роза ахметова
Перспективный план кружка «Умелые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования во второй младшей группе № 2 «Умелые пальчики»
Воспитатель: Ахметова Роза Гурупдурсуновна
Пояснительная записка
Кружок «Умелые пальчики» направлен на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Кружок рассчитан на детей младшего дошкольного возраста. В процессе реализации программы «Умелые пальчики» у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребенок должен запомнить последовательность приемов и способов изготовления аппликации, композиции. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствуют развитию личности ребенка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность.
Публикация «Перспективный план кружка „Умелые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Организационно-методическое обеспечение программы
Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май во второй половине дня. Продолжительность занятия 15 минут.
Цель программы: Развитие мелкой моторики рук и развитие творчества детей в процессе деятельности с различными материалами.
Задачи: Развивать и совершенствовать мелкую моторику рук детей. Формировать речевую деятельность. Развивать творческие способности ребенка.
Формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам. Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити).
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят правила безопасности во время работы. 2. Дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции. 3. Освоят техники рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации, лепки. 4. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Структура занятия: Первая часть занятия – упражнения на развитие координации пальцев рук – пальчиковые игры и упражнения. Вторая часть занятия – продуктивная деятельность.
Формы обучения: • Специально организованные занятия; • Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий; • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Формы работы: Игровые, показ способа действия, объяснение, совет, контроль.
Практическая ценность программы заключается в следующем: • Представлена работа с разнообразными материалами. • Адаптирована технология с различными материалами для детей дошкольного возраста. • Разработаны циклы занятий и разнообразные формы их организации.
Используемый материал: акварельные краски, гуашь, кисти, баночки для воды;
клей, клеевые кисти, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезания, бросовый и природный материал, различные макаронные изделия, крупы, семечки, ткань.
Перспективный тематический план
Сентябрь
Диагностическое обследование детей.
Цель – выявить уровень знаний по рисованию.
Октябрь
1. Вводное занятие Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
2. «Осень наступила…» (рисование) Учить рисовать в технике «пальчиковая живопись». Закреплять умение работать гуашью, салфеткой, ватной палочкой для изображения капелек. Развивать моторику рук, речь, в работе аккуратность, знания о цвете. Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования
3. «Холодный дождь» (рисование пластилином) Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина и наносить равномерно на всю поверхность бумаги. Лист формата А4 с изображением туч, синий пластилин, салфетки.
4. «Осеннее дерево» (аппликация). Показать приемы приклеивания «обрывная аппликация» на листы с изображением дерева. Лист формата А4 с изображением дерева, цветная бумага.
Ноябрь
1.«Фрукты на тарелочке» (рисование) Учить рисовать фрукты (апельсин, яблоко, груша) округлых форм по спирали. Закреплять умение работать в технике «пальчиковая живопись», салфеткой, ватной палочкой. Развивать речь, знания о цвете, аккуратность, умение ориентироваться на альбомном листе, моторику рук. Воспитывать положительные эмоции от работы. Кисти, гуашь разного цвета, баночки с водой, бумага для рисования
2. «Фрукты на тарелочке» (аппликация). Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания. Клей, кисточки для клея, цветная бумага.
3. «Фрукты на тарелочке» (лепка). Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. Лист картона, пластилин.
4. Мимоза для мамы (рисование пальчиками) Цель: Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.
Декабрь
1. «Вот какая ёлочка!» (лепка рельефная из пластилина). Создание образа ё лочки в сотворчестве с воспитателем: раскатывание жгутиков из пластилина зеленого цвета и прикрепление к стволу (колбаске). Развитие мелкой моторики. Практическое освоение пластических особенностей пластилина. Лист картона, пластилин зеленого и коричневого цвета.
2. «Снежок порхает, кружится» (рисование кисточкой). Создание образа снегопада с помощью кисточки и гуашевой краски белого цвета, закрепление приема примакивания ворса кисти, развитие чувства цвета и ритма. Кисть для рисования, гуашь белого цвета, бумага для рисования.
3. «Праздничная ёлочка» (аппликация, бумажная пластика». Украшение ёлочки, нарисованной и вырезанной воспитателем, новогодними игрушками – кружками разного цвета и формы, звездочкой; закрепление техники приклеивания. Кисти, краски, цветная бумага разного цвета, клей.
4. «Снеговик» (аппликация из ватных дисков). Создание образа снеговика в сотворчестве с воспитателем: выкладывание и приклеивание ватных дисков: развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. Кисти, ватные диски, клей, цветная бумага, картон.
Январь
1. «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики. Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти.
2. «Вкусное угощение» (лепка из соленого теста). Лепка угощений для игрушек; получение силуэтных изображений из теста: выдавливание формочками для выпечки, обведение и украшение форм пальчиками; развитие тактильных ощущений, чувства формы и мелкой моторики. Соленое тесто, формочки, гуашь, кисти. (продолжение)
3. «Колобок покатился по лесной дорожке» (аппликация с элементами рисования). Создание образа колобка из ватного диска и наклеивание на дорожку, нарисованную фломастером; развитие восприятия; сравнение объемной формы и плоскостного рисунка, воспитание интереса к изодеятельности. Ватные диски, клей, кисточки для клея, гуашь.
4. «Веселые мухоморы» (рисование ватными палочками). Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Лист формата А4 с изображением гриба, белая гуашь, салфетки.
Февраль
1. «Дерево» (пластилинография). Создание образа дерева, раскатывание жгутиков из пластилина и прикрепление к стволу, отрывание кусочков пластилина и примазывание к фону. Картон белого цвета, пластилин.
2. «Свитер для папы» (аппликация из крупы). Создание образа свитера, нарисованного и вырезанного воспитателем, наклеивание крупы. Шаблон свитера, вырезанного из цветного картона, макаронные изделия разной формы, клей, кисти для клея.
3. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек!» (лепка) Моделирование образа ё жика: дополнение «туловища» – формы, вылепленной воспитателем, развитие чувства формы, мелкой моторики. Пластилин коричневого и черного цвета, семена подсолнуха.
4. Божьи коровки на лужайке (рисование пальчиками)
Март
1. «Ваза с цветами» (аппликация из макарон с элементами рисования). Познакомить детей с новым способом аппликации. Закреплять навыки рисования гуашью. Способствовать развитию мелкой моторики рук. Закреплять навыки работы с клеем. Развивать чувство формы, композиции, творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу. Цветной картон, цветная бумага, клей, кисти для клея, макаронные изделия разной формы, гуашь, кисти для рисования, баночки с водой.
2. Аквариум (коллективная работа, рисование с помощью ладошки). Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Показать прием получения отпечатка ладони. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность.
3. «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). Освоение нового способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем. Пластилин, стека.
4. «Пасхальное яйцо» (аппликация).
Апрель
1. «Аквариум» (пластелинография с элементами аппликации). Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей.
2. «Аквариум» (пластилинография с элементами аппликации). Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. Цветная бумага, картон, пластилин, кисти для клея, клей. (продолжение)
3. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…» (обрывная аппликация). Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации, развитие мелкой моторики, синхронизация движения обеих рук. Лист бумаги с изображением одуванчика, цветная гофрированная бумага, клей, кисти для клея.
4. «Почки и листочки» (рисование и аппликация). Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков. Лист бумаги с изображением ветки дерева, цветная бумага, клей, кисти для клея.
Май
1. «Праздничный салют» (рисование тычком). Вызвать интерес к экспериментальному (опытному) освоению цвета, развивать чувство цвета, воспитывать самостоятельность, инициативность. Кисть для рисования, бумага для рисования, гуашь разного цвета.
2. «Дети – цветы жизни!» (аппликация, коллективная композиция). Создание образа цветов на поляне, наклеивание шаблонов цветов на лист ватмана. Лист ватмана, шаблоны цветов, вырезанные воспитателем, фото детей, клей, кисти для клея.
3. Итоговая выставка работ.
4. Диагностическое обследование детей.
Список используемой литературы:
1. «Азбука соленого теста» О. Чибрикова. – М. :Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб. : Детство-Пресс: 2010г.
3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.
4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».
5. Амоков В. Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
6. Малышева А. Н., Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.
7. Доронова Т. Н., Якобсон С. Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.
8. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1991г.