надюшка галкина
Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Человек – существо духовное. Соединить в себе телесное и духовное – это естественная потребность человека. Только путем целенаправленного воспитания можно заложить в человеке семена любви к людям, основы понимания того, что надо спешить делать добро, а не только «брать от жизни все». Народная культура – одно из средств духовно-нравственного развития детей. Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями и трудностями, которые сложились в обществе. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений –одна из серьезных проблем нашего времени.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание через народную культуру (из опыта работы)» размещена в разделах
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховная жизнь никогда не была присуща русскому человеку, русской истории и культуре. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится через приобщение его к культурному наследию своего народа. Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам, стать духовно богаче.
Народная культура— неисчерпаемый кладезь мудрости, духовности, необъятного запаса любви, доброты и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям, к народным традициям.
Основной целью в работе по духовно-нравственному воспитанию детей посредством народной и православной культуры русского народа является научить ребенка основам культуры в отношении к людям, природе и самому себе, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Для эффективной работы определила для себя следующие задачи:
Знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни.
Использовать все виды фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
Знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками.
воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому
воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.
Город Борисоглебск богат традициями и обычаями, неповторимой природой. В истории нашего города было всё : и богатые ярмарки, и строительство храмов на народные деньги, и боевое прошлое. Испокон веков в нашем городе живут радушные, добрые и отзывчивые люди, которые добросовестно трудятся, от души веселятся в праздники, а если надо – всем миром придут на помощь. И все это богатство мы должны передать своим детям.
Духовно-нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его мировоззрение, патриотическую и семейную ориентацию.
С младшего дошкольного возраста знакомлю детей с правилами вежливости, начинаю формировать у них умение не ссориться. Доброе отношение к людям воспитываю в играх с куклами и другими игрушками. В группе создаю специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. Постепенно у детей формирую опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
В работе с детьми для понимания смысла обычаев, обрядов использую фольклорные произведения. Содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, мысли, чувства наших предков. Всю жизнедеятельность ребенка в детском саду пронизывает русский детский фольклор. Для самых маленьких – это приговоры при умывании, расчесывании, купании кукол, а так же колыбельные песни, оказывающие определенное терапевтическое воздействие; для детей постарше – потешки, способствующие эмоциональному благополучию; для старших дошкольников – считалки, дразнилки, небылицы, загадки, поговорки. Фольклор находит свое применение в разных разделах работы с дошкольниками : речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. По-иному звучат песенки, потешки, сказки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх-драматизациях.
Пословицы и поговорки - жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие на разум и чувства человека. Их можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и другие.
Особое место в процессе духовно-нравственного воспитания занимают сказки. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным и духовным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок. Таким образом, фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Подвижные народные игры проводила чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства подбирала соответственно возрастным особенностям детей, сезону. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.
Знакомила детей с русским народным костюмом. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прародителями. Знакомила с декором костюма, материалом украшений. Помогала детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в рисунке, аппликации. Дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Поэтому в нашем детском саду регулярно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «День пожилого человека»; Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; «Милые мамочки», «Праздник птиц», «День земли», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни. Праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Они вносят радость в наши дома, задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к традициям нашего народа.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. В нашем детском саду организован мини-музей «Русская изба». Посещение русской избы – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним в нашем учреждении. В ней происходит осознание ребенком понятий «прошлое», «настоящее», «время», дети ощущают себя в потоке времени как продолжатели дела предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают вывод о том, что традиции мастерства сохраняются.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Поэтому важно помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычая и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями воспитанников. Провожу нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей. Родители, совместно с детьми принимают активное участие в организованных акциях «Посади своё дерево», «Помним, гордимся», изготовлении альбомов «Моя семья», «Наши папы – защитники отечества», «Детям о Великой Отечественной войне»; «Быт русской избы» и других. Родители также участвуют в конкурсах поделок к тематическим праздникам.
Народная и православная культура — источник чистый и вечный. В чем бы не выражал себя народ : в танце, в песне, в сохранении своих традиций, ясно одно — это идет от души. А душа народа добра и красива. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Работу по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством русской народной культуры на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.