Анастасия Смирнова
Рабочая программа кружка по пластилинографии «Умелые ручки» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка: актуальность, цель, задачи, формы работы с воспитанниками, циклограмма, список детей
2. Основная часть.
2.1 Методика создания пластилиновых картин.
2.2 Материалы, используемые в пластилинографии.
2.3 Производные приёмы лепки для рисования – выполнение пластилинографических изображений.
2.4 Рекомендации при работе с пластилином.
2.5 Предполагаемый результат. -
3. Перспективное планирование.
4. Литература.
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа кружка по пластилинографии „Умелые ручки“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Техники работы с пластилином
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок, карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приё мов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.
Цель.
Развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.
Задачи.
Учить приёмам работы с пластилином : раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира и действительности.
Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, пёрышки, зерна крупы, семена подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
Формы работы с воспитанниками.
Беседы, чтение художественной литературы, дидактические и пальчиковые игры, рассматривание предметов, иллюстраций, картин, изображений, открыток, фотографий, экспериментальная деятельность, наблюдения, просмотр презентационного материала и др.
Циклограмма: занятия проводятся один раз в неделю, время проведения соответствует возрасту детей (старшая группа 25 минут).
2. Основная часть.
2.1 Методика создания пластилиновых картин.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит ещё неокрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
Обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приёма.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.
Используйте два способа смешивания пластилина :
1. Смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
2. Взять несколько кусочков пластилина разных цветов, размять, перемешать в один шарик и рисовать.
Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживание нужно пальцы слегка смочить в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы их не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.
2.2 Материалы используемые в пластилинографии.
Набор пластилина
Доска для лепки
Стеки
Салфетки для рук
Картон: однотонный, цветной, с контурным рисунком
Бросовый и природный материал (бумага разной фактуры, бусины, пуговицы, бусины, семена различных растений, шишки, ракушки, пластиковые ёмкости, диски и т. д.)
2.3 Производные приёмы лепки для рисования – выполнения пластилинографических изображений.
o Сплющивание
o Расплющивание
o Налепливание
o Прижимание
o Придавливание
o Примазывание
o Намазывание
o Размазывание
2.4 Рекомендации при работе с пластилином.
Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана, (но не заливать кипятком).
Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
2.5 Предполагаемый результат.
К концу года дети должны уметь:
Овладеть теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.
Свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.
Овладеть различными техническими приемами и способами лепки.
Научиться самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.
Украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.
Развить познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.
Выработать усидчивость, терпение, трудолюбие, научиться ценить ручной труд.
Получить навыки совместной работы.
3. Перспективное планирование.
2016-2017 учебный год
Старшая группа
Месяц
Тема Программное содержание
Сентябрь
1 – 2 неделя
«Осенние деревья»
Вызывать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи.
Вспомнить с детьми осенние приметы.
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем.
Обучать детей приемам работы в технике «пластилинография» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, разглаживать границы соединения частей.
Сентябрь
3 – 4 неделя
«Кленовые листья»
Учить детей и приему «вливание одного цвета в другой».
Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в процессе наблюдений за природой в осенний период времени; закреплять умения детей в работе с пластилином на плоскости.
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы.
Октябрь
1 неделя
«Гроздь рябины» Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение.
Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, выкладывать из тонких колбасок силуэт грозди рябины и сложный листик.
Октябрь
2 – 3 неделя
«Дары осени»
(овощи и фрукты) Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов и овощей, передавать их природные особенности, цвет.
Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев, напомнить детям о свойствах пластилина (мягкий, податливый);
Развивать мелкую моторику пальцев рук;
Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе
Октябрь
4 неделя
«Ежик» Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением, полуобъемным контуром.
Развивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросового материала.
Ноябрь
1 – 2 неделя
«Букет для мамы»
Создавать основу композиции – корзинку, переплетая колбаски коричневого и белого цвета в шахматном порядке.
Формировать композиционные навыки.
Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой.
Ноябрь
3 – 4 неделя
«Букет для мамы»
Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.
Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Декабрь
1 – 2 неделя
«Кружевная снежинка»
Формирование эмоционального восприятия окружающего мира;
Закрепление приёма пластилинографии – раскатывание тонких колбасок, жгутиков разной длины;
Развивать согласованность в работе обеих рук, развивать мелкую моторику рук;
Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилиновых жгутиков.
Декабрь
3 – 4 неделя
«Здравствуй, ёлочка - зелёные иголочки» Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего вида ели посредством пластилинографии;
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки;
Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа;
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
Январь
3 – 4 неделя
«Снегурочка» Развивать мелкую моторику рук.
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании.
Воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Февраль
1 – 2 неделя
«Живые яблочки на веточках» Развивать цветовосприятие.
Расширить представления детей о зимующих птицах, условиях их обитания.
Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика.
Закрепить приемы скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки.
Воспитывать самостоятельность.
Февраль
3 – 4 неделя
«Открытка для папы» Развивать умение продумывать композиционное построение изображения;
Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений, обогащающих её содержание;
Воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности при работе с пластилином;
Поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника.
Март
1 – 2 неделя
«Фиалочки для мамочки»
Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить познавательный интерес к природе.
Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы.
Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественно – творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции.
Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Март
3 – 4 неделя
«Лебеди» Вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;
Закреплять умение детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии;
Развитие цветовосприятия;
Развитие мелкой моторики рук.
Апрель
1 – 2 неделя
«Пасхальный кулич»
Воспитывать интерес и знакомить детей с православием.
Учить оформлять объемную плоскость в форме кулича, выполняя работу в технике «пластилинография».
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах соответствующих данной теме.
Апрель
3 – 4 неделя
«Подснежники» Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни в определенное время года (весна, подснежники);
осваивать способ создания образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости;
закреплять навыки раскатывания, примазывания;
испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки.
Воспитывать самостоятельность.
Май
1 – 2 неделя
«Рыбки в аквариуме»
Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полуобъеме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.
Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.
Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.
Развивать детское творчество при создании и реализации замысла, как источник, доставляющий радость ребенку и всем окружающим его людям.
Май
3 – 4 неделя
«Салют»
Побуждать детей передавать в пластилинографии впечатления от окружающего;
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать креативное мышление детей, творческое воображение, фантазию;
Развивать цветовосприятие;
Развивать интерес к работе, поддерживать радостное настроение детей от предстоящего праздника «День Победы».
4. Литература
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М. : Издательство «Скрипторий», 2007.
2. Данкевич Е., Жакова О. «Лепим из пластилина». Издательство «Кристалл», 2001
3. Иванова М. «Лепим из пластилина». Издательство «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2007
4. Орен Р. «Лепка из пластилина : развиваем моторику рук». Издательство «Махаон», 2010
5. Румянцева Е. А. «Простые поделки из пластилина. Серия: «Внимание дети» Издательство «Айрис-пресс», 2009
6. Е. В. Чернова. Пластилиновые картины. Издательство: Феникс. 2006
7. И. О. Шкицкая Пластилиновые картины. Издательство «Феникс». 2009
8. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». – М., 1998г.
9. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду»