Получи документы

Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Светлана Ховерко
Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Серебряные родники малой Родины"

Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви к своим родным, дому и Родине. Привязанность к детскому саду, родной улице, семье - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству. Практика последних лет показывает, что значительные ресурсы социального становления и нравственного воспитания детей и подростков скрыты в национальных традициях, языке и культуре. Именно они доносят до нас моральный и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт личности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. Детский сад, семья, музей оказывают на детей сильное влияние в плане освоения основ культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок.

Публикация «Наследие, Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах

Большое значение в решении этой проблемы оказывает музейная педагогика. Средствами музейной педагогики через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции можно показать уникальную историю своей малой Родины, познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района, природными богатствами своего края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность расширить воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном, исследовательском плане, экспериментальной и творческой деятельности. Участие детей в выставочной деятельности, фестивалях детского творчества, создание макетов и моделей природных зон края и села, их достопримечательностей, фотоальбомов, оформление альбомов с песнями и стихами писателей и композиторов родного края позволяет окунуться в атмосферу народных гуляний и быта.

Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала. Решая, стоящие перед дошкольным учреждением задачи развития личности ребенка, детский сад сотрудничает с Белокатайским историко-краеведческим музеем. На базе нашего детского сада силами воспитателей и родителей организован мини-музей «Русская изба», где дети знакомятся с бытом и традициями русского и башкирского народа. Программа мини-музея закладывает пути формирования у ребенка - дошкольника начало национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение культурной памяти, использование этнографического материала, произведений национальной культуры: фольклора, народных игр, декоративно - прикладного творчества и литературы.

Благодаря совместным занятиям ДОУ с музеем, дети узнают много нового о родном крае: знакомятся с символикой родного села, людьми, природой края, природными богатствами, предметами быта и старины. Использование разнообразных форм работы: театрализация, беседы, изобразительная деятельность, рассматривание экспонатов, атрибутов, все это способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.

В процессе занятий у детей обогащается словарный запас: они стали точно и правильно использовать слова, обозначающие предметы быта и явления природы, задавать вопросы, делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Свои представления о родном крае воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках. Дети совместно с родителями с удовольствием участвуют в пополнении мини-музея детского сада различными предметами старины.

Работа по воспитанию патриотических чувств должна проводиться с младшей группы и продолжаться до выпуска детей в школу в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Результатом деятельности станет накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, развитие чувства гордости за свое Отечество.

«Серебряной жемчужиной» нашей малой Родины, безусловно, является родник Девятая пятница. Так его назвали в честь иконы святой Девы Марии, найденной у родника между Новым Белокатаем и деревней Соколки в девятую пятницу, считая от Святой Пасхи.

У ключа четыре источника: первый- звонкий, поющий – в народе говорят - живая вода, ее пьют, и она дает силу; другие три истока: тихие, незвучные, о них говорят – мертвая вода, умывшись ею, заживают все ранки, а кожа стает эластично гладкой.

Старожилы рассказывают несколько легенд о чудотворном источнике.

Одна из них гласит, что у родника ночью стало наблюдаться свечение. Крестьяне, работающие на прилегающих к источнику полях и ночующие в балаганах (шалашах, сначала не придавали этому большого значения. Но потом, когда явление свечения стало повторяться, решили открыть эту тайну. Но когда они приближались к источнику, свечение мгновенно исчезало. Только тогда, когда там была обнаружена икона Богоматери, все стало ясно, и свечение после этого прекратилось

Вторая легенда гласит, что икону в святом роднике нашел больной, уставший монах, который прилег отдохнуть около родника и получил исцеление от родниковой воды.

Правда это или выдуманные легенды, кто знает? Только с тех пор этот день у жителей Нового Белокатая стал считаться праздником, Девятая пятница.

До революции здесь возвышалась часовня. Совершались коллективные молебны. Родник был очень глубоким, в него во время богослужения бросали монеты, причем, только серебряные. Собирать монеты разрешалось только детям.

Ежегодно в этот день, православные верующие совершают к роднику Крестный ход, освещая воду, проводят молебен.

Это место всегда было почитаемо местными и приезжими православными верующими, а попытки прежних властей уничтожить место ежегодных богослужений, ни к чему не привели: засыпанный бульдозером в 30-е годы, родник пробился на поверхность земли буквально на следующий год.

Вода в родниках Девятой пятницы очень чистая и мягкая. Говорят, что в ней имеются соли серебра, поэтому она может храниться длительное время, не теряя своих качеств. Она не замерзает даже в самый лютый мороз. Эту воду используют для приготовления чая, варенья, маринования грибов – стопроцентная гарантия, что продукт получится высочайшего качества. У родника установлен аккуратный металлический периметр, каменный знак, крест.

Сегодня к роднику не зарастает народная тропа. Глубоко верующий человек, Будакова Галина Петровна, на свои пожертвования и пожертвования добрых людей, уже четвертый год, облагораживает территорию родника. К роднику ведет железная лестница, подходы к выходам воды обложены плиткой, поставлена мраморная икона Богородицы. А какая здесь купальня! В нее погружаются, и млад, и стар, и не только на праздник «Крещения», но и в будни. И, по вере, чудесная водица дает людям исцеляющие и бодрящие силы.

Наши воспитатели со старшими дошкольниками- частые гости родника. Дети с интересом слушают историю появления Девятой пятницы, набирают воду и бросают монеты, проводят акцию «Чистый родник». Многие дети часто бывают там с родителями.

Ключ выплескивает воду из недр глубинных неслышно, неспешно. Если замереть и задержать дыхание, можно услышать ритмичный хрустальный звон – эхо сгинувших в огне лихолетья колоколов порешенных храмов. Как будто сама земля хранит память тех дней. Значит, есть у нее, нашей малой Родины, будущее.

Таким образом, сотрудничество детского сада и музея, проведение экскурсий к святым местам, расширяет социализацию детей, благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств, воспитывает чувство любви к малой и большой Родине. Свое будущее мы закладываем сегодня, а будущее без истории, культуры у народа нет.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ)Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы ДОУ) Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группыДуховно-нравственное воспитание дошкольников. Оформление уголков группы Добрый вечер, коллеги! Важнейшей, базисной характеристикой личности является духовно-нравственное воспитание детей. О духовно-нравственном.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Плотникова Людмила Александровна музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы) Современный мир со всеми его трудностями и оживленным темпом жизни, которые зачастую отводят человека от нравственности и не дают времени.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества»,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет)Духовно-нравственное воспитание дошкольников в Городецком районе (фотоотчет) 17 декабря 2015г. в МБДОУ «Детский сад №14» состоялся семинар для воспитателей Городецкого муниципального района в рамках сетевой модели.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Проект духовно - нравственного воспитания дошкольников В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье»Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Узнать о семьях, их интересах, семейных традициях, познакомиться.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Опубликовано: 16 мая 2016 в 14:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наследие. Духовно-нравственное воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ховерко (УИ 624457) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД