МААМ-картинки

Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста

Ирина Артамонова
Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный район Уфимский район Республика Башкортостан

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете заведующей МДОБУ д/с «Дюймовочка»

Протокол № 1 с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР

«30» 08.2019г Приказом № 323-од от «30» 08. 2019г.

___ Шалыгина Н. В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

модифицированная программа

«Неизведанный мир»

Публикация «Программа кружка „Неизведанный мир“, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста» размещена в разделах

(возраст детей : 4-5 лет, срок реализации: 1 год)

Автор-составитель программы :

Артамонова Ирина Александровна

Воспитатель I квалификационной категории

МДОБУ д/с «Дюймовочка»

с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Неизведанный мир» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир, реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

Актуальность программы

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы. Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет

Задачи:

Обучающиеся:

• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

• Обучить детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• Формировать познавательные действия, становление сознания.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей.

• Развивать воображение и творческую активность.

• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:

• Воспитать познавательный интерес у детей.

• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Неизведанный мир» дошкольник к концу года:

Дети должны знать: об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы, специальную терминологию, правила техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.

Дети должны уметь: проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы.

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются :

- мониторинг усвоения детьми раздел «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность»

- открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

Отличительные особенности

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 учебный год, что составляет 9 календарных месяцев – 36 часов.

Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа адресована для обучающихся дошкольного возраста 4-5 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20 минут (1 академический час).

Формы организации занятий деятельности детей индивидуально-групповая. В практике используется: выставка, лабораторное занятие, мастер-класс, презентация, экскурсия, творческий отчет.

2. Учебно-тематический план

№ Название раздела, тема Кол-во часов

Всего Теория Практика

Противоположность – превращение

1 Наоборот. 20 мин 8 мин 12 мин

2 Большой – маленький 20 мин 8 мин 12 мин

3 Превращение 20 мин 8 мин 12 мин

4 Схема превращения 20 мин 8 мин 12 мин

Песок и глина

5 Посадим дерево. 20 мин 8 мин 12 мин

6 Где вода? 20 мин 8 мин 12 мин

7 Волшебный материал. 20 мин 8 мин 12 мин

8 Песочная страна 20 мин 8 мин 12 мин

Человек

9 Носарий 20 мин 8 мин 12 мин

10 Язычок помощник. 20 мин 8 мин 12 мин

11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. 20 мин 8 мин 12 мин

12 Чей глаз острее? 20 мин 8 мин 12 мин

Свойства воды

13 Окрашивание воды. 20 мин 8 мин 12 мин

14 Играем с красками. 20 мин 8 мин 12 мин

15 Водяные весы. 20 мин 8 мин 12 мин

16 Вода бывает теплой, холодной, горячей. 20 мин 8 мин 12 мин

Солнечный свет

17 Солнечные часы. 20 мин 8 мин 12 мин

18 Солнечные зайчики. 20 мин 8 мин 12 мин

19 Свет повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин

20 Свет и тень. 20 мин 8 мин 12 мин

Свойства воды

21 Лёд – вода. 20 мин 8 мин 12 мин

22 Твёрдое – жидкое. 20 мин 8 мин 12 мин

23 Испарение. 20 мин 8 мин 12 мин

24 Лёд – вода – пар. 20 мин 8 мин 12 мин

Жизнь растений

25 Посадка лука. 20 мин 8 мин 12 мин

26 Как развивается растение? 20 мин 8 мин 12 мин

27 Нужен ли зимой растениям снег? 20 мин 8 мин 12 мин

28 Зачем деревьям корни? 20 мин 8 мин 12 мин

Предметы

29 Секретное письмо. 20 мин 8 мин 12 мин

30 Свойства веществ. 20 мин 8 мин 12 мин

31 Строение вещества. 20 мин 8 мин 12 мин

32 Плавание тел. 20 мин 8 мин 12 мин

Воздух

33 Сколько весит воздух? 20 мин 8 мин 12 мин

34 Можно ли лежать на воздушных шариках? 20 мин 8 мин 12 мин

36 Воздух повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин

Итого: 12 часов 4 часа 8 мин 7 часов

20 мин

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3).

3. Содержание программы

№ Занятия Содержание темы

Сентябрь

1 Наоборот. Противоположность – превращение.

Задачи:

- познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;

- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;

- учить детей находить и различать противоположности;

- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;

- познакомить со схемами «превращения».

2 Большой – маленький

3 Превращение

4 Схема превращения

Октябрь

5 Посадим дерево. Песок и глина.

Задачи:

- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т. д.

6 Где вода?

7 Волшебный материал.

8 Песочная страна

Ноябрь

9 Носарий Человек.

Задачи:

- формировать представление о некоторых органах человека;

- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

10 Язычок помощник

11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

12 Чей глаз острее?

Декабрь

13 Окрашивание воды. Свойства воды.

Задачи:

- формировать представления о свойстве и качестве воды.

14 Играем с красками.

15 Водяные весы.

16 Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Январь

17 Солнечные часы. Солнечный свет.

Задачи:

- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;

- познакомить с тем, как образуется тень.

18 Солнечные зайчики.

19 Свет повсюду.

20 Свет и тень.

Февраль

21 Лёд – вода. Свойства воды

Задачи:

- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды.

22 Твёрдое – жидкое.

23 Испарение.

24 Лёд – вода – пар.

Март

25 Посадка лука

26 Как развивается растение? Жизнь растений.

Задачи:

- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;

- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину.

27 Нужен ли зимой растениям снег?

28 Зачем деревьям корни?

Апрель

29 Секретное письмо. Предметы.

Задачи:

- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;

- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;

- развивать умение определять признаки и свойства материалов.

30 Свойства веществ.

31 Строение вещества.

32 Плавание тел.

Май

33 Поиск воздуха. Воздух.

Задачи:

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.

34 Сколько весит воздух?

35 Можно ли лежать на воздушных шариках?

36 Воздух повсюду.

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Формы работы:

• Малые группы

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность детей

• Наблюдения.

• Создание проблемных ситуаций.

• Экспериментирование.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка наличие :

1. Столы - 8

2. Стулья - 15

3. Магнитно-маркерные доски - 1

4. Ноутбук - 1

5. Плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.

Материал:

– природные материалы (вода, песок, глина)

– воздушные шары;

– зеркала;

– стаканчики;

– матерчатые салфетки;

– фартуки;

– шапочки;

–семена растений.

Взаимодействие педагога с родителями

Цель: объединение интересов педагога и родителей.

Задачи: ознакомление родителей с результатами работы, практическими навыками и умениями.

№ Тема Форма работы Месяц

1 Значение детского экспериментированию для психического развития ребенка Консультация Октябрь

2 Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Памятка Ноябрь

3 Родители гиды на пути к познанию Консультация Декабрь

4 Несколько золотых правил для родителей Памятка Февраль

5 Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования Консультация Март

6 Литература в помощь Выставка литературы Апрель

5. Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Основной список

Книги

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М, : ТЦ Сфера, 2013.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М, : ТЦ Сфера, 2014.

4. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб. : Речь, 2013.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015.

6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

8. Николаева С. Н. программа «Юный эколог» М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой друг — мяч» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка Настоящая.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» художественно – эстетической направленности возраст обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Времена года» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Принята на «Утверждаю»:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты Пояснительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 11:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Артамонова (УИ 436056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД