Прасковья Каурова
Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование духовно-нравственных норм эффективно и необходимо начинать с самого раннего детства. Нравственное воспитание в раннем дошкольном возрасте возможно за счёт способности ребенка осуществлять первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, то есть нравственные нормы, и формирует свое отношение к этим нормам, но не всегда соблюдает их в реальных поступках.
Важно понимать, что нравственное воспитание маленьких детей – это
долгий и трудоемкий процесс, результативность которого во многом зависит
Публикация «Духовно-нравственное развитие детей раннего возраста» размещена в разделах
от единства требований со стороны взрослых. Они должны научить
малышей нормам морали, правилам поведения, бережному отношению к
окружающим его предметам живой и неживой природы, а также способствовать проявлению у ребенка нравственных черт характера, таких как сострадание, порядочность, доброта, уважение, честность.
Окружение в котором, прибывает ребёнок каждый день, где он учится взаимодействовать со сверстниками и воспитателями всё это направлено на духовно-нравственное развитие детей. Дети приходят каждый день и впитывают в себя как «губка» - знания, умения общаться в социуме и навыки поведения.
В своей группе каждое утро мы начинаем с традиционного приветствия друг друга и улыбки при проговаривании ласково имени своего соседа. После чего, начинаем дружно делать утреннюю гимнастику, настраиваясь на высокий эмоциональный доброжелательный настрой на целый день.
У детей раннего возраста уже достаточно ярко выражена потребность в совместных играх со сверстниками, в общении с ними. Мы активно помогаем в организации подвижных, дидактических сюжетно-ролевых игр так как понимаем, что эта потребность является предпосылкой развития дружеских взаимоотношений. Вместе с тем мы учим детей замечать
нарушение правил взаимоотношений (толкнул, отнял игрушку).
В игре с сюжетными игрушками мы учим детей соблюдать нравственные нормы поведения, действия, которые дети ярко демонстрируют, подражая нам, близким людям - маме, папе, бабушке. Малыши очень любят, заботиться о куклах: кормить их, укладывать спать и т. д. На этом этапе развития игры считаем важным обучать детей действиям с игрушкой (особенно с куклой). Постоянно целенаправленно, систематически даём малышам определенные представления о том, что делают взрослые, расширяя круг игровых действий мы подводим постепенно их к сюжетно - ролевой игре.
В процессе повседневной жизни дети приучаются уважать и ценить труд взрослых: «В группе было так чисто, а ты разбросал игрушки, убери их», «Кушай аккуратно, не кроши хлеб» и т. п. Положительное отношение к труду окружающих людей, желание самому принять в нем посильное участие, первые «трудовые» действия, радостное удовлетворение от результата своих усилий — все это начальные, но очень ценные трудовые качества, и их уже возможно, а значит, и нужно, воспитывать у маленьких детей. Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются необходимые навыки, духовно-нравственные привычки и чувства.
Стараемся своим примером способствовать воспитанию у детей положительного отношения к животным, растениям. Давая игрушке, например кошке молоко или когда «лечим» заболевшего зайчика, объясняем свои действия, их направленность, даём им оценку. Вызывая добрые чувства у детей, желание помочь. Что находит своё отражение в действиях детей : глядя на упавшего плюшевого мишку, ребёнок жалеет его, поднимает, погладить, говорит ласковые слова.
Прививать ребенку интерес, любовь к природе и бережное, заботливое отношение к животным, птицам- является важной задачей при формировании духовно-нравственных качеств. Проводя прогулки, мы учим детей наблюдать и замечать изменения в погоде, природе. Предлагаем детям помочь, птицам подкармливая их крошками хлеба или зерном, засыпаем снегом корни деревьев зимой, наблюдаем за первой появившейся зелёной травкой и т. д.
Дети живут своими представлениями о добре и зле. Рассказать о этих чувствах более подробно нам помогает русский фольклор. При чтении книг и рассматривании картинок, мы расширяем представления детей об окружающем мире, о хитрости и упрямстве, дружбе и любви. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, показываем детям на примере сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям («слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. А театр на столе или фланелеграфе, пальчиковый театр, а иногда и драматизация с участием самих детей помогает малышам «прочувствовать» сказку, сопереживая и сочувствуя главным героям.
В нравственном воспитании, семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. В этом направлении стараемся работать и мы, ведь не каждый взрослый (к сожалению) может показать свою любовь, восхищение своим ребёнком. Мы своей работой стараемся донести до родителей как это важно для малыша и помогают нам в этом такие формы работы с родителями как индивидуальные беседы, консультации, проведение анкетирования и собрания.
Таким образом, воспитание нравственных качеств у детей раннего
возраста - это каждодневный труд педагогов и родителей. Эмоциональность
и восприимчивость детей раннего возраста позволяет заложить фундамент для развития гармоничной личности с помощью освоения моделей поведения, стереотипов, норм морали и моральных качеств во взаимоотношении с людьми.