Приложение МААМ

Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика)

Ирина Антоненко
Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика)
▼ Скачать + Заказать документы

Наверняка, каждый воспитатель сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяют стандартные задания, им не интересны дидактические игры, соответствующие их возрасту, уже в младшей группе такие дети имеют свое мнение, проявляют интерес к книгам и энциклопедиям, задают нестандартные вопросы, самостоятельно ищут ответы в различных источниках. Важно уже в детском саду выявить детей имеющих признаки одаренности.

Публикация «Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка „Умелые пальчики“ (тестопластика)» размещена в разделах

Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В нашем Учреждении уже много лет ведется индивидуальная работа по сопровождению одаренных детей. Так в 2015-2016 учебном году у меня возникла идея организовать кружек для детей, имеющих признаки художественно-эстетической одаренности, «Умелые пальчики».

Ни секрет, что дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.

Целесообразность кружка

Тестопластика – осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Значение тестопластики в развитии детей дошкольного возраста:

• повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• синхронизирует работу обеих рук;

• развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;

• формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

• способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. По содержанию занятия кружка имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности.

Для организации работы кружка «Умелые пальчики» было подобрано следующее оборудование: доски, скалки, стеки, фольга, природный материал, формочки, трафареты, бисер, палочки разного размера и толщены, фартуки, нарукавники и т. д.

Для целенаправленного образовательного процесса была разработана и утверждена Рабочая программа кружка, в соответствии с тематическим планированием.

В своей работе использую разные материалы и техники, так например, в качестве основы, брали бумажную тарелку, заполняли ее толстым слоем теста и ставили в тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес. Далее - в зависимости от времени года: лепили зеленые листочки, украшали скорлупой от орехов, изображали грибы в осеннем лесу, добавляли желтые и оранжевые листочки из пластилина, получался осенний лес; зимой, всю композицию красили белой гуашью и гелем с блестками. Широко использовали крупу разной формы и размера (фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, макаронные изделия, украшали готовые изделия бисером, кусочками фольги.

Лепили героев сказок - трех медведей и девочку, трех поросят и волка, делали домики, а потом для детей младшего возраста устраивали театральные выступления. Или лепили самых разных зверей - и показывали, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

Дети с большим удовольствием лепили из соленого теста кулоны, бусы, игрушки, и дарили мамам, бабушкам, сотрудникам детского сада, детям других групп. Поделки из соленого теста не раз становились подарками к разным праздникам, так например на 8 марта были изготовлены вазы с цветами для мам и бабушек.

Режим работы кружка : 2 раза в неделю (вторник, четверг) с 18: 00-18:40. Благодаря такому режиму работы, родители тоже могут принять участие в изготовлении поделок совместно с детьми, проявляя свои творческие способности.

В процессе работы кружка, я поняла, что правильно замешанное тесто, является залогом успешного его применения, так как оно имеет свойства повышенной пластичности, не оставляет следов, не липнет к рукам, легко смывается, безопасно при попадании в рот. Тесто можно сушить в духовке и на открытом воздухе. Краска ложиться любая, возможности для росписи неограниченны. Если покрыть поверхность лаком, сохраняется на долгие годы. С такими изделиями можно играть безопасений. Они не теряют формы и безопасны.

Задачи кружка «Умелые пальчики» :

1. Создать условия для расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству;

2. способствовать ознакомлению со способами деятельности – лепка из теста, барельеф, скульптура;

3. обеспечить развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой;

4. способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, личности ребенка в творческом его развитии;

5. создать условия для выражения детьми своего мнения, позиции, желаний;

6. создать условия для активизации имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, применять их на практике ежедневно с усложнениями;

Основные принципы работы кружка :

Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.

• Принцип обогащения сенсорного опыта.

• Последовательности и систематичности.

• Личностно-ориентированный подход.

• Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

• Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Технологии обучения:

• Игровое обучение.

• Педагогика сотрудничества.

• ИКТ.

Методы:

• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);

• словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);

• практический.

