Асташкина Светлана Алексеевна
Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему : «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр». Презентацию представляет Асташкина Светлана Алексеевна воспитатель детского сада «Алёнка»
2 слайд
Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.
3 слайд
Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли). а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П.)
Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью младших дошкольников.
4 слайд
Поэтому целью моей работы стало : создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Данную цель мне помогают решать следующие задачи:
- развивать у детей все виды восприятия;
- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;
- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;
-продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;
- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Сегодня я хочу рассказать о дидактических играх, использование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушкек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.
5 слайд:
Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр. Например «Какой Мишка?» (где дети описывают медведя, какой он на ощупь, «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных, «Где мама, а где ребенок?» ( здесь дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети-меленькие, а мамы-большие).
6 слайд:
Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей : «Зашнуруй Зайке ботинок»,», «Выложи для Антошки красивую дорожку». «Почитаем кукле сказку из маленькой книжки», «Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости»).
7 слайд:
Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх : «Помоги кукле Маше сложить пирамидку», «Поместим матрешек в домики», «Построим разноцветную башенку».
8 слайд:
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. «Назови какого цвета», «Давай определим, какой на вкус», «Определи какой длиннее».
9 слайд: Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».
10 слайд: Детям нравиться играть в такие игры, как: «Найди одинаковые варежки», «Собери бусы», «Найди окошко для фигурки», «Найди свое место» и др.
При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.
Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.
Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.
Как вы думаете, если у детей интерес к игре пропадает, что необходимо сделать? Закончить игру или позаботится об усложнении игры?
Правильно. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.
11 слайд: В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал : шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое.
Изготовила сухие бассейны, которые наполнила желудями, орехами. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких бассейнах, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Данный вид игр я использую в индивидуальной форме.
12 слайд:
Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей.
В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода.
Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.
13 слайд
Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я на родительских собраниях подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы : консультации («Сенсорное развитие младшего дошкольника», «Учим малыша называть цвета», раздаю информационные листы, памятки («Сенсорное развитие –это…», «Как правильно выбрать игрушку ребенку?»).
14 слайд
В течение года в ДО проходят семинары, педагогические советы, методические объединения на которых я принимаю активное участие и делюсь опытом с коллегами. ….
15 слайд
Подошел к концу учебный год и основываясь на результаты диагностики я сделала вывод о необходимости проведения дальнейшей работы для сенсорного развития с помощью дидактических игр, направленных на улучшение освоений о свойствах предметов.
16 слайд
В своей работе использовала методическую литературу представленную на слайде.
Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится:
17 слайд: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!».
Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!
Спасибо за внимание!