Татьяна Заварухина
Выступление из опыта работы по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель. Осуществлять такое воспитание необходимо сообща, с самого раннего возраста прививать ребёнку уважение и любовь к родной земле, учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, без которых немыслимо быть достойным гражданином своей Родины.
Публикация «Выступление из опыта работы по теме: „Патриотическое воспитание дошкольников через изобразительную деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Для этого необходимо знакомить детей с нашими традициями - русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Это позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует развитию у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Наиболее подробно познакомиться с особенностями, видами декоративно-прикладного искусства возможно на занятиях по изобразительной деятельности. В рисовании, лепке, аппликации дети имеют возможность не только рассматривать, сравнивать, оценивать, но и применять полученные знания, умения, навыки на практике.
На занятиях мы знакомимся с различными видами декоративной росписи: хохломской, городецкой, гжельской, дымковской. Дети применяют полученные знания, расписывая силуэты игрушек, посуды.
Для детей старшего дошкольного возраста задания усложняются: дети используют более сложные элементы росписи, расширяются знания детей об истории народных промыслов, расширяются представления об искусстве народных мастеров (Городца, Хохломы, Гжели, Жостова, о разнообразии русской матрёшки (загорской, семёновской, полхов-майданской).
Кроме этого, на занятиях по изобразительной деятельности используем темы народного фольклора, русские народные сказки. Знакомлю детей с работами художников-иллюстраторов, обращая их внимание на выразительные средства передачи характерных признаков героев. Учу отражать впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам в рисунках.
Большое значение в плане нравственно-патриотического воспитания имеют занятия по теме изображения родной природы. На таких занятиях дети знакомятся с творчеством русских художников, рассматривают картины, и, на основе увиденного и услышанного, рисуют свои собственные пейзажи. Благодаря этому у детей развиваются эстетические чувства (умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родного края, прививаются нравственные качества: стремление заботиться о живой природе, беречь и охранять её.
Дошкольники уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции картин. Учитывая сформированные у ребёнка представления, необходимо заострять его внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. После знакомства детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый детям образ или несложная картина природы одновременно демонстрируется яркая иллюстрация к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
Таким образом, отражение поэтических образов в рисунках имеет большое значение для их нравственно-эстетического и патриотического воспитания, для развития творческих способностей. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а выработанное к ним эмоционально-творческое отношение способствует воспитанию лучших человеческих чувств: внимательному и бережному отношению к каждому растению, любви к родной природе, к родному краю, к Родине.