Анастасия Аксентий
Дополнительное образование «Я умею говорить». Возраст 3–4 года
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительное образование . Возраст 3–4 года
Актуальность данной программы заключается в развитие речи ребенка путем интегрированных занятий.
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении. Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие». В соответствии со стандартом речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Дополнительное образование „Я умею говорить“, Возраст 3–4 года» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям всё меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь. Ведь не секрет, что сегодня средства массовой информации отнюдь не являются эталонами в этом смысле, как было раньше, тем более, что и взрослые не всегда могут проконтролировать телевизионные программы, которые могли бы детей научить хорошо говорить.
Именно поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике все чаще встречаются проблемы развития связной речи детей.
В тот момент как овладение родным языком является одним из важнейших условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества.
Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Новизной данной программы является использование комбинированных занятий, включающих в себя 3 этапа.
1 этап. Речевое и познавательное развитие. Работа по наглядным и раздаточным пособиям, работа с литературой (тексты, стихи, загадки т. д.)
2 этап. Спортивная пятиминутка, которая в большинстве своих занятий представляет логоритмику.
3этап. Художественно-эстетический. Работа выполняется в различной технике: рисунок мятой бумагой, рисунок пальчиками, пластилинография, пескография и многое другое. Эта часть занятия направлена на развитие мелкой моторика, которая является частью фундамента для развития речевого аппарата. Творческая часть занятий проходит в музыкальном сопровождении классической музыки или под звуки природы. Музыка оказывает позитивное влияние на духовное и эстетическое развитие детей. При прослушивание классической музыки развивается слух.
Через все три этапа пролегает одна заданная тема.
Таким образом, комплексный подход к занятию вызывает у ребенка эмоциональный отклик и предоставленный материал усваивается и запоминается намного лучше.
Цель: Развитие речи в процессе развития сенсорных, интеллектуальных, художественных, творческих и конструктивных способностей.
Задачи:
Развитие активного речевого общения детей, расширение и обогащение словарного запаса. Расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире Формирование способов и средств познания окружающей действительности, умственных способностей, логического мышления и развитие творческой инициативы. Формирование грамматического строя речи, активизация и обогащение словаря.
Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Совершенствование диалогической речи: активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы.
Развитие конструктивных и исследовательских навыков, творческих, художественных способностей, а также пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук, познавательной активности, инициативности, подражательности, двигательной активности.
Воспитывать у детей умения слушать и слышать. Воспитывать художественный вкус и аккуратность.
Формировать положительные взаимоотношения между детьми (дружелюбие, взаимопомощь, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умение выполнять правила игры.
Возраст детей, участвующих в реализации программы от 3до 4 лет включительно. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на два года обучения, занятия проводятся два раза в неделю, длительность одного занятия-30 минут.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна.
В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал. Все занятия проводятся в игровой форме.
Содержание:
Содержание данной программы направленно на:
1. Формирование представлений об окружающем мире. Главная задача педагога состоит в последовательном увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.
3. Развитие любознательности. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.
4. Сенсорное воспитание. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.
5. Выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
6. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. Во время игры ребенок имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам.
На занятиях всегда будет обращаться внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе.
Разделы программы
Речевого и познавательного развития:
1. Расширение и активизация словаря.
Задания в устной форме: Тематический словарь; что лишнее; скажи наоборот; подбери признак/действие; подбери обобщающее слово; что не так?; закончи предложение; отгадай загадки.
Задания на рабочих листках: что лишнее? Дифференциация предметных картинок по заданным признакам.
2. Формирование грамматического строя речи.
Задания в устной форме: какое слово не подходит?; закончи предложение; сосчитай до пяти; назови ласково; найди ошибку; подбери признак/действие.
Задания на рабочих листках: систематизация по признаку; определение пространственных отношений; определение временных отношений.
3. Развитие связной речи.
Задания в устной форме: что не так; что общего и чем отличаются; закончи предложение; выучи стихотворение.
Задания на рабочих листках: последовательные картинки; определение пространственных отношений; определение временных отношений.
4. Развитие восприятия.
Задания в устной форме: какое слово отличается от других?; какое слово самое короткое\самое длинное?; доскажи словечко.
Задания на рабочих листках: нахождение соотношений/ дифференциация по заданному признаку ; лабиринты, нахождение сходств и различий.
5. Развитие зрительно-моторной координации.
Задания на рабочих листках: обводка, штриховка; копирование по точкам, по клеткам; лабиринты; выкладывание из палочек по образцу; рисование по образцу.
6. Развитие мышления.
Задания в устной форме: разгадай загадки; что общего и в чем различия; что не так?; что лишнее?; сажи наоборот; подбери признак/действие; закончи предложение.
Задания на рабочих листках: что лишнее?; дифференциация и\или классификация предметных картинок; систематизация по признаку; последовательные картинки; определение пространственных отношений.
7. Развитие внимания.
Задания в устной форме: какое слово отличается от других; отгадай загадки; что общего и чем отличаются друг от друга?
Задания на рабочих листках: нахождение сходств\отличий; лабиринты; выкладывание из палочек; систематизация по признаку.
8. Развитие памяти.
Задания в устной форме: выкладывание из палочек; выучи стихотворение.
Задания на рабочих листках: что изменилось?.
Творческой деятельности:
1. Работа с бумагой
Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, развить мелкую моторику рук. На занятиях дети узнают о разных видах бумаги, ее свойствах. Учатся выполнять аппликации, объемные поделки. Знакомятся с новыми техниками: декупаж, торцевание, квиллинг, обрывная аппликация.
2. Работа с природным материалом
Работа с природным материалом сближает ребенка с родной природой, воспитывает бережное и заботливое отношение к ней формирует первые трудовые навыки. Дети учатся выполнять панно, объемные поделки из природного материала. На занятиях прививается любовь к природе.
3. Работа с пластилином
Лепка требует координированных движений пальцев, что помогает развивать мелкую моторику рук. Это помогает развитию речи ребенка, так как центры, которые отвечают за речь и центры, которые отвечают за движения пальцев рук, находятся в головном мозге рядом. Помимо развития речи лепка напрямую связана с развитием мышления, воображения, внимания и памяти ребенка. Дети знакомятся со свойствами материала, с его происхождением. Учатся выполнять как объемные поделки, так и плоскостные (пластилинография)
4. Работа с крупами
Нарисованные поделки из песка и круп — это созданный с помощью крупы, соли или песка рисунок на ровной поверхности. Это напоминает игры в крупе или игры с песком. Сейчас очень популярны рисунки создаваемые песком или крупой, особенно на светящейся поверхности.
Клеевые поделки из крупы — это когда крупу при помощи клея наносят на конкретную поверхность. Это может быть как лист картона, так и какой-либо предмет, например, бутылка или банка. Создавать поделки из круп своими руками очень полезно. Такое увлечение развивает фантазию и моторику. Работая с крупой, ребёнок развивает координацию движений. С самого маленького возраста уже можно создавать свои шедевры.
5. Работа с бросовым материалом
Работа с ненужным материалом, который мы выбрасываем каждый день, несет в себе возможности для творчества, способствует конструкторской деятельности, расширяет знания об окружающем мире. Дети учатся из ненужных вещей делать красивые и полезные поделки своими руками.
6. Рисование красками и карандашами.
Рисование – это сенсорно-двигательные упражнения, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, т. е. природное, естественное развитие мозга ребенка в интересной для него деятельности. Также это и развитие познавательных способностей малыша, эффективный и при этом очень простой способ углубления и уточнения его представлений об окружающем мире.
В процессе рисования развиваются умения чувствовать цвет, ритм, красоту пятна, линию, происходить формирование у малыша чувства прекрасного.
Рисование учит соотносить речь с действием и в увлекательной и легкой для ребенка форме, развивает целенаправленность внимания, которой очень часто не хватает современным детям. Ведь ребенку в рисовании нужно завершить изображение, т. е. довести начатое дело до конца.
Рисование развивает воображение ребенка.
Таким образом рисование тесно связано и с развитием речи малышей, ведь в процессе изобразительной деятельности мы ведем беседу с ребенком, называем цвет, форму, размер, действия, побуждаем к речи.