонала и родителей в общем стремлении к достижению поставленных целей и задач;
создание «духовно-предметной среды», что предполагает соответствующее оформление групповых комнат, имеющих традиционный для русского дома «красный угол» с иконописными изображениями Спасителя, Божией Матери, местночтимых святых, с детской литературой духовно-воспитательного характера;
участие детей в общегосударственных, традиционных для русской семьи праздниках (Рождество Христово, Пасха — Светлое Христово Воскресение, День Победы и др., а также празднование Дней Ангела членов семьи, детей и воспитателей детского сада;
организация экскурсий для детей в музеи и выставочные залы, паломнические поездки по святым местам родного города, в храмы;
программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса дидактическим, наглядным и игровым материалом;
достижение поставленных целей и задач программы не мыслимо без родителей — единомышленников, чему должны способствовать родительские собрания, совместные с родителями мероприятия, встречи родителей и детей со священником.