Лучший педагог года

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала (7 фото)

Татьяна Сеткина
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала
▼ Скачать + Заказать документы

Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала

Использование материала мини-музея в ДОО в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Здесь Родины моей начало»

В современной России усиливается роль культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование. Современные реалии диктуют необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. На современном этапе обновления российского образования, в условиях реализации ФГОС общего и дошкольного образования осуществляется поиск новых ценностных ориентиров, на основе отечественных педагогических традиций, при привлечении этнокультурного, краеведческого материала. Как показывает педагогическая практика, обращение к духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики с использованием краеведческого компонента наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта, с духовным обогащением общества.

Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала» размещена в разделах

Фото №1 Современные реалии диктуют необходимость сохранения и познания личностью своей культуры

Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников в нашем ДОУ явилось создание и реализация дополнительной общеразвивающей программы «Здесь Родины моей начало», ориентированной на детей от 3 до 7 лет.

Программа предусматривала взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников, с социальными партнерами ДОУ: воинской частью г. Юрги, учреждениями дополнительного образования; учреждениями культуры (библиотеки, музеи)

Отличительной особенностью является практическая значимость, вовлечение детей и родителей в совместную созидательную деятельность по приобщению к основам краеведения, традициям и культуре, где придание реалистичности происходило с помощью презентаций, видеороликов, видео и мультипликационных сюжетов.

Программа предусматривает работу по 5 разделам:

Раздел «Я и моя семья» формирует представления о семье, семейных и родственных отношениях, традициях, о том, что человек – член большой семьи и должен бережно относиться к окружающему его миру.

Раздел «Наш край в прошлом и настоящем» позволяет сформировать

у детей основы знаний о родном городе, области; познакомить с достопримечательностями (театрами, памятниками, библиотеками, предприятиями) города, духовными храмами городов Юрги и Кемерово, узнать не только православные праздники, но и праздники других национальностей.

Раздел «И гордимся мы славой рабочей!» дает представления о разнообразии рабочих профессий, формирует у детей представления о том, что только благодаря труду людей наш город и область являются жемчужиной Сибири и важной частью большой России. И главная ценность – это люди труженики, которые в трудный момент смогут прийти на помощь, защитить Родину.

Поэтому особое место в Программе отводится работе по воспитанию у дошкольников чувства гордости за героев-земляков, внесших свой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. В этом помогает цикл познавательных бесед «Юрга в годы ВОВ» и тематические посещения библиотек города, где детей знакомят с героями войны и Советского союза, проживавшими в г. Юрге.

Раздел «Народное творчество и традиции земли Кузнецкой» воспитывает у детей чувство гордости за людей искусства, культуры и спорта, прославивших нашу малую родину, знакомит детей с земляками - писателями, детскими коллективами, спортсменами, которые известны своим мастерством и талантами (поэтесса Т. Рубцовой, писатели Е. Дубро, Н. Черкасовым и др.).

Раздел «Природа малой родины» формирует у детей основы экологического сознания и культуры, знакомит с музеем - заповедником, «Томская писаница», с исчезающими видами Красной книги области.

Реализация Программы включает проведение с детьми:

- непосредственно-образовательной деятельности 1 раз в неделю во второй половине дня,

- праздников, развлечений, КВН-ов, викторин на закрепление знаний о достопримечательностях города, области, с использованием мультимедийных презентаций. Так из интернета мы скачали и используем в работе интерактивные игры – презентации «Интересные задания от Йети», «Заповедники Кузбасса», «История возникновения города Юрги»,

дидактическую интернет - игру «Чьи следы».

- заполнение рабочих тетрадей о русских традициях и национальных достопримечательностях;

- создание в группах мини – музеев, посвященных национальным ремеслам, народному укладу, сохранению памяти о воевавших в годы войны, воспитанию гордости за славные дела родственников, земляков;

- создание в группах «Огородов на подоконнике», для приобщения детей к труду, уважение к труду взрослых и других детей;

Фото №2 Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу душе ребенка и лежать в основе его личности

- проведение тематических комплексов утренней гимнастики («Прогулка по Юрге», «Родной край»);

- дидактических игр по краеведению, воспитывающих любовь к родному краю, бережное отношение к природе, закрепляющих названия животных, птиц, природных зон Кузбасса, игр на основе презентации («Чьи следы»);

- совместных с родителями выставок «Пасхальное яйцо», «Цветочная краса Юрги», «Чудесные превращения овощей».

Для эффективности работы по воспитанию дошкольников в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания, приобщения к историческим традициям используется технология музейной педагогики. В группах дошкольного учреждения созданы мини-музеи, такие как «Русская горница», «Чудо – дерево», «Музей опавших листьев».

1. На примере обустройства «Русской горницы» дети представляют, как человек наполнял свое жилище необходимыми предметами быта, благоустраивал его, украшал, создавал комфорт для семьи и обитателей дома. Понимают для чего использовались те, или иные приспособления и как они выглядят в настоящее время.

