Анна Минаева
Дополнительная общеразвивающая программа «Здоровей-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ… …3
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.2. Цель и задачи реализации Программы 4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.4. Ожидаемые результаты освоения Программы 6
1.5. Система оценки результатов освоения Программы… 6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 6
2.1. Общие положения 6
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы 8
2.3. Содержание Программы 9
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 13
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Здоровей-ка“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 13
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды. 13
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы 13
3.3. Планирование образовательной деятельности… 14
Список литературы…16
Приложение 1…18
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Задача раннего формирования основ культуры здоровья и безопасности актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни и безопасного поведения, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Новизна
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст. 51, "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.
Главными задачами по укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Программа кружка "Здоровей-ка "разработана в соответствии с Законом «Об образовании», СаНПиН и ФГОС дошкольного образования.
Программа кружка рассчитана для детей 6-7 лет и направлена на формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Актуальности реализации программы
Пропаганда здорового и безопасного образа жизни среди подрастающего поколения в настоящее время выходит на первый план. Любовь к физическим занятиям, безопасному поведению должна прививаться ребенку с детства именно поэтому педагог должен тщательно анализировать свою работу, придумывать новые способы мотивации детей к занятиям которые будут вызывать у дошкольников чувство радости и интерес к ведению здорового образа жизни и физической активности. При этом занятия и детские развлечения, которым посвящена работа дружка "Здоровей-ка", не должна вызывать у детей негативных эмоций и усталости. А знания, полученные на занятиях и непосредственной образовательной деятельности, должны откладываться в памяти ребенка.
Педагогическая целесообразность
Программа «Здоровей-ка» является составной частью воспитательно-образовательного процесса и содействует формированию, оздоровлению, и развитию ребёнка, способствует социально - психологической адаптации в будущем.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений
и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье; формирование психологического здоровья дошкольника, как важного фактора здоровья человека в целом, профилактика психосоматических заболеваний, повышение физической подготовленности детей.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.
3. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
4. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
5. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
6. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение
определить свое состояние и ощущение.
7. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
8. Профилактика и устранения вредных привычек.
Срок реализации программы – 1 год :
• - занятия с детьми проходят с сентября месяца по май, 1раз в неделю
• - время проведения –25 минут
• - в месяц – 4 занятия – 2 часа
1.3. Принципы построения программы
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир.
Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия образовательного учреждения и семьи, который направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 5 до 6 лет
У детей 5-6 лет активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).Дети этого возраста проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться и ориентироваться в пространстве, в коллективе. Больше внимания обращают на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой.
1.4. Ожидаемые результаты реализации программы
Показателями эффективности работы будет наличие у детей:
- Осознание детьми того, что главная ценность жизни есть здоровье;
--Владение элементарными знаниями о строении человеческого тела, о значении органов;
-Овладение навыками ухода за своим телом, способами оказания первой элементарной помощи;
- Развитие интереса к познанию своего организма;
- Сформированность у детей потребности в выполнении ежедневных физических упражнений;
- Владение детьми гигиеническими умениями и навыками.
1.5. Система оценки результатов освоения Программы
Контроль за реализацией данной программы осуществляется в виде наблюдения, осуществляется не реже 1 раза в месяц.
Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале октября и в конце апреля. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
II. Содержательный раздел.
2.1. Описание деятельности с детьми
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели и задачи.
- Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Основные принципы формирования представлений о ЗОЖ
• Многоэтапная, постоянная, непрерывная воспитательная работа.
• Создание устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и самоконтролируемой активности в создании своего здоровья.
• Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни.
• Формирование ассоциативных связей с понятиями и символами культуры здорового образа жизни.
• Формирование у дошкольников элементарных анатомических и гигиенических знаний, выявление через практику значимости режима дня и оптимальной двигательной активности.
• Повышение психоэмоциональной устойчивости.
• Использование на занятиях дидактических игр, изобразительной деятельности, аппликации, двигательных упражнений и творческих заданий.
• Организация работы с детьми
• Основными средствами обучения детей является:
• • Наблюдения
• • Беседы
• • Экспериментирование
• • Развлечения
• • Практическая деятельность
• Для успешной реализации программных задач используются занятия по
• содержанию:
• • Традиционные
• • Игровые
• • Занятия – путешествия
• • Обучающие
• • Познавательные
Программа не реализуется в сетевой форме, но может реализоваться дистанционно.
Перспективное планирование Программы
Планирование программы представлено перспективной формой.
Каждое занятие состоит из теоретических и практических форм работы.
