Людмила Давыдова Вячеславна
Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
"Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки"
Тема моего инновационного опыта "Нравственно патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки". В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Р. Ф. " патриотическое воспитание трактуется как "систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины".
Публикация «Нравственное патриотическое воспитание старших дошкольников средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Целью нравственно - патриотического воспитания дошкольников является приобщение детей к культуре своего народа, воспитанию уважения, гордости за землю, на которой они живут.
В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения выпал раздел нравственно - патриотического воспитания. Между тем эта проблема на современном этапе очень актуальна. Воспитание личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру своего народа. Большую роль в нравственно - патриотическом воспитании играет музыка, особенно народная. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.
Содержание нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя :
1. Приобщение детей к культурному наследию праздникам, традициям, народно прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
2. Знакомства с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициями, составление родословной, с детским садом, его детьми и взрослыми, игрушками, традициями, городом, улицей и т. д.
3. Проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года.
4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности, в которой ребенок проявляет сочувствие заботу о человеке, растениях, животных.
Изучив работы великих педагогов К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, советских педагогов А. П. Усовой, Е. И. Жуковской, Н. А. Метлова, И. А. Ветлугиной и. д. р. я пришла к выводу, что они придавали большое значение нравственно - патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но в настоящее время выходит не достаточно много литературы по данной проблеме. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Я изучила имеющиеся парциальные программы по музыкальному развитию ребенка. Это Оберег Е. Г. Борониной, Музыка с мамой С. С. Железнова, Горино М. В. Хазовой, Музыкальные шедевры О. П. Радыновой, Приобщение детей к истокам русской народной культуры О. Л. Князевой М. Д. Маханевой, Народные праздники в детском саду М. Б. Зацепиной. Анализ этих программ позволил сделать мне вывод, что нет единой программы по нравственно- патриотическому воспитанию средствами музыки.
Целью моего инновационного опыта стало определение новых эффективных методов и приемов нравственно - патриотического воспитания средствами музыки, разработка перспективного плана. Я остановилась на парциальной программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой "Приобщение детей к истокам народной культуры", и методических рекомендациях М. Б. Зацепиной "Народные праздники в детском саду". Так как в этих программах не используется музыка, я подобрала музыкальный репертуар, музыкальные задачи и составила свой перспективный план по нравственно - патриотическому воспитанию средствами музыки.
Основываясь на основной проблеме инновационного опыта, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу по средствам музыки.
2. Формирование бережного отношения к природе через слушание классической музыки.
3. Развитее интереса к народной музыке и традициям.
4. Расширение представлений о России, как нашей большой Родине.
Свой перспективный план я опробировала через музыкальные занятия, вечера развлечения, праздники, фольклорный центр.
При организации своей работы я учитывала следующие педагогические условия:
1. Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его музыкальных способностей, возможностей, интересов.
2. Тесное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя.
3. Реальное сочетание разных видов деятельности.
4. Знание "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой.
5. Творческий подход при выборе материала, методических приемов.
6. Взаимодействие с родителями.
На первом этапе работы я провела диагностику уровня развития детей старшей группы, используя педагогическую технологию С. Мерзляковой. Результаты таковы:
75% детей активны только некоторых видах деятельности (пении, ритмических движениях)
9,9% плохо ориентируются в пространстве, перестроении, эмоционально не откликаются на музыку патриотического характера.
16.1% застенчивы, мало активны на музыкальных занятиях, вечерах развлечения, концертах.
Второй этап: Знакомство с фольклором.
а) в повседневной жизни
б) на музыкальных занятиях
в) на досугах
г) на праздниках
Третий этап: Знакомство детей с образами Родины, матери, домом, друзьями.
Четвертый этап: Знакомство с родным городом, страной.
Для решения поставленных задач я использовала такие методы и приемы:
Наглядно слуховые:
1. Исполнение музыкального произведения.
2. Пение музыкального руководителя, воспитателя, ребенка.
3. Слушание музыки.
4. Использование разнообразных видов фольклора (певческого, словесного, инструментального)
5. Показ детьми, которые хорошо усвоили материал.
6. Рассматривание иллюстраций, картин.
7. Музыкально - дидактические игры.
8. Сюжетные рассказы, беседы, пояснения.
9. Диафильмы.
Чтобы достичь определенных результатов в нравственно - патриотического воспитании я прибегла к помощи воспитателей и родителей.
С воспитателями :
а) консультации
б) практикумы
в) открытые просмотры
г) помощь в подготовке, организации и проведении мероприятий КВН и т. д.
С родителями:
а) день открытых дверей
б) концерты, посвященные государственным и народным праздникам
в) консультации, семинары, собрания
г) совместные экскурсии
д) привлечение родителей к организации утренников, вечеров развлечений
В конце года я провела диагностический анализ детей с помощью вопросов на нравственно - патриотическую тему. Анализ показал, что если дети в старшей группе в начале года находились на среднем уровне, то к концу года они перешли на высокий уровень в подготовительной группе. Детей с низким уровнем нет. Это говорит о том, что после проведенной мной работой, представления, интересы, отношение детей к родине, родному краю своей стране возросли. Знания детей стали более обширными и глубокими.