Для эмоциональной мотивации детей на старину в группе создан уголок русских сказок, в котором собраны волшебные вещи (сапоги-скороходы, скатерть – самобранка, золотое блюдечко и наливное яблочко и т. д., сундук с вещами для ряжения, книжная полка с художественной литературой и различными видами театров, а также для детей обустроено место для уединения и рассматривания книжек, подчеркнутое элементами декорирования: шторами, светильником, свечами, выполненными в русском национальном стиле.

Уклад семьи, ее традиции, культуру дошкольники закрепляют в музыкальных развлечениях, массовых гуляниях. Народные праздники со всеми, относящимися к ним обрядами, песнями и играми — это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни [4,1]. Поэтому в нашем учреждении регулярно проводятся «Ярмарки», «Посиделки у самовара», «Колядки», «Рождественские вечера», «Масленница» и другие. В праздничные мероприятия широко включается народный фольклор, который несет в себе черты национальных традиций, а также содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, формирует уважительное отношение к языку народа, гордость за социальные и культурные достижения своего народа. Да и родители, оказываются вовлеченными в образовательный процесс.

Семья, являясь наследницей и хранительницей традиций, воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но приумножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребят сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням, формирует чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к традициям своего народа. Поэтому помимо праздников, развлечений в рамках реализации раздела «Я и моя семья» проводятся выставки совместных работ – родитель – ребенок по темам: «Мое генеалогическое древо», «Герб моей семьи», изготавливается много разнообразных поделок.

Ежегодно на протяжении трех лет в учреждении проводятся конкурсы проектов: в рамках детско-родительского проекта «Моя родословная» многие дети совместно с родителями презентовали свои материалы, в конкурсе проектов «Профессия моей мамы» дети уже самостоятельно рассказывали о работе, увлечениях мам.

Фото №3 Публикация Духовно нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала размещена в разделах Развитие ребенка

Поскольку важной концепцией музейной педагогики является активность ребенка, то с целью закрепления знаний детей, проводятся экскурсии с их участием по темам: «Мир русской избы», «Милости просим в нашу горенку», с помощью которых созерцание музейных предметов превращается в созидательный процесс. Введение краеведческого материала входит в процесс воспитания и образования дошкольников и основывается на освоении детьми социальной, культурной, природной среды родного края, что способствует осознанию своего места в окружающем мире.

2. Для более тесного знакомства детей с национальными ремеслами, со свойствами дерева, особенностями его использования в быту, для формирования бережного отношения к деревьям, лесу был создан экологический мини – музей «Чудо – дерево», содержащий несколько разделов.

Так, например, раздел «Строение дерева», знакомит детей с частями дерева - корой, коллекцией семян, плодов дерева и т. д., раздел «Кора и лесные обитатели», рассказывает о способах использования животными коры, раздел «Дерево загадок», где на веточках дерева висят бумажные листочки, предлагает отгадать загадки по теме мини-музея, раздел «Как человек использует кору» показывает, как различаются по внешнему виду и структуре коры разные виды деревьев и где каждый вид может пригодиться. Раздел «Дерево в жизни человека» знакомит детей с вариантами использования деревьев человеком, это и шкатулки, и ложки, и деревянные игрушки, разделочные доски, игрушечная мебель, аппликации, декоративные спилы и другое, раздел «Дерево лечит» знакомит с целебными свойствами дерева, раздел «Игротека» представлен различными игровыми и развивающими заданиями для детей, упражнениями на внимание, логику, память с использованием деревянного материала. Раздел «Информ-бюро» содержит подборку папок с информационными материалами: сказками о деревьях, наборы картинок различных деревьев, их листвы, семян, плодов, экологические игры по теме, наборы картинок вредителей деревьев.

Фото №4 Материалы для педагогов Темочки

Воспитателями разработаны экскурсий по мини-музею: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с различными видами деревьев» и другое.

3. Мини-музей одного предмета «Опавших листьев» обладает богатым содержанием, и насыщен разделами, экспонатами, играми и подборками картинок. Интересна и цель создания мини-музея: показать дошкольникам кругооборот веществ в природе, дать представления о связи растений и почвы, определить значение опавшей листвы для предотвращения почвы от замерзания. Мини-музей представлен следующими разделами: «Одеяло из листьев», где представлен макет почвенного слоя, в котором обитают животные. Раздел «Листья для художника», содержит засушенные листья и семена, для творческих поделок, а также содержит уже готовые картины, объемные работы, макеты. Есть и раздел «Листья лечат», который знакомит с целебными свойствами листьев крапивы, малины, брусники. Раздел «Листья на гербах» содержит картотеку гербов городов, стран, в которых на гербах используются листья таких деревьев как клен, дуб, липа. Раздел «Волшебные превращения листьев», рассказывает о том, что происходит с листьями с момента появления до увядания и разложения, какие живые существа помогают опавшим листьям превратиться в перегной. Раздел «Лиственная игротека» содержит игры и игровые задания, используемые детьми в самостоятельной деятельности.