Средства:

• соленое тесто

• стеки

• доски

• кисти

• краска гуашь

• шаблоны

• формочки для теста

• шелковые ленточки, кружева, бусинки

• магнитные полоски

Правила использования материалов и инструментов:

1. Аккуратно работать с тестом;

2. пользоваться салфеткой после работы;

3. не разбрасывать инструменты;

4. класть кисточку на подставку;

5. мыть кисточку после работы, сушить её;

6. класть материалы и инструменты на место;

7. убирать своё рабочее место.

Предполагаемые результаты:

Младшая группа:

1. отделять от большого куска небольшие комочки;

2. раскатывать комок теста прямыми движениями;

3. раскатывать комок теста круговыми движениями;

4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;

5. соединять концы;

6. сплющивать между ладонями комок теста;

7. соединять 2-3 знакомые формы;

8. защипывание краев формы кончиками пальцев.

Средняя группа:

1. скатывание прямыми движениями;

2. скатывание круговыми движениями;

3. расплющивание;

4. соединение в виде кольца;

5. защипывание края формы;

6. лепка из нескольких частей;

7. пропорции;

8. оттягивание части от основной формы;

9. сглаживание поверхности формы;

10. присоединение части;

11. прижимание;

12. примазывание;

13. вдавливание для получения полой формы;

14. использование стеки.

Старшая группа:

1. лепка с натуры;

2. лепка по представлению;

3. лепка из целого куска;

4. сглаживание поверхности формы;

5. устойчивость изделия;

6. выразительность образа;

7. динамика движения;

8. лепка из нескольких частей;

9. пропорции;

10. роспись;

11. налепы;

12. углубленный рельеф;

13. использование стеки.

Подготовительная группа:

1. лепка с натуры;

2. лепка по представлению;

3. динамика движения;

4. выразительность образа;

5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;

6. поза;

7. пропорции;

8. разные способы лепки;

9. сплющивание;

10. защипывание, соединение краев теста;

11. оттягивание;

12. сглаживание;

13. вдавливание;

14. прижимание;

15. примазывание;

16. раскатывание;

17. мелкие налепы;

18. устойчивость;

19. рельеф;

20. роспись;

21. использование стеки.

Средства диагностики:

• Отзывы родителей.

• Наблюдение за детьми.

Используемые приемы лепки:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Публикации по теме:

Дополнительное образование «Я умею говорить». Возраст 3–4 года Актуальность данной программы заключается в развитие речи ребенка путем интегрированных занятий. Работа по развитию речи детей занимает.

Фотоотчет «Дополнительное образование «Юный шашист». Наши достижения»Фотоотчет «Дополнительное образование «Юный шашист». Наши достижения» Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном детстве, несомненно, является важным для общего развития и становления личности. Нет.

Игра-путешествие «Умелые пальчики» Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук. Тема: Игра- путешествие " Умелые пальчики" Цель: -Укрепление мелкой моторики рук через.

Описание опыта «Развитие творческого потенциала дошкольников через дополнительное образование» Описание опыта работы " Развитие творческого потенциала дошкольников через дополнительное образование" старший воспитатель В. В. Попова.

Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ»Педсовет «Дополнительное образование в ДОУ» Педсовет "Дополнительное образование в ДОУ" Цель: расширение знаний педагогов об организации дополнительного образования в условиях ДОУ.

Перспективный план кружка «Умелые пальчики» Программа дополнительного образования во второй младшей группе № 2 «Умелые пальчики» Воспитатель: Ахметова Роза Гурупдурсуновна.

Программа дополнительного образования «Умелые ручки». Тестопластика Целевой раздел Пояснительная записка «Художественно-эстетическое развитие» – одна из образовательных областей содержательного раздела.

Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи, формы работы с воспитанниками, циклограмма, список детей 2. Основная часть.

Рабочая программа кружка «Умелые ручки» для детей 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Цели и задачи программы 1.2 Принципы лежащие в основе программы 1.3 Формы и методы занятий 1.4 Условия.

Дополнительное образование как одна из форм работы по воспитанию навыков собственной безопасности дошкольников В связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г. и введением Федеральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика)
Опубликовано: 1 июня 2018 в 10:35
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Антоненко (УИ 1562228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД