Людмила Плотникова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать
Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» муниципального образования Абинский район
из опыта работы
«Музыка - как средство духовно – нравственного воспитания
дошкольников в детском саду»
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Актуальность выбранной мной темы очевидна: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.
Цель музыкального образования – формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музыки.
Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», - гласит старинная мудрость.
Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;
• Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями, русским народным фольклором
• Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, беседы - концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно-музыкальные гостиные, выступление детей музыкальной школы.
«Искусство желает быть услышанным, оно требует любовного внимания, ему необходима встреча…такая, при которой в душе слушателя и читателя расцветут те самые цветы, что цвели в душе художника, запылает и засветит тот самый огонь, что светил автору…» (И. Ильин). Поэтому нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Система нравственно - патриотического воспитания в ДОУ – это взаимодействие с детьми, с педагогами, узкими специалистами, с родителями, участие в методической работе.
Взаимодействуя с детьми, использую такие формы организации музыкальной деятельности, как непосредственно образовательная деятельность, беседы - концерты, праздники и развлечения, использование мультимедийного оборудования (тематические презентации, интерактивные игры, в самостоятельной деятельности, сотрудничество с музыкальной школой.
С педагогами и узкими специалистами: консультации, рекомендации по использованию патриотической музыки в режимных моментах, в НОД, по проведению концертов, праздников, познавательных досугов, мультимедийных презентаций.
С родителями использую информационные стенды, буклеты, папки – передвижки, организую концерты, совместные праздники, посиделки, музыкальные гостиные, даю рекомендации по использованию интернет ресурсов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в
2.
том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно-нравственного развития, но основным видом является слушание музыки.
Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее, духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение.
Процесс слушания музыки обладает катарсической функцией, т. е. очищает душу ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора.
Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, 3.
ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель моих занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины.
Для реализации задач по духовно- нравственному воспитанию дошкольников применяю комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду в процессе непосредственно образовательной деятельности, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
На праздниках затрагивается несколько тем: «Любовь к матери», «Добро и зло», «Любовь к Родине». Мне хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект. Патриотическое, духовно-нравственное воспитание, несомненно, является важнейшим направлением моей работы. Знать, любить историю, культуру своей Малой Родины, Кубани, важно для каждого нашего воспитанника, гражданина России. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Показать красоту нашего города нетрудно в любом виде деятельности (будь то прогулка, беседа, экскурсия или познавательная интерактивная игра). Очень важно это сделать умело, в доступной для детей форме. В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу 4.
и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если я научу его этому.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, развиваю патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.
Приобщение наших детей к истокам народной и православной культуры происходит в течение всего года. Этому способствует разработанный мной план вечеров-развлечений, составленный с учетом календарных народных и православных праздников.
Цикл занятий, мероприятий: «Моя семья, моя крепость», «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», «День матери», «Родина моя, моя Отчизна», «Мой город в прошлом и теперь», «Земля отцов – моя земля», «Край наш Кубанский родная земля!». Месячник оборонно – массовой и военно -патриотической работы «Кубань – край ратной и воинской славы», «Олимпийские резервы», «Победа деда – моя победа». На эти мероприятия мы приглашаем наших доблестных воинов запаса - пап и дедушек воспитанников, а также ветеранов Великой Отечественной войны. В праздничных, литературно-музыкальных композициях принимают участие и взрослые и дети / информацию можно посмотреть на официальном сайте детского сада №4 – ds4 abinsk.ru/
Стало доброй традицией отмечать в нашем детском саду праздники: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «День Семьи, любви и верности», «Яблочный спас» с участием родителей и сотрудников детского сада. 5.
Дети и взрослые водят хороводы, поют песни, загадывают загадки, рассказывают пословицы и поговорки, играют в казачьи игры.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, я воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, эта работа интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку встреча с музыкой развивает воображение детей, помогает воспитывать чувство любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой! Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.