Ольга Молу
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей.
Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Современные дети быстрее решают задачи, но они реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.
Духовно-нравственное воспитание детей средствами искусства театра способствует ознакомлению с его выразительным языком, закладывающим основу для формирования навыков восприятия, понимания и истолкования действий, из которых складываются нравственные основы, представления, поступки человека; формированием навыков взаимного общения, коллективной работы.
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Использование театрализованного творчества, позволяет воспитывать у дошкольников отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.
В нашем дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность занимает особое место. Элементы театрализации присутствуют в любой деятельности детей : праздниках, играх, свободной деятельности воспитанников.
На протяжении ряда лет я уделяла большое внимание организации театрализованной деятельности в своей группе. Во время занятий в рамках театрализованной деятельности ребенок усваивает нормы и ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
В дальнейшем я планирую, чтобы работа в рамках театрализованной деятельности перешла на постоянную основу, и в нашем ДОУ стала работать театральная студия.
Основная цель работы театральной студии : духовно нравственное воспитание, развитие творческих способностей воспитанников, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Работая с детьми в рамках театрализованной деятельности, я ставила перед собой ряд задач (их можно условно разделить на три направления) :
1. Воспитание гуманистических чувств детей :
• формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
• формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
• развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма :
• формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
• закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
• развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
• поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3. Воспитание любви к Родине :
• формирование приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
• формирование толерантных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что-то для других;
• воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей учреждения, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, а также в совместной деятельности с родителями.
В нашей группе созданы условия, способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театрализованной деятельности :
1. Создана развивающая предметно-пространственная среда, в которой оборудована театральная зона :
- различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);
- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации.
2. Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр, в которых в сою очередь включаются эмоционально-экспрессивные, предметно-действенные и речевые средства взаимодействия.
Занятия по театрализованной деятельности я начинала проводить со второй младшей группы, два раза в месяц, в свободное время знакомила детей с различными формами театрализованных игр (настольный театр игрушки, плоскостной театр, кукольный би-ба-бо, игры-драматизации).
Содержание всех занятий носит духовно-нравственную направленность. Так во второй младшей группе - воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей, интерес и бережное отношение к театральным куклам.
В средней группе продолжали воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников. В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).
В старшей группе шло формирование и развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества, развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию.
Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников.
У детей театрализованная деятельность пользуется большим интересом. В процессе показа спектаклей ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам, видеть красоту, сочувствовать.
В ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников.
Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как, поощряя любознательность, передавая детям новые знания в игровой форме, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
За последние три года в нашем детском саду были показаны спектакли: «Муха-цокотуха», «Под грибком», «Маша и медведь», «Три поросенка», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка»и др.
Большую роль в реализации данных проектов играли родители (разучивание ролей, подготовка декораций, пошив костюмов и т. д.)
Таким образом, театрализованная деятельность - один из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания.
Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников, укреплению сотрудничества МДОУ с семьей.