Совокупная продолжительность реализации Программы для детей 5-6 лет составляет 36 часов, 1 занятия в неделю, продолжительностью 25 минут
Месяц Тема Цели
Сентябрь “Здоровый образ жизни” Дать понятие «здоровье», формировать у детей представление о здоровом человеке и развивать умение использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях.
«Как устроен Я» Познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. Углубить представления о себе, своих индивидуальных способностях; формировать положительную оценку и образ себя.
«Путешествие в Зубное Королевство» Познакомить детей со строением зубов, с расположением зубов в ротовой полости, их названием и количеством; уточнить знания о назначении зубов, об их функции; помочь понять причины повреждения зубов; воспитывать спокойное, доверительное и уважительное отношение к стоматологам.
«Овощи и фрукты – полезные продукты» Закреплять представления детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов.
Октябрь «Игры во дворе»
Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома; научить их мерам предосторожности.
«Я пешеход и пассажир» Закреплять представления детей о значении транспорта для города; формировать представления о безопасном для здоровья поведении при переходе улицы и в транспорте.
«Съедобные и несъедобные грибы и ягоды» Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах, научить их различать по внешнему виду, рассказать об опасности их воздействия на организм.
Ноябрь «Что такое личная гигиена»
Уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Закрепить представления о правилах личной гигиены.
«Я-человек» Формировать у детей представления о значении общении между людьми; расширять и закреплять представления об элементарном строении человека.
«Если ты потерялся на улице» Учить детей правилам поведения на улице; определять круг взрослых людей, к которым можно обратиться; знать свой домашний адрес, номер телефона, уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти его место жительства.
«Как я буду заботиться о своем здоровье?» Закрепить понимание детей о здоровом образе жизни, формировать представления об активном отдыхе
Декабрь «Кто я такой?» Расширить знания детей о себе, своем имени, фамилии.
«Знакомство со своим телом» Расширить представления детей о строении организма, внутренних органах человека; о том, почему организм изнашивается, почему мы не падаем.
«Как уберечься от простуды?» Расширить знания детей о причинах и признаках возникновения простудных заболеваний.
«Чтобы кожа была здоровой»
Дать понятие детям о коже и ее роли в нашем организме; формировать навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.
Январь «Дорожные знаки» Закреплять знания детей о дорожных знаках, их назначении. Развивать умение правильно подбирать дорожный знак к ситуации. Воспитывать наблюдательность.
«Спорт – залог здоровья»
Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Показать важность и пользу занятий спортом для здоровья. Формировать потребность в движении, стойкую привычку к спорту, занятиям физической культурой.
«Как беречь зубы» Рассказать, что полезно для зубов, а что вредно; закрепить навыки чистки зубов; приобрести положительное отношение к уходу за зубами;
«Чем полезен сон?» Формировать представление детей о роли сна в укреплении здоровья; воспитывать привычку вовремя ложиться спать.
Февраль «Почему я слышу»
Дать элементарные представления о том, как устроен слуховой аппарат человека; рассказать о том, как беречь уши; формировать желание заботиться о своём здоровье.
«Режим дня»
Рассказать о режиме дня,его роли для здоровья человека; формировать стремление соблюдать режим дня дома для укрепления здоровья.
«Наши помощники и враги дома» Формировать навыки поведения в опасной ситуации в быту; закреплять правила обращения с бытовыми приборами.
«Если тебе угрожает опасность» Закреплять у детей правила поведения с незнакомыми людьми; обсудить проблемные ситуации и возможные варианты их решения; учить детей обращаться за помощью.
Март «Настроение»
Закреплять знания детей о чувствах, эмоциях; создавать у детей позитивное настроение.
«Кошка и собака- наши соседи» Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними.
«Закаляйся как сталь» Формировать у детей привычку укреплять и закаливать свой организм; показать важность применения водных процедур.
«Почему я вижу» Рассказать о значении зрения, научить беречь глаза; закрепить полученные знания об органах зрения путем составления рекомендаций по охране зрения.
Апрель «Что такое улыбка» Учить детей определять состояние человека по лицу, голосу, упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие.
«Моя дорожная грамота» Закреплять знания детей об информационно-указательных, запрещающих дорожных знаках; уточнить представления о работе инспекторов ГИБДД, значении их жестов.
«Витамины, полезные продукты и здоровый организм»
Рассказать о пользе витаминов и их значении для организма; объяснить, как витамины влияют на организм человека. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
«Сигналы опасности в природы» Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы; познакомить с сигналами опасности у животных, растений (шипы, колючки, звуки, рога и т. д.); учить соблюдать меры предосторожности.
Май «Красивая осанка»
Рассказать детям о составляющих красивой осанки; побуждать детей выполнять физические упражнения осознанно, понимая их значимость для здоровья.
