Дарья Новоселова
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью
Пояснительная записка:
Нормативно-правовые основы:
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Публикация «Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа для детей с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р.
Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.13 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Приказы Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 29 августа 2018 г. № 53-237/18-мпр и 3 53-235/18-мпр о Порядке предоставления социальных услуг в стационарной и полустационарной форме социального обслуживания.
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возрастов. Программа составлена в соответствии с действующим законодательством.
В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Основой для разработки данной рабочей коррекционно-образовательной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы :
• Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы. М., Мозаика-Синтез, 2015 г.
• «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Под редакцией Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Просвещение, 2010 г.
Программа имеет коррекционно-развивающую направленность
Актуальность программы
Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с умственной отсталостью.
Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной сферы, развития позитивных качеств личности ребенка.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
Почти у всех детей с умственной отсталостью наблюдается отсутствие или значительное снижение, по сравнению с обычными детьми, интереса к окружающему, общая патологическая инертность, которая не исключает крикливость, раздражительность, расторможенность. В раннем возрасте ребенку не интересны игрушки, подвешенные над кроватью или находящиеся в руках взрослого. Позже - игрушки других детей, сюжетно-ролевые игры с ними. Предпосылки к развитию речи формируются поздно (к 4-м годам) : предметное восприятие, предметные действия, общение с взрослым и, в частности, доречевые средства общения. Такие рефлекторные процессы как лепет и гуление, которые в норме появляются в первые месяцы жизни, могут отсутствовать в онтогенезе ребенка с УО.
У ребенка отмечается низкий уровень интереса к окружающему и недостаточная сформированность процесса восприятия, что предопределяет не-возможность его самостоятельной ориентации в условиях задачи, потребность в детализированном ее разъяснении, затрудняет смену одного вида деятельности другим. Кроме того, нарушена связь между действием и словом. Действия бывают недостаточно осознаны, опыт действия не фиксируется в слове, не обобщается. Связь между основными компонентами познания - действием, словом и образом не совершенна.
Переломным годом в развитии умственно отсталого ребенка является условно пятый год жизни. Ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам, а, следовательно, получает простейшие представления об их свойствах, признаках, отношениях, способен делать выбор по образцу. У подавляющего большинства детей к концу дошкольного возраста доминирующим остается предметно-практический (наглядно-действенный) тип мышления. Игровая деятельность характеризуется до пяти лет элементарными манипуляциями с игрушками, после 5 лет - появляются процессуальные действия. В игре наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствует замысел, элементы сюжета. Дети не используют предметы-заместители, могут проявляться агрессивные наклонности. Продуктивная деятельность (конструктивные умения, рисование) у таких детей вне специально организованного психолого-педагогического процесса отсутствует. Навыки самообслуживания формируются только к концу дошкольного периода, причем могут встречаться случаи, когда дети так и не понимают последовательность и логику действий, входящих в навык.
Примерно у 60% детей наблюдаются специфические расстройства речи по типу алалии (с греч. - отсутствие речи) - это системное недоразвитие речи при котором страдают фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая её стороны и дизартрии - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (каша во рту). Звукопроизношение нарушено. Фразовая речь изобилует фонетическими и грамматическими искажениями. Недосформирована семантическая сторона речи. Часто может наблюдаться эхолаличная речь. Регулирующая и коммуникативная функции речи развиваются только в рамках специально организованного образовательного процесса.
Речевой дефект отрицательно влияет на все развитие ребенка, затрудняет общение детей между собой и с взрослыми, а также подготовку к обучению грамоте. Несовершенство коммуникативной речевой функции не компенсируется у дошкольников с нарушенным интеллектом, как это имеет место у детей, например, с нарушением слуха, другими средствами общения, в частности мимико-жестикуляторными. Это обусловливает наличие случаев отвержения таких детей в коллективах обычных сверстников.
Таким образом, анализ особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушенным интеллектом позволяет говорить о том, что данная группа характеризуется запаздыванием биологического созревания, явления психического инфантилизма, снижение адаптационных возможностей.
- форма обучения - очная;
- тип занятий: Занятия проводятся в кабинете учителя-дефектолога (теоретическая и практическая часть). Групповые занятия, индивидуальные занятия, учитывают индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка, направлены на создание специальных условий обучения и эффективную коррекцию нарушений развития ребёнка с УО. На занятиях большое внимание уделяется развитию и формированию социально-бытовых и коммуникативных навыков. Задания предлагаются в игровой форме. Ведется контроль над правильностью выполнения движений. При необходимости используется метод «рука в руке» и при не возможности речевого сопровождения игры ребёнком предлагаются карточки – символы.
Во время занятий важно постоянно менять позу ребёнка (сидит, стоит, полусидит) и контролировать его самочувствие. Все занятия проводятся по единой схеме:
1. Организационный момент
- Снятие напряжения, подготовка к работе
- Объявление цели и задач
2. Основная часть
- Дидактические игры
- Игры и упражнения на развитие познавательной сферы
- Пальчиковая гимнастика
- Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук
- Физминутка
- Самомассаж
3. Заключительная часть
- Рефлексия
- Итог.
На занятии используется метод многократного повторения и закрепления изучаемого материала. Важная роль в освоении программы отведена родителям. Занятия проходят при активном участии родителей, для них разработаны и проводятся консультации.
Для более эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.
Методы приемы
Наглядный • Предметная наглядность
• Предметные и сюжетные картинки
• Расположение предметов по образцу
• Выкладывание последовательностей
• Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
• Выкладывание логических цепочек
Словесный • Вопрос как стимул к речевой активности
• Оценка детской речи
• Рассказ о проделанной работе
• Договаривание по образцу
• Комментирование собственных действий
• Подбор предметов к действию, действий к предмету, предметов к признакам.
• Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
• Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
• Беседы-рассуждения: что произошло если, бы …
• Анализирование собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь)
Практический • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание, штриховка)
• Угадывание предметов на ощупь
• Выполнение действий по словесной инструкции
• Запоминание и выполнение инструкций.
• Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики
• Рисование в воздухе
Игровой • Инсценировка сказочных сюжетов
• Использование игрушек и сказочных персонажей
• Исправление «ошибок» педагога или персонажа
• Перевоплощения и выполнения соответствующих действий
Репродуктивный • Словесный образец
• Одновременное проговаривание
• Повторение, объяснение, указание
• Словесные упражнения
Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с УО наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.
Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Наблюдение, чтение художественной литературы, совместная деятельность, беседа, продуктивная деятельность (выполнение письменных и творческих заданий, сюжетно-ролевая игра. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида, содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. - срок освоения и объем программы. Срок освоения адаптированной дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности один курс реабилитации. Общее количество занятий, запланированных на один курс реабилитации, необходимых для освоения программы составляет 6 занятий (из них одно диагностическое, одно контрольное). Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 10 – 20 минут.
- Условия реализации программы Кабинет учителя-дефектолога предназначен для индивидуальных и групповых занятий с детьми и консультативной работы с родителями или законными представителями.
Документация: Должностные инструкции учителя-дефектолога. Инструктаж по ТБ. Рабочая программа учителя-дефектолога. Журнал учета посещаемости дефектологических занятий. Реабилитационные карты дефектолога на каждого ребёнка. Тетрадь по работе с родителями.
Материальное оснащение: детские столы, детские стулья. Стол для учителя-дефектолога. Стулья для учителя-дефектолога и родителей. Шкафы для пособий: методического и дидактического материал: предметные картинки по основным лексическим темам; игрушки и пособия (мячи, строительные наборы, блоки Дьенеша, кубики Никитина, материал Монтессори, оборудование для развития мелкой моторики (пирамидки, мозайки, шнуровки, матрешки, вкладыши, игры на развитие сенсорных представлений (нахождение и называние предметов) и т. д. ; оборудование для слухового восприятия (муз. инструменты и игрушки);. Раковина. Компьютер.
- Планируемые результаты — в результате освоения программы ребенок учится : самостоятельность в разных видах деятельности.
- овладеет соответствующими возрасту основными движениями, формируется потребность в двигательной активности, проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности;
- ребенок будет отвечать на разнообразные вопросы, касающиеся ближайшего окружения, использовать все части речи, простые предложения с однородными членами;
- ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет и называет цвет, форму, материал, знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей, проявляет бережное отношение к природе;
- у ребенка формируются умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности;
- проявляет любознательность, стремится самостоятельно выполнять элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям, учится занимать себя игрой, самостоятельной художественной деятельностью;
- имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, называет членов своей семьи, их имена;
- проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм, любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
Цель:
• Создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств
• консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка
• максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах
Задачи:
1. развивать у детей интерес к окружающему миру, стимулировать развитие познавательной активности;
2. развивать познавательные процессы и функции: восприятие, внимание, память, мышление;
3. развивать элементарную наблюдательность детей, их желание и умение наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире;
4. учить устанавливать причинно-следственные связи; закреплять умение детей определять пространственное расположение предметов относительно себя, ориентироваться на листе бумаги;
5. продолжать формировать элементарные математические представления;
6. развивать мелкую моторику, координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию детей;
7. повышать речевую активность детей, развивать коммуникативную функцию их речи на занятиях, в играх, в бытовых ситуациях, стимулировать детей к общению с взрослыми и сверстниками;
8. обогащать и совершенствовать умения детей играть с предметными и образными игрушками
9. стимулировать развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Дети в возрасте 2-4 лет
Занятие №1 Вводное занятие. Знакомство. Наблюдение. Диагностика.
Занятие №2 Формирование знаний о частях тела; развивать общую моторику, звукоподражание, мимику.
1. Установление контакта. Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.
3. Определение темы и правил работы на занятии.
4. Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения.
6. Ритуал прощания «Кисточка – ласковица»
Занятие №3 Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)
1. Сравниваем предметы, состоящие из 2-3 частей
2. Находим отличительные и общие признаки предметов
3. Дидактическая игра «Какой детали не хватает»
Занятие №4 Формирование представлений о предметном мире
1. Знакомство с игрушкой, учимся действовать в соответствии с их функциональным назначением
2. Игра «Возьми игрушку»
Занятие №5 Формирование знаний о предметах одежде; учить понимать простую инструкцию; соотносить предметы по величине; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
1. Упражнение «Кулак, палец, ладонь» Задание выполняется совместно с детьми или с помощью указующего жеста.
3. Упражнение «Переключатели»
4. Нанизывание бусин на шнурок.
5. Упражнение «Кисточка – ласковица»
Занятие №6 Итоговое. Закрепление. Рекомендации.
Дети в возрасте 4-6 лет
Занятие №1 Вводное занятие. Знакомство. Наблюдение. Диагностика.
Занятие №2 Формирование знаний о предметах одежды; учить понимать простую инструкцию; соотносить предметы по величине; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
1. Задание выполняется путем совместных действий или по показу.
2. Упражнение «Передаем шар по кругу» (ребенок, мама, педагог)
3. Ходьба по коврику.
4. "Кукле принесли одежду".
5. Задание выполняется путем совместных действий или с помощью указующего жеста.
Игра "Оденем куклу".
6. Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения.
Занятие №3 Формирование понятия о величине предметов (большой - маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.
1. Предлагается несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует голос животного. Затем имитирует голос животного и спрашивает: Кто это? Ребенок указывают на нужную игрушку.
2. Игра "Кто как голос подает?"(кто как кричит)
3. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.
4. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».
Занятие №4 Формирование понятия о величине предметов; накапливание словаря по теме "Игрушки"; развивать понимание простой инструкции; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
1. На столе лежат кольца пирамиды. Педагог предлагает ребенку (детям) по очереди найти самое большое кольцо среди оставшихся. Последний ребенок берет самое маленькое кольцо, а затем собирает пирамиду.
2. Ребенку предлагается ощупать предметы (пластмассовые, стеклянные, резиновые шары, бумагу).
3. На ковре стоят большие кубики. Ребенку предлагается ползать между ними.
4. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Ребенок выполняет инструкцию.
Инструкция: Возьми машину. Дай машину и т. д. Возьми матрешку. Поставь на стул и т. д.
5. Ритуал прощания «Аплодисменты»
Занятие №5 1. Развивать умение классифицировать