Любовь Рыночнова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры
в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5»
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих
детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Период дошкольного детства является одним из самых значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Формирование фундаментальных черт личности происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Система работы подуховно-нравственного воспитанию (по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской национальной культуры) в нашем структурном подразделении «Детский сад №5».
Цель: сформировать у детей интерес к познанию истории и культуры наших предков.
Задачи:
1. Познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой.
2. Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
3. Способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).
4. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных особенностей.
Формы работы:
• игровые образовательные ситуации, которые по форме представляют собой «игры-путешествия», «игры-открытия» по достопримечательностям родного города Октябрьск. Ведущим принципом построения таких занятий является принцип развивающего обучения. Например, на занятии «Путешествие в прошлое ручки» ребятам необходимо было справиться с несколькими поисковыми задачами: вернуть с помощью «Клуба юных исследователей» письменные принадлежности (гусиное перо, перьевую ручку, шариковую ручку) в наше время и выявить закономерность в развитии письменных принадлежностей. На занятиях «Путешествие в прошлое часов, лампочки» дети знакомились с историей прошлого часов, лампочки.
• посиделки, где дети разучивают песни, игры, затевают хороводы, изготавливают разные предметы, знакомятся с народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством, устным народным творчеством, организуется просмотр русских народных сказок. Дети иногда приходят в русских народных костюмах, так как ряжение повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие.
• оформление мини-музея и выставок. В одном из холлов у нас оформлен мини-музей, а в старшей группе воспитатели с детьми и родителями смастерили панно на тему «Русская изба», где дети знакомятся с жилищем русского человека: избой, рубленой из бревен, печью, которая «всему голова», с предметами быта: мебели (лавки, столы, сундук); посудой, (глиняной чугунной, деревянной, предметами быта (коромысло, кочерга, прялка).В старшей и подготовительной к школе группах оформлены уголки родного края, где дошкольники знакомятся с символикой родного города Октябрьск, Самарской области, России. Собирается материал на тему «Край родной навек любимый» (открытки, фото, презентации).
Систематически организуются выставки детских работ:
- рисунков на темы: «Мы любим русские народные сказки»,
«Декоративное рисование»,
- поделок на тему «Вылепим игрушку сами» (в рамках проекта, совместно с родителями). Были вылеплены из соленого теста, глины игрушки подымковским и гжельским мотивам, матрешки, посуда с хохломской и гжельской росписью.
Воспитанники принимали участие в окружном конкурсе детского творчества «Русь моя родная».
• познавательные беседы – развивают мышление детей осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, национальному наследию. Знакомятся с устным народным творчеством: потешками, считалками, небылицами, былинами. Дети учатся понимать, чувствовать добрый юмор и задор небылиц. Надолго запомнится детям беседа «Наши защитники», на которой воспитатель, в роли сказителя, рассказывала детям о героях – богатырях, их подвигах. Дети с большим интересом слушали отрывки из былины А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», играли в р/н игру «Петушиные бои», рассматривали картину «Богатыри» В. М. Васнецова, знакомились с обрядом – поклонение «Дубок», изготавливали талисман «Лист дуба».
• творческая продуктивная и игровая деятельность детей. Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. Из глины, пластилина, бумаги, картона дети изготавливают понравившиеся предметы. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию. Интересно проходила с детьми подготовительной к школе группы образовательная деятельность на тему «Ярмарка, ярмарка!». Дети – скоморохи зазывали народ на ярмарку. На ярмарке дети рассказывали о русских народных промыслах, затем, «превратившись в настоящих художников», мастерили изделиях, разукрашенные элементами хохломы, гжели, дымки; играли в народные игры, водили хоровод.
• праздникии развлечения. Дети знакомятся с такими обрядовымипраздниками, как Масленица, Троица (праздник русской березки).
• работа с социумом. Уже несколько лет мы ведем совместную работу с городским краеведческим музеем (МБУ «Музей Октябрьск-на-Волге»).Музейно - образовательная программа для дошкольных образовательных организаций состоит из 6 занятий в год с детьми подготовительной к школе группы.
Темы занятий:
- Музей – загадочная страна! Занятие проходит в форме рассказа-беседы с наглядным путешествием по сказкам. На примере сказок дети знакомятся с крестьянским бытом наших далеких предков.
- Чудо-глина, где дети знакомятся с народными промыслами, узнают о глине города Октябрьска.
- Игрушечные истории. Здесь дети знакомятся с историей развития игрушки, их разнообразием, сами изготавливают тряпичных кукол-оберегов.
-Страна краеведов. Это занятие проходит в форме познавательной краеведческой игры. Дети знакомятся с историческими символами города, «путешествуют» по достопримечательным местам.
- Путешествие во времени. Занятие проходит в интерьере русской избы. Дети знакомятся с музейной коллекцией предметов крестьянского быта (печь, ступа, лапти).
В конце учебного года дети получают сертификаты о прослушивании
курса краеведения для дошкольников.
По рекомендациям педагогов дети с родителями посещают городской краеведческий музей.
Уже несколько лет подряд ведем совместную работу с детской библиотекой. Сотрудники библиотеки беседуют с детьми по произведениям русских, советских детских писателей, знакомят с писателями Самарской области.
Ежегодно педагоги и воспитанники структурного подразделения «Детский сад №5» принимают участие в городской выставке детского творчества, посвященной Дню родного города.
Последовательная, систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает их творческую активность. Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты.