Ирина Артамонова
Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный район Уфимский район Республика Башкортостан
Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете заведующей МДОБУ д/с «Дюймовочка»
Протокол № 1 с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР
«30» 08.2019г Приказом № 323-од от «30» 08. 2019г.
___ Шалыгина Н. В.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
модифицированная программа
«Неизведанный мир»
Публикация «Программа кружка „Неизведанный мир“, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста» размещена в разделах
(возраст детей : 4-5 лет, срок реализации: 1 год)
Автор-составитель программы :
Артамонова Ирина Александровна
Воспитатель I квалификационной категории
МДОБУ д/с «Дюймовочка»
с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Неизведанный мир» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир, реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы. Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет
Задачи:
Обучающиеся:
• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
• Обучить детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
• Формировать познавательные действия, становление сознания.
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес детей.
• Развивать воображение и творческую активность.
• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Воспитательные:
• Воспитать познавательный интерес у детей.
• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения содержания программы «Неизведанный мир» дошкольник к концу года:
• Дети должны знать: об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы, специальную терминологию, правила техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.
• Дети должны уметь: проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы.
Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются :
- мониторинг усвоения детьми раздел «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность»
- открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.
Отличительные особенности
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год, что составляет 9 календарных месяцев – 36 часов.
Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа адресована для обучающихся дошкольного возраста 4-5 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20 минут (1 академический час).
Формы организации занятий деятельности детей индивидуально-групповая. В практике используется: выставка, лабораторное занятие, мастер-класс, презентация, экскурсия, творческий отчет.
2. Учебно-тематический план
№ Название раздела, тема Кол-во часов
Всего Теория Практика
Противоположность – превращение
1 Наоборот. 20 мин 8 мин 12 мин
2 Большой – маленький 20 мин 8 мин 12 мин
3 Превращение 20 мин 8 мин 12 мин
4 Схема превращения 20 мин 8 мин 12 мин
Песок и глина
5 Посадим дерево. 20 мин 8 мин 12 мин
6 Где вода? 20 мин 8 мин 12 мин
7 Волшебный материал. 20 мин 8 мин 12 мин
8 Песочная страна 20 мин 8 мин 12 мин
Человек
9 Носарий 20 мин 8 мин 12 мин
10 Язычок помощник. 20 мин 8 мин 12 мин
11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. 20 мин 8 мин 12 мин
12 Чей глаз острее? 20 мин 8 мин 12 мин
Свойства воды
13 Окрашивание воды. 20 мин 8 мин 12 мин
14 Играем с красками. 20 мин 8 мин 12 мин
15 Водяные весы. 20 мин 8 мин 12 мин
16 Вода бывает теплой, холодной, горячей. 20 мин 8 мин 12 мин
Солнечный свет
17 Солнечные часы. 20 мин 8 мин 12 мин
18 Солнечные зайчики. 20 мин 8 мин 12 мин
19 Свет повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин
20 Свет и тень. 20 мин 8 мин 12 мин
Свойства воды
21 Лёд – вода. 20 мин 8 мин 12 мин
22 Твёрдое – жидкое. 20 мин 8 мин 12 мин
23 Испарение. 20 мин 8 мин 12 мин
24 Лёд – вода – пар. 20 мин 8 мин 12 мин
Жизнь растений
25 Посадка лука. 20 мин 8 мин 12 мин
26 Как развивается растение? 20 мин 8 мин 12 мин
27 Нужен ли зимой растениям снег? 20 мин 8 мин 12 мин
28 Зачем деревьям корни? 20 мин 8 мин 12 мин
Предметы
29 Секретное письмо. 20 мин 8 мин 12 мин
30 Свойства веществ. 20 мин 8 мин 12 мин
31 Строение вещества. 20 мин 8 мин 12 мин
32 Плавание тел. 20 мин 8 мин 12 мин
Воздух
33 Сколько весит воздух? 20 мин 8 мин 12 мин
34 Можно ли лежать на воздушных шариках? 20 мин 8 мин 12 мин
36 Воздух повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин
Итого: 12 часов 4 часа 8 мин 7 часов
20 мин
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3).
3. Содержание программы
№ Занятия Содержание темы
Сентябрь
1 Наоборот. Противоположность – превращение.
Задачи:
- познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;
- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;
- учить детей находить и различать противоположности;
- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;
- познакомить со схемами «превращения».
2 Большой – маленький
3 Превращение
4 Схема превращения
Октябрь
5 Посадим дерево. Песок и глина.
Задачи:
- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т. д.
6 Где вода?
7 Волшебный материал.
8 Песочная страна
Ноябрь
9 Носарий Человек.
Задачи:
- формировать представление о некоторых органах человека;
- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.
10 Язычок помощник
11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем
12 Чей глаз острее?
Декабрь
13 Окрашивание воды. Свойства воды.
Задачи:
- формировать представления о свойстве и качестве воды.
14 Играем с красками.
15 Водяные весы.
16 Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Январь
17 Солнечные часы. Солнечный свет.
Задачи:
- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;
- познакомить с тем, как образуется тень.
18 Солнечные зайчики.
19 Свет повсюду.
20 Свет и тень.
Февраль
21 Лёд – вода. Свойства воды
Задачи:
- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды.
22 Твёрдое – жидкое.
23 Испарение.
24 Лёд – вода – пар.
Март
25 Посадка лука
26 Как развивается растение? Жизнь растений.
Задачи:
- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;
- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину.
27 Нужен ли зимой растениям снег?
28 Зачем деревьям корни?
Апрель
29 Секретное письмо. Предметы.
Задачи:
- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;
- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;
- развивать умение определять признаки и свойства материалов.
30 Свойства веществ.
31 Строение вещества.
32 Плавание тел.
Май
33 Поиск воздуха. Воздух.
Задачи:
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.
34 Сколько весит воздух?
35 Можно ли лежать на воздушных шариках?
36 Воздух повсюду.
4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Формы работы:
• Малые группы
• Индивидуальная работа
• Самостоятельная деятельность детей
• Наблюдения.
• Создание проблемных ситуаций.
• Экспериментирование.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка наличие :
1. Столы - 8
2. Стулья - 15
3. Магнитно-маркерные доски - 1
4. Ноутбук - 1
5. Плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.
Материал:
– природные материалы (вода, песок, глина)
– воздушные шары;
– зеркала;
– стаканчики;
– матерчатые салфетки;
– фартуки;
– шапочки;
–семена растений.
Взаимодействие педагога с родителями
Цель: объединение интересов педагога и родителей.
Задачи: ознакомление родителей с результатами работы, практическими навыками и умениями.
№ Тема Форма работы Месяц
1 Значение детского экспериментированию для психического развития ребенка Консультация Октябрь
2 Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Памятка Ноябрь
3 Родители гиды на пути к познанию Консультация Декабрь
4 Несколько золотых правил для родителей Памятка Февраль
5 Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования Консультация Март
6 Литература в помощь Выставка литературы Апрель
5. Список используемой литературы
Нормативно-правовые документы
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
Основной список
Книги
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М, : ТЦ Сфера, 2013.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М, : ТЦ Сфера, 2014.
4. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб. : Речь, 2013.
5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015.
6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013.
7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
8. Николаева С. Н. программа «Юный эколог» М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.