Елена Владимировна Колган
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№2.
Свое выступление я хочу начать словами Д. А. Медведева «Духовно- нравственное воспитание, утверждение идеалов добра, милосердия и справедливости является важнейшей миссией не только религиозной организации, но и общества в целом. Такие ценности во все времена скрепляли наше Отечество, формировали национальные традиции и моральные устои. Сегодня они позволяют России сохранить свои исторические корни и культурно- духовную самостоятельность».
Слайд№3.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Навязывание иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Слайд№4.
Я считаю, что цель воспитания — развитие нравственных качеств личности ребенка.
Слайд№5.
В нашем детском саду духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным. В своей деятельности педагоги детского сада решают следующие задачи:
• Воспитание нравственных и эстетических чувств;
• Формирование базисных основ личности;
• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
• Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
• Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.
Слайд№6.
Человечество шагнуло в двадцать первый век, который осмыслен как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. В Законе РФ «Об образовании» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в «Конвенции о правах ребенка».
Слайд№7.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос: «На основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение?»
Слайд№8.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства до школьных лет и далее на протяжении всей жизни.
Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свое село, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Искусственное отторжение народной культуры от образовательного процесса привело к утрате связи поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и можно проследить, что отказ от Православных ценностей привел сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность общества.
Слайд№9.
Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понять смысл многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, да просто невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Православные праздники со всеми относящимися к ним обрядами – это источник познания народных традиций, мудрости поколений, русской души, уклада жизни нашего народа.
Слайд№10.
По мнению русского педагога ХІХ века К. Д. Ушинского «…для ребёнка праздник Светлой Пасхи и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Таким образом, система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на приобщении его к культурному наследию своего народа.
Поставленные задачи в нашем детском саду реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса :
• Слайд №11. Занятия и мастер-классы.
• Слайд №12. Игры. Игра имеет огромное значение в формировании духовно-нравственных качеств дошкольников. Ведь игра – естественный спутник в жизни ребёнка и основной вид деятельности в детском саду.
• Слайд №13. Досуг, развлечения и конкурсы.
• Слайд №14. Экскурсии и выставки.
Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою малую родину, Отчизну, народ. Слайд №15. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, применяли практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.
Слайд №16.
Заветом звучат слова В. А. Сухомлинского: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
Слайд №17.