Алена Миронова
Дополнительная общеразвивающая программа «Мультстудия» для детей дошкольного возраста (6–7 лет)
▼ Скачать
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (6–7 лет
Пояснительная записка
Со способности удивляться, видеть удивительное в обычных, казалось бы, вещах начинается творчество. Оно находит свое воплощение в искусстве. Искусство - это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Мультстудия“ для детей дошкольного возраста (6–7 лет)» размещена в разделах
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством, а следовательно, искусством. В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации.
Актуальность мультипликация представляет собой сложный и многоструктурный процесс, построенный на объединении областей нескольких видов искусства. Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Мультипликация может стать прекрасным развивающим средством для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения».
Разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных. А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл.
Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития творчества.
Создавая героев мультипликационного фильма и декорации : из пластилина, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, мягкими материалами, ребята изучают свойства и технические возможности художественных материалов.
Создание анимационных фильмов в детском саду решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, развивает мышление. Искусство анимации развивает творческую мысль, формирует умение оригинальной подачи видения окружающего мира.
Мультипликация – это групповой творческий процесс. Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети знакомятся с разными техниками, пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора.
В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Программа позволяет осуществлять проектный подход при создании анимационных фильмов, а также использовать в работе интеграцию разнообразных видов деятельности детей : двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы :
Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов ( важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития).
Основные задачи:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;
познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;
формировать художественные навыки и умения;
поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Развивающие:
развивать творческое мышление и воображение;
развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;
способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;
развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма;
поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;
воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Содержание программы
В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года 21.10.2019 — 31.05.2020
Продолжительность образовательного процесса 29 недель
Режим работы 2 раза в неделю во второй половине дня
Выходные Суббота, воскресение, праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации
Каникулы 01.01.2020-11.01.2020
Педагогическая диагностика 25.05.2020-31.05.2020
Количество занятий в неделю в месяц
2 8
Организационно-педагогические условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мультстудия» рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество 30 часов. Программа предусматривает использование индивидуальной и групповой работы. Дополнительной платной услугой могут воспользоваться любой желающий. Итоговыми мероприятиями по реализации программы будут : презентация мультфильмов, мастер-класс для родителей.
Программа рассчитана на 1 год обучения на возрастную группу детей 6-7 лет. Периодичность занятий - 1 раз в неделю с сентября по май. Количество занятий в год - 38. Продолжительность занятий - 30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».
Программный материал реализуется в процессе организации художественной деятельности детей, речевых игр, творческой речевой деятельности (сочинение сказки и создание по ее мотивам мультфильма, составление рассказов из личного опыта, через ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техник.
Каждое занятие подчинено определенным принципам:
- тематический принцип: реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей, календарные праздники, сезонные явления в природе. Все эти факторы отражаются и при планировании образовательного процесса, что позволяет включить работу «Мультстудии» в целостный образовательный процесс и решать задачи развития детей комплексно;
- принцип от простого к сложному: от видоизменения сказок до придумывания собственных историй, от лепки простых по форме фигур до фигур детализированных, от съемки коротких (из двух-четырех кадров) мультфильмов до мультфильмов, требующих большего количества кадров;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: создание мультфильма – это не только творческий процесс, но и исследовательская деятельность дошкольников (знакомство с историей мультипликации, придумывание из чего лучше всего сделать елочки, тележку, как заставить трубу паровоза дымить и т. д., освоение анимационной техники перекладки).
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм работы с детьми.
Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, практической деятельности. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий:
- Словесный метод - устное изложение, беседа.
- Наглядный метод - показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу.
- Практический метод - овладение практическими умениями рисования, лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дошкольники участвуют в коллективном поиске решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной творческой работы.
Предполагаемые результаты освоения программы :
- дети видят идею, передаваемую мультфильмом (или её отсутствие);
- раскрепощение мышления;
- развитие творческого потенциала;
- формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;
- создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках;
- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;
- совершенствование навыков общения;
- самостоятельно оценивать свою творческую продукцию и выражать отношение к творческому продукту сверстника.
Итоговое мероприятие:
-Мастер-класс для родителей
-Просмотр мультфильмов
Оценка результатов деятельности
Динамику развития детей, занимающихся в кружке, можно будет отследить с помощью диагностики, которая проводиться 1 раза в год – в декабре. Диагностика состоит из теоретических вопросов, направ-ленных на выявление знаний детей о создании мультипликационных фильмов.
Уровень практических умений или оценка результатов анимационной деятельности детей старшего и подготовительного к школе возраста проводится 2 раза в год (в октябре и в мае).
Используемые диагностики для оценки результатов работы кружка «Секреты мультипликации» основа-ны на диагностических исследованиях проведенных и апробированных в ряде дошкольных организа-ций, которые дали положительную результативность. Кроме этого в конце «обучения» можно будет по-лучить итоги работы с детьми через следующие формы: творческие задания, презентация творческих проектов, выпуск анимационных фильмов.
Эмоциональное со-стояние ребенка Методика «Эмоциональный термометр» : детям предлагается оценить свое эмоци-ональное состояние в различных ситуациях. Например - Как ты себя чувствуешь, когда играешь с ребятами? Как ты себя чувствуешь, когда ты идешь в детский сад? и т. п.
Определение инди-видуальных особен-ностей личности ре-бенка Методика «Нарисуй человека» : детям предлагается нарисовать человека. Методика позволяет определить индивидуальные особенности ребенка, уровень самооценки, интеллектуальные, творческие способности.
Способность контро-лировать собственное поведение Методика «Рене Жиля» : детям предлагается рассмотреть картинки и определить, где он находится и что делает. Позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных взаимоотношений
Память Методика Лурия «Заучивание 10 слов» : детям называют 10 слов и просят воспро-извести все, что он запомнил.
Внимание Корректурная проба (Тест Бурдона) : предлагается внимательно рассмотреть табли-цу и вычеркнуть нужный значок.
Развитие мелкой мо-торики Методика «Домик» : позволяет определить уровень развития мелкой моторики, концентрации внимания
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иткин, В. Д. Что делает мультипликационный фильм интересным
/ В. Д. Иткин // Искусство в школе. - 2006.- № 1.-с. 52-53.
2. Зейц, М. В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница
/М. В. Зейц. - М. : ИНТ, 2010.-252 с.
3. Лыкова, И. И. Куда уходят детские рисунки И. И. Лыкова // Обруч.
-2002.- № 1.-с. 51-53.
4. Кудрявцева, В. В. Создать атмосферу сказки /В. В. Кудрявцева
// Искусство в школе. – 2006.-№. 3.-с. 23-24.
5. Куприянов, Н. Н. Занятия анимацией – «витамин игры» /Н. Н. Куприянов// Искусство в школе. - 2007.- №. 4.-с. 15-16.
6. Интернет-ресурсы:
- Мультипликация. Статья в Википедии.
- Мультфильм. Статья в Википедии.
- Мультстудия на телеканале "Карусель"
- Страничка мультипликатора