Маргарита Головашкина
Доклад «Патриотическое воспитание детей старш. дошк. возраста через приобщение их к художест. Литературе». Из опыта работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему
«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к художественной литературе».
Из опыта работы.
Работа воспитателя интересна, многогранна и ответственна. На этапе дошкольного детства происходит становление личности ребенка, развитие его коммуникативных функций, познавательных и других способностей.
Публикация «Доклад „Патриотическое воспитание детей старш, дошк, возраста через приобщение их к художест, Литературе“, Из опыта работы,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
С введением в действие закона РФ «Об образовании», произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, изучения истории страны, края, формированию патриотизма.
На мой взгляд, решение этих задач (воспитание любви к Родине, к семье, к детскому саду, родной природе, соотечественникам, уважительного отношения к символике страны – гербу, гимну, флагу) необходимо начинать в дошкольном детстве. Но невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Поэтому одним из приоритетных направлений нашего МАДОУ является создание базы для формирования патриотизма и приобщения к истокам народной культуры.
Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре – проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.
Проблема патриотического и гражданского воспитания становится одной из самых актуальных.
В своей работе я использовала следующие пути и средства патриотического воспитания при решении этой проблемы:
1. Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.
2. Русские былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, непримиримость к врагам и т. д.)
3. Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.
4. Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.
5. Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми.
Проанализировав программные задачи образовательной программы я наметила следующие приоритеты :
1. Широкое использование фольклора.
2. Знакомство с народными праздниками.
3. Знакомство с народным искусством.
Поставила цель:
«Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Определила задачи:
* формировать стойкий интерес к национальной культуре;
* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;
* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;
* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей
Родине и осознание принадлежности к русскому народу.
Задачи реализовывала через :
*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности;
* учёт индивидуальных особенностей детей;
* максимальное использование детской деятельности;
* уважительное отношение к результатам детского творчества.
В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:
* целевые прогулки;
* наблюдения;
* рассказы;
*беседы;
* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)
* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
* детское художественное творчество;
* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;
* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;
* мой личный пример.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в нашем дошкольном учреждении создан этнографический музей «Русская изба». В музее воссоздана обстановка русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МАДОУ и родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей – не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.
НОД в музее проводила по подгруппам, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями.
В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, также словесные игры по сюжетам знакомых произведений «Задай вопрос другу», «Знатоки пословиц», «Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей средствами словотворчества использовала такие игры как «Ты загадай, а мы отгадаем», «Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел.
Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж». Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры «Чего не стало?», «Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музея помогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга. Также дети знакомились с особенности женского и мужского головного убора, их украшением и своеобразием, с символами и оберегами, использовавшимися при шитье косовороток и сарафанов.
Для реализации задач по «Народно-прикладному творчеству» в группе имеются изделия по художественно-декоративному искусству. Это предметы, украшенные узорами работы народных мастеров, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, городецкой, хохломской, гжельской росписями. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры «Реставраторы», «Разбитая тарелка», «Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы – мастера».
Для реализации задач по теме: «Праздники и развлечения» занятия строила на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду.
На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы.
На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца.
На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжиганием «чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпеканием «символа» Масленицы – блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами.
Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.
Также я проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому «Я и моя семья». Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников и развлечений.
Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны.
Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности, что они никогда не будут «Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.
Результатом моей работы по патриотическому воспитанию через приобщение к художественной литературе стало : пополнение патриотического уголка различными книгами (рассказы о войне, стихи о войне, русские народные сказки, песенки, потешки и др.)
Но самым главным результатом считаю то, что в детях заложена основа того, как прекрасна наша страна, что они принадлежат к великому народу, в котором всегда были мудрые полководцы, мудрые ученые, гениальные писатели, композиторы и художники.