«У природы нет плохой погоды» Расширять представления детей о природных проявлениях; правила безопасного поведения в дождь, грозу.
«Растения
вокруг нас» Формировать представления детей о значении растений, деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов, ягод некоторых из них.
«На солнце, на воде…» Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма; объяснить детям, что купаться, плавать загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников
1 Создание условий для укрепления здоровья.
2 Организация целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей.
3 Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей к физкультурно-оздоровительной сфере : организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т. п.
4 Консультативная помощь семьям с учётом преобладающих запросов родителей.
5 Определение и использование здоровьесберегающих технологий.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Известно, что формирование здорового образа жизни зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно происходит. Для организации воспитательно -образовательного процесса по формированию здорового образа жизни в ОУ создаются необходимые педагогические условия.
3.2. Материально-технические условия, обеспечивающие, эффективную реализацию Программы.
В МБОУ ЦО № 9 строении 5 занятия по дополнительной образовательной программе «Здоровей-ка» проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы :
1. Преобладает игровой метод обучения.
2. Использование специализированной литературы в обучении.
3. Постоянное отслеживание результатов и подведение итогов образовательной деятельности.
4. Создание ситуации успеха.
5. Организация различных видов стимулирования.
3.3. Планирование образовательной деятельности.
Сроки реализации программы : 1 год.
Категория: старший дошкольный возраст 5 – 6 лет. Занятия проводятся по подгруппам не более 12 человек в одной группе, совместно мальчики и девочки. Обоснованность разделения на подгруппы – анализ усвоения области Физическое развитие.
Программа реализуется через совместную со взрослыми деятельность в течение года. Данный вид деятельности планируется и во вторую половину дня в игровой форме. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 рекомендуемая продолжительность занятий для детей дошкольного возраста в старшей группе (возраст 5-6 лет) - 25 минут. Периодичность проведения – 1 занятие в неделю.
Формы проведения: подгрупповая, индивидуальная и коллективная
Количество занятий в год - 36.
Количество учебных недель 36.
Дата начала занятий 1 неделя сентября 2023 года дата окончания занятий последняя неделя мая 2024 года.
С 1 июня по 31 августа занятия не проводятся.
Методы: игровой практический, наглядный, словесный.
Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.
Учебный план на 2022-2023 учебный год по программе «Здоровей-ка»
Месяц Кол-во занятий в неделю Кол- во занятий в месяц Нагрузка в мин. в месяц 1 занятие/25 мин
Сентябрь 1 4 100
Октябрь 1 4 100
Ноябрь 1 5 125
Декабрь 1 4 100
Январь 1 3 75
Февраль 1 4 100
Март 1 4 100
Апрель 1 4 100
Май 1 4 100
Итого за год 36
Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности:
- упражнения на мелкую моторику;
- экспериментальная деятельность;
- игровые ситуации;
- мозговой штурм;
- чтение произведений детской литературы
Перечень разнообразных ресурсов для реализации Программы
- интерактивное оборудование (интерактивная панель, проектор и т. д.);
- игры и атрибуты;
- наглядный, дидактический, демонстрационный материал.
- методические рекомендации для воспитателей (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий, инструкции, презентации
Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч. :
• осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их образовательных потребностей;
• использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
• обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами воспитанников и их родителей (законных представителей, с учетом особенностей социокультурной среды развития воспитанников и специфики информационной социализации детей;
Создание материально-технические условий, обеспечивающих:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнение требований:
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
- пожарной безопасности и электробезопасности
Список литературы для педагогов и родителей
1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое
пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева
Н., Князева О., Стёркина Р. // Основы безопасности жизни. – 2000. -
№4. – С. 10-13.
2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст] :
методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях
[текст] : методическое пособие /Т. Л. Богина. – М. : Мозаика-Синтез,
2005. – 112с. -(Библиотека воспитателя)
4. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной
работы с дошкольниками [текст] : методическое пособие – 2-е изд.
переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. –
(Дошкольное образование)
5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. –
М. : Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? :
[текст]/В. Деркунская, Н. Поведенок// Дошкольное воспитание. – 2004.-
№11.- С. 12-15.
7. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст] : методическое
пособие – 2-е изд. испр. и доп. – М. : 2001.- 94 с.
8. Кондратьева. Н. Н. Мы. Программа экологического образования [текст] :
программа – 2-е изд. – М. :АРКТИ, 2002. – 172 с.
9. Лоскин, В. А., Голубева, Л. Г. Растем играя: Пособие для воспитателей,
родителей и инструкторов физической культуры. – М. : Просвещение,
2002. – 110с.
10. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для
практических работников детских дошкольных учреждений [текст,
таблицы] : рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2000. –
107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).