Фото №5 Программа предусматривала взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников с социальными партнерами ДОУ воинской частью г

4. Особое внимание уделяется знакомству детей с трагической, но и героической историей нашего края в годы Великой Отечественной войны. Поэтому в дошкольном учреждении создан мини- музей «Эхо войны», который открывает перед ребятами героическую историю как нашего народа в целом, так и своих родственников в частности. Раздел мини-музея «Раритеты войны», знакомит детей с подлинными письмами с фронта, с извещением – похоронкой 1943г., конвертами военных лет, вырезками из фронтовых газет тех лет, почетными грамотами за боевые заслуги и др., вежливо представленные родителями воспитанников. Раздел «Военные вещи», знакомит с подлинными военными вещами: солдатской шинелью, фляжкой, ремнем, каской, пилоткой, кокардами, котелком, полевой сумкой, знаками отличия, петлицами, медалями, удостоверениями к ним, есть и карта боевых действий. Раздел «Моя родословная», хранит документы, по которым родители и воспитанники постарались проследить свою родословную до поколения, воевавшего во второй мировой войне. Раздел «Герои Юрги», хранит документы на именитых земляков, воевавших в годы ВО войны, здесь и Басыров, и Черкасов, и некоторых из прадедушек воспитанников. Имеется игровой раздел «Боевое сражение», где представлен макет военного поля с солдатиками, военной техникой и прочим. Раздел «Открытки» посвящен коллекции открыток, выпускавшихся ко Дню Победы. Воспитателями собрана коллекция «Песен о войне», подготовлены мультимедийные слайды о ВОВ, о городах – героях, разработаны сценарии открытых мероприятий ко Дню Победы, консультации, беседы о войне, используемые в процессе работы мини-музея, собраны фотоальбомы «Техника и оружие ВОВ», «Символы Победы – ордена, медали и знамена», «Дети- герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города – герои», рисунки воспитанников по теме, подобрана художественная литература по теме: стихи, рассказы, изготовлены дидактические игры «Назови пословицу», «Собери машину», «Раньше и теперь», разработан перспективный план работы мини-музея на весь учебный год по патриотическому воспитанию детей, а также запланирована и работа с родителями.

Фото №6 И главная ценность это люди труженики которые в трудный момент смогут прийти на помощь защитить Родину

Каждый год в организации проводятся тематические недели, посвященные Дню Победы. На протяжении двух лет дети подготовительных групп нашего учреждения участвуют во всероссийской акции «Бессмертный полк». Все это призвано сохранить в детях память о войне, сформировать чувство гордости за свой народ, своих родственников, прошедших войну, формировать активную гражданскую позицию, любовь к Родине.

В этом учебном году планируем провести конкурс детских проектов «Гордость семьи» о своих прадедах, воевавших в войну.

Накануне 9 мая ребята посещают социальных партнеров: библиотеку, детско-юношеский центр, где им тоже рассказывают о войне, о юргинцах – героях войны.

Такое совмещение интересов по решению задач духовно-нравственного воспитания дошкольников, формирует гармонически развитую личность с широким культурным кругозором, и позволяет установить партнерство в системе «детский сад — семья — социум», планировать общую деятельность, способствующую выявлению новой проблематики, а также использовать традиционные и нетрадиционные формы работы, разнообразные культурно-досуговые мероприятия.

С целью закрепления знаний у детей о своей малой родине, формированию у детей гражданских, духовно-нравственных качеств и этнокультурных позиций, чувства любви к Родине в каждой из групп детского сада созданы уголки «Я – россиянин», «Моя Юрга», «Мой Кузбасс».

Для закрепления у детей знаний о регионе, достопримечательностях родного города, разновидностях флоры и фауны Кемеровской области, для закрепления названий природных зон Кузбасса, перелетных и зимующих птиц области, для развития умений сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия созданы краеведческие игры.

В привитии любви к родной природе, краю детям помогает Экологическая Тропа, ведь процесс воспитания на тропе природы строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении. Это одна из форм воспитания у детей экологического мышления и мировоззрения.

Наша Экологическая Тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, находящиеся в пределах территории ДОУ. Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления, к тому же служит источником биологического материала, используется для сборов коллекций, в том числе тематических: гербария, плодов, сухоцветов, семян и для изготовления в разного рода поделок.

Закрепление полученных знаний проходит в форме социальных акций «Птичкина столовая», «Дети в защиту природы», «Сохраним лес», а также в форме викторин, интерактивных игр, виртуальных экскурсий, игр, с использованием мультимедиа.

Эффективность работы духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента имеет положительный результат, здесь не только дети, но и сами взрослые оказываются в позиции самоопределения и ответственности за свой выбор в области культурного наследия и чувств национального и человеческого достоинства, что особенно актуально в современных условиях развития общества. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к традициям, культуре и истории России.

Публикации по теме:

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников "Серебряные родники малой Родины" Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным,.

Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном.

Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства (Слайд № 1) «Детство – каждодневное.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Слайд№2. Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыкиНравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки "Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки"Тема моего инновационного опыта "Нравственно патриотическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала
Опубликовано: 1 ноября 2016 в 13:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами краеведческого материала» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сеткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД