наталья котова
Дополнительная общеразвивающая программа «Учимся общаться» для детей 3–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Учимся общаться»
для детей 3-7 лет
дополнительная общеразвивающая программа
направление: социально-педагогическое
срок реализации: 4 года
Составитель:
Котова Наталья Георгиевна,
воспитатель
Юрга, 2017
Оглавление
Пояснительная записка…. 3
Учебно – тематический план….10
Содержание Программы….12
Критерии, показатели и индикаторы сформированности навыков коммуникативного развития у дошкольников…14
Литература…. 18
Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа „Учимся общаться“ для детей 3–7 лет» размещена в разделах
Общеизвестно, что дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования человека. Для того чтобы образование детей дошкольного возраста строилось в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения является совокупность ключевых компетенций. Одной из начальных ключевых компетенций, с точки зрения Л. С. Выготского, для дошкольников является общение.
По мнению А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.
Известный педагог А. П. Усова писала, что дошкольная группа – первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они могут самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами.
Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков, которые формируются у человека в дошкольном возрасте, поэтому формировать их надо ещё в детстве, когда ребёнок наиболее гибок и пластичен, способен всё впитывать в себя.
Особую важность общение приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения у детей. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Недавние исследования Института современных медиа (MOMRI) показали, что 71% детей в возрасте от 3 до 7 лет играет в игры и использует обучающие приложения на смартфоне или планшете. Динамика такова: в 3–4 года играют 39% детей, в 5–7 лет — 61%.
Поэтому дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
У многих детей возникают сложности в общении со сверстниками, они чувствуют себя некомфортно в группе и становятся агрессивными, неуправляемыми. Именно неумение общаться порождает у ребёнка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формирование низкой самооценки. Следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.
Как обеспечить ребёнку комфортное существование в среде сверстников? Предполагается, что жизнь сама всему научит, но ведь жизнь – это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, ребёнок испытывает потребность в тепле и контакте с другим человеком. Важно помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, основные способы общения с другими людьми, не заставлять, не давить, а помочь преодолеть стереотипы, мешающие ему жить счастливо.
Следует отметить, что сформированность коммуникативных навыков рассматривается как интегративное качество личности ребенка дошкольного возраста с четко выраженной внутренней позицией коммуникативной направленности, которая формируется в условиях специально организованного процесса ДОУ. Данный процесс ориентирован не только на наличие коммуникативных знаний и умений, но и обеспечивает мотивацию на общение. В этом случае сформированность коммуникативных навыков представляется планируемым итоговым результатом освоения детьми дошкольного возраста образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной общеобразовательной программы дошкольного образования (в соответствии с федеральными государственными требованиями к ее структуре).
Для формирования коммуникативных навыков у дошкольников разработана дополнительная общеразвивающая программы «Учимся общаться».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей и направлена на формирование благоприятного эмоционального развития ребёнка, на коррекцию его поведения и вовлечение в социальный мир отношений со сверстниками и взрослыми.
Содержание программы обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Новизна Программы заключается :
- в системно - деятельном подходе, который создает основу для успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности дошкольников их возрасту и индивидуальным особенностям, развиваемым в различных видах игрового сотрудничества.
- в поддержке инициативы детей в различных видах деятельности;
- использование IT –технологий (слайд-шоу, мультимедийных презентаций, мультфильмов, видеофрагментов, интерактивных игр – викторин).
Основной целью программы является создание условий для улучшения взаимоотношений между детьми и взрослыми; повышение осознания ребёнком в своих эмоциональных проявлениях, что обусловливает решение следующих задач:
Образовательная:
- формировать заинтересованность ребенка к самопознанию, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- заложить основы ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим;
- вырабатывать у ребёнка положительные черты характера и поведения, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- формировать представления об эмоциях человека.
Развивающая:
- развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.
Воспитывающая:
- воспитывать заботливое отношение к сверстникам, близким, учить понимать их настроение.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, демонстрация, игровые ситуации, этюды, моделирование и анализ заданных ситуаций, информационно-коммуникационные технологии.
Принципами построения Программы являются :
1. Принцип системности – проводимые мероприятия проводятся не от случая к случаю, а в системе.
2. Принцип позитивности – создание поддерживающей доброжелательной атмосферы помощи и сотрудничества.
3. Принцип взаимодействия детского сада и семьи – направлен на формирование коммуникативных навыков.
4. Принцип гуманизации, который представляет собой процесс, направленный на развитие личности ребенка как субъекта творческой деятельности. Суть гуманизации состоит в очеловечивании всех знаний, полученных ребенком, в важности и необходимости для развития каждого человека. Гуманизация составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и детей, предполагающую установление подлинно человеческих, равноправных и партнерских отношений, направленных на сохранение социально-эмоционального здоровья ребенка.
5. Принцип интеграции всех процессов образовательного пространства – обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природной и социальной сферы, индивидуального и совместного пространства, что обеспечивает уравновешенность и стабильность пространства.
6. Принцип диалогичности реализует разнохарактерные и разноуровневые диалоги: диалог культур, внутренний диалог ребенка со своим «Я», диалог искусств и т. п.
7. Принцип ориентации на зону ближайшего развития, включает в себя дифференциацию образования в соответствии с индивидуальным темпом усвоения ребенком, обеспечения доступного для него уровня трудности в освоении образования, построения с каждым воспитанником индивидуальных зон его личностного развития.
8. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно выбирать цель, определяться в мотивах и способах действования, в дальнейшем применении результата данного действования и самооценке.
9. Принцип индивидуализации, проявляющийся в проектировании индивидуального пространства развития ребенка, где происходит его рефлексия, создается собственная «Я-концепция». Реализация этого принципа требует как глубокого изучения особенностей детей, так и создания управляемой системы форм и методов индивидуального развития.
10. Принцип результативности предполагает создание сплочённого коллектива дошкольников на основе взаимопомощи, доверия и бережного отношения друг к другу и близким.
Программа «Учимся общаться» составлена на основе программы И. А. Пазухиной «Давайте поиграем!» и состоит из четырё х блоков: «Я и Я», «Я и другие», «Я и взрослые», «Я и культура общения».
Содержание программы рассчитано на детей 3-7 лет. Организованная образовательная деятельность организуется в младшей и средней группах 2 раза в месяц во второй половине дня, в год – 14 занятий. В старшей и подготовительных группах 1 раз в неделю, в месяц – 4 раза, в год – 28. Требования к ней представлены в приложении 1. В приложении 2 – характеристика предметно-развивающей среды формирования социально – коммуникативного развития.
Педагогический анализ сформированности коммуникативных навыков дошкольников осуществляется на основе критериев и с помощью специально подобранных диагностических методик, рекомендованных Дыбиной (приложение 3).
Формирование коммуникативных навыков реализуются через такие формы:
- двигательная (подвижные игры, игровые упражнения, соревнования, досуги, спортивные игры и упражнения;
- игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, создание игровой ситуации, пальчиковые игры, театрализованные игры);
- продуктивная (мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, детский дизайн, выставки);
- познавательно – исследовательская (наблюдение, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, исследование, конструирование)
- коммуникативная форма (беседа, речевая ситуация, этюды, постановки, игры и игровые ситуации);
- восприятие художественной литературы (чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, викторины, КВН).
Методы и средства реализации программы :
- словесные методы (рассказ, объяснения, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение);
- наглядные методы (наблюдение; опорные картинки, схемы, мнемотаблицы, карточки – символы, реальные предметы);
- практические методы (упражнения, практические работы, деловые игры).
Ожидаемые результаты освоения Программы
Возраст 3-4 года:
- знает имена детей в группе;
- знает в процессе общения и познания окружающего мира для чего нужны глаза, нос, уши, рот;
- знает названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, интерес);
- знает состав своей семьи;
- знает, как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и другим членам семьи;
Возраст 4-5 года:
- знает основные правила этикета;
- отмечает свои индивидуальные особенности (внешность, походка, лицо, пол);
- взаимодействует друг с другом в процессе игрового общения;
- опознаёт с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
- правильно выражает свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
- оказывает помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
- различает эмоции по схемам-пиктограммам;
- передаёт заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
- употребляет в речи «волшебные» слова;
- правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).
Возраст 5-6 лет:
- может объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
- знает важность различных профессий (на примере родителей);
- понимает, какие достоинства собственного поведения помогают при общении с окружающими, и какие недостатки этому общению мешают.
Возраст 6-7 лет:
- знают, что означают их имена;
- знает, что такое «мужественность» и «женственность», понимает особенности общения с партнерами противоположного пола;
- об относительности в оценке чувств;
- знает о связи и взаимозависимости человека и животного;
- знает историю собственной семьи;
- умеет высказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки;
- умеет оказывать помощь другим детям в трудной ситуации.
Учебно - тематический план
№
блока
Содержание программы
Объём учебной нагрузки
Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
1. «Я и Я» 4 4 6 6
2. «Я и другие» 3 3 9 9
3. «Я и взрослые» 2 3 6 6
4. «Я и культура общения» 5 4 7 7
Итого 14 14 28 28
Темы для младшей группы:
1. «Я и Я» : «Моё имя», «Кто такой «Я», «Я хочу», «Я могу».
2. «Я и другие» : «Плохо быть одному», «Мы разные», «Говорим руками и телом».
3. «Я и взрослые» : «Всё начинается с мамы», «Дружная семья».
4. «Я и культура общения» : «Секрет волшебных слов», «Мы поссоримся и помиримся», «Давай поговорим», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо», «В гостях у сказки».
Темы для средней группы:
1. «Я и Я» : «Мои умные помощники», «Мои игрушки», «Мои любимые сказки», «Моё настроение».
2. «Я и другие» : «Мы веселимся, смеёмся, играем», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».
3. «Я и взрослые» : «Маленький помощник», «Я в детском саду», «Мои друзья».
4. «Я и культура общения» : «Наши добрые дела», «Гости», «Урок общения», «Праздник мыльных пузырей».
В старшей и подготовительных группах, проходят одну и ту же тему, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется.
1. «Я и Я» : «Тайна моего имени» (2 часа, «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой» (2 часа).
2. «Я и другие» : «Мы так похожи» (2 часа, «Мы такие разные» (2 часа, «Язык жестов и движений» (2 часа, «Давайте жить дружно» (2 часа, «Мальчики и девочки»
3. «Я и взрослые» : «Радость», «Удивление», «Страх», «Гнев», «Интерес», «Наши эмоции».
4. «Я и культура общения» : «Мой ласковый и нежный зверь» (2 часа, «Общение с животным», «С кем я живу», «Правила домашнего этикета», «Путешествие в сказку», «Я знаю, я умею, я могу».
Содержание Программы
1. «Я и Я». В этом блоке собраны игры и упражнения, направленные на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол, свои мышечные и эмоциональные ощущения.
2. «Я и другие». В этом блоке представлены игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей. Игры, на формирование внимательного отношения к людям и друг к другу. Игры, на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. На понимание того, что кроме речевого общения существуют и другие средства общения.
3. «Я и взрослые». Собраны игры, направленные на развитие у ребёнка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, которое приносит массу радостных переживаний. Игры, на развитие чувства доверия и привязанности к близким, на развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и умение предлагать им посильную помощь.
4. «Я и культура общения». Состоит из игр и упражнений, направленных на формирование у детей норм социального поведения, умения договориться друг с другом и учитывать обоюдные интересы; на развитие способности к совместным действиям и умения общаться, взаимодействовать с людьми на основе морали, доброты, сочувствия.
Критерии, показатели и индикаторы сформированности навыков коммуникативного развития у дошкольников
Критерии Показатели Индикаторы
Когнитивный Объём, глубина, осознанность знаний об общении. Представление об особенностях общения между сверстниками и взрослыми, о нормах и правилах поведения.
Эмпатийно-мотивационный Эмоциональное отношение к сверстнику, взрослому. Умение устанавливать эмоциональный контакт в процессе общения, умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, рассказать о нём и учитывать его в процессе общения; умения регулировать свои эмоциональные проявления; умение выслушать мнение другого человека, с уважением относиться к его мнению; проявления инициативы в общении со сверстниками
Деятельностный Умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми; умение спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; умение спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и решать их самостоятельно или при помощи взрослого; умение договариваться в процессе деятельности. Регуляция собственного поведения в соответствии с нормами и правилами; оценка поступков своих и других.
В соответствии с данными критериями определены три уровня сформированности коммуникативного развития: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется тем, что ребёнок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников, героев мультфильмов и взрослых людей; объясняет их причину и делает прогнозы дельнейшего развития ситуации. Охотно выполняет задания, направленные на получения необходимой информации в общении. При выполнении задания может самостоятельно сформулировать 3-4 развёрнутых вопроса. Способен поддерживать простой диалог со взрослыми и детьми. Умеет выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивает своё мнение. Часто проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора игр, может вносить свои предложения по распределению обязанностей в игре. При этом, проявляет умение выслушать партнёра и согласовать с ним свои предложения и действия. Способен уступить партнёру по игре или, наоборот, убедить его, если этого требуют правила игры; оказывает взаимопомощь, может обратиться в случае затруднения за помощью к взрослому или сверстнику. Ребёнок не провоцирует конфликт, в сложившейся конфликтной ситуации, старается найти справедливое решение, либо обратиться ко взрослому за помощью в решении. Умеет не только согласовывать коммуникативные действия, но и корректировать их.
Средний уровень коммуникативных умений характеризуется тем, что ребёнок при определении эмоционального состояния сверстников, героев мультфильмов и взрослых людей иногда затрудняется и справляется, в основном, при помощи взрослого; не всегда может объяснить причину того или иного эмоционального состояния другого человека. Охотно выполняет задания, направленные на получение необходимой информации в общении. При выполнении задания часто затрудняется, но не обращается за помощью ко взрослому. При подсказке взрослого ребёнок формулирует 2-3 коротких вопроса, не соблюдая логику интервью. Ребёнок отличается положительной активностью в общении, которая часто зависит от его настроения. Ребёнок недостаточно инициативен, часто принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организаторского взаимодействия, но может их нарушать. Ребёнок замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает помощь; помощь взрослого принимает, но самостоятельно за ней не обращается. Ребёнок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идёт на уступки, не отстаивает своё мнение; свои желания подчиняет интересам других людей.
Низкий уровень коммуникативных умений характеризуется тем, что ребёнок не учитывает эмоциональное состояние другого человека при взаимодействии с ним, затрудняется при определении эмоциональных состояний, изображённых на картинках людей; не может объяснить их причину и предложить дальнейшее развитие ситуации. Затрудняется при выполнении задания, направленного на получение необходимой информации в общении. Не справляется с заданием даже при помощи взрослого либо отказывается от выполнения. Не старается вступать в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания; либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желание сверстников, настаивает на своём. Ребёнок не знает норм организаторского взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам, либо неспособность оказывать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается. Ребёнок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказывать своё мнение, к помощи взрослого не прибегает.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет [Текст] : учебное пособие / А. Г. Арушанова -М., «Мозаика-Синтез», 1999.
2. Антонова Т. В., Рояк А. А., Година Г. Н. Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений [Текст] / Т. В. Антонова, А. А. Рояк, Г. Н. Година / Дошкольное воспитание. -1991, № 4-С. 42-46.
3. Ашиков В. Азбука мира [Текст] / В. Ашиков Дошкольное воспитание. -2004, 310-С. 48-53.
4. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Ёлкина Н. В. и др. [ Текст] / В. Н. Белкина, Н. Н. Васильева, Н. В. Ёлкина / Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и детям. -Ярославль, «Академия развития», 1998.
5. Белобрыкина О. А. Речь и общение[Текст] : учебное пособие/О. А. Белобрыкина. -Ярославль, «Академия развития», 1998.
6. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М., «Просвещение», 1991.
7. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлые этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка) [Текст] Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина / Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.
8. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. (Развитие общей моторики)[Текст]/ М. Г. Борисенко, Т. А. Датешидзе, Н. А. Лукина – СПб., «Паритет», 2002.
9. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Наши пальчики играют. (Развитие мелкой моторики) [Текст] / М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина - СПб., «Паритет», 2002.
10. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся понимать друг друга [Текст] : учебное пособие / C. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М., «Библиотека Ильи Резника», «Олма-Пресс», 2002.
11. Гербова В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада [Текст] /В. В. Гербова //.-М., «Просвещение», 1989.
12. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль, «Академия развития», 1997.
13. Князева О. Л., Стеркина Р. Б Я, ты, мы [Текст] : Учебно-методическое пособие по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. -М., «Дрофа», «ДИК», 1999.
14. Крюкова С. В. Здравствуй, я сам! 3-6 лет [Текст] : Тренинговая программа работы с детьми / С. В. Крюкова. -М., «Генезис», 2002.
15. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст]/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник// Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. -М., «Генезис», 1999.
16. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева / Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль, «Академия развития»,1997.
17. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] : учебное пособие для преподавателей / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина – СПб., «Речь», 2000.
18. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом [ Текст] учебное пособие для педагогов / А. И. Моксаков, Г. А. Тумакова -М., «Просвещение», 1983.
19. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников [Текст] : учебное пособие / В. М. Минаева /.-М., «Аркти», 2000.
20. Николаева С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками, младшими школьниками [Текст] : учебное пособие / С. О. Николаева -М., Гуманит. Изд. центр «Владос», 1999
21. Пазухина И. А. Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет [Текст] :Пособие – конспект для практических работников ДОУ / И. А. Пазухина, Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
22. Хухлаева О. В. Лесенка радости [ Текст] : учебное пособие / О. В. Хухлаева / -М., Совершенство», 1998.
23. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения : Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет) [Текст] : учебное пособие / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова /.-СПб., «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2000.