Ирина Антоненко
Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка «Умелые пальчики» (тестопластика)
▼ Скачать + Заказать документы
Наверняка, каждый воспитатель сталкивался с такими детьми, которых не удовлетворяют стандартные задания, им не интересны дидактические игры, соответствующие их возрасту, уже в младшей группе такие дети имеют свое мнение, проявляют интерес к книгам и энциклопедиям, задают нестандартные вопросы, самостоятельно ищут ответы в различных источниках. Важно уже в детском саду выявить детей имеющих признаки одаренности.
Публикация «Дополнительное образование одаренных детей посредством организации кружка „Умелые пальчики“ (тестопластика)» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Мелкая моторика
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В нашем Учреждении уже много лет ведется индивидуальная работа по сопровождению одаренных детей. Так в 2015-2016 учебном году у меня возникла идея организовать кружек для детей, имеющих признаки художественно-эстетической одаренности, «Умелые пальчики».
Ни секрет, что дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в кружке тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.
Целесообразность кружка
Тестопластика – осязаемый вид творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Значение тестопластики в развитии детей дошкольного возраста:
• повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• синхронизирует работу обеих рук;
• развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
• формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
• способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
Одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.
Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. По содержанию занятия кружка имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности.
Для организации работы кружка «Умелые пальчики» было подобрано следующее оборудование: доски, скалки, стеки, фольга, природный материал, формочки, трафареты, бисер, палочки разного размера и толщены, фартуки, нарукавники и т. д.
Для целенаправленного образовательного процесса была разработана и утверждена Рабочая программа кружка, в соответствии с тематическим планированием.
В своей работе использую разные материалы и техники, так например, в качестве основы, брали бумажную тарелку, заполняли ее толстым слоем теста и ставили в тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес. Далее - в зависимости от времени года: лепили зеленые листочки, украшали скорлупой от орехов, изображали грибы в осеннем лесу, добавляли желтые и оранжевые листочки из пластилина, получался осенний лес; зимой, всю композицию красили белой гуашью и гелем с блестками. Широко использовали крупу разной формы и размера (фасоль, горох, чечевица, гречка, пшено, макаронные изделия, украшали готовые изделия бисером, кусочками фольги.
Лепили героев сказок - трех медведей и девочку, трех поросят и волка, делали домики, а потом для детей младшего возраста устраивали театральные выступления. Или лепили самых разных зверей - и показывали, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.
Дети с большим удовольствием лепили из соленого теста кулоны, бусы, игрушки, и дарили мамам, бабушкам, сотрудникам детского сада, детям других групп. Поделки из соленого теста не раз становились подарками к разным праздникам, так например на 8 марта были изготовлены вазы с цветами для мам и бабушек.
Режим работы кружка : 2 раза в неделю (вторник, четверг) с 18: 00-18:40. Благодаря такому режиму работы, родители тоже могут принять участие в изготовлении поделок совместно с детьми, проявляя свои творческие способности.
В процессе работы кружка, я поняла, что правильно замешанное тесто, является залогом успешного его применения, так как оно имеет свойства повышенной пластичности, не оставляет следов, не липнет к рукам, легко смывается, безопасно при попадании в рот. Тесто можно сушить в духовке и на открытом воздухе. Краска ложиться любая, возможности для росписи неограниченны. Если покрыть поверхность лаком, сохраняется на долгие годы. С такими изделиями можно играть безопасений. Они не теряют формы и безопасны.
Задачи кружка «Умелые пальчики» :
1. Создать условия для расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству;
2. способствовать ознакомлению со способами деятельности – лепка из теста, барельеф, скульптура;
3. обеспечить развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой;
4. способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, личности ребенка в творческом его развитии;
5. создать условия для выражения детьми своего мнения, позиции, желаний;
6. создать условия для активизации имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире, применять их на практике ежедневно с усложнениями;
Основные принципы работы кружка :
• Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.
• Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
• Принцип обогащения сенсорного опыта.
• Последовательности и систематичности.
• Личностно-ориентированный подход.
• Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.
• Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
• Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.
Технологии обучения:
• Игровое обучение.
• Педагогика сотрудничества.
• ИКТ.
Методы:
• Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
• практический.
Средства:
• соленое тесто
• стеки
• доски
• кисти
• краска гуашь
• шаблоны
• формочки для теста
• шелковые ленточки, кружева, бусинки
• магнитные полоски
Правила использования материалов и инструментов:
1. Аккуратно работать с тестом;
2. пользоваться салфеткой после работы;
3. не разбрасывать инструменты;
4. класть кисточку на подставку;
5. мыть кисточку после работы, сушить её;
6. класть материалы и инструменты на место;
7. убирать своё рабочее место.
Предполагаемые результаты:
Младшая группа:
1. отделять от большого куска небольшие комочки;
2. раскатывать комок теста прямыми движениями;
3. раскатывать комок теста круговыми движениями;
4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
5. соединять концы;
6. сплющивать между ладонями комок теста;
7. соединять 2-3 знакомые формы;
8. защипывание краев формы кончиками пальцев.
Средняя группа:
1. скатывание прямыми движениями;
2. скатывание круговыми движениями;
3. расплющивание;
4. соединение в виде кольца;
5. защипывание края формы;
6. лепка из нескольких частей;
7. пропорции;
8. оттягивание части от основной формы;
9. сглаживание поверхности формы;
10. присоединение части;
11. прижимание;
12. примазывание;
13. вдавливание для получения полой формы;
14. использование стеки.
Старшая группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. лепка из целого куска;
4. сглаживание поверхности формы;
5. устойчивость изделия;
6. выразительность образа;
7. динамика движения;
8. лепка из нескольких частей;
9. пропорции;
10. роспись;
11. налепы;
12. углубленный рельеф;
13. использование стеки.
Подготовительная группа:
1. лепка с натуры;
2. лепка по представлению;
3. динамика движения;
4. выразительность образа;
5. лепка скульптуры из 2-3 предметов;
6. поза;
7. пропорции;
8. разные способы лепки;
9. сплющивание;
10. защипывание, соединение краев теста;
11. оттягивание;
12. сглаживание;
13. вдавливание;
14. прижимание;
15. примазывание;
16. раскатывание;
17. мелкие налепы;
18. устойчивость;
19. рельеф;
20. роспись;
21. использование стеки.
Средства диагностики:
• Отзывы родителей.
• Наблюдение за детьми.
Используемые приемы лепки:
Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.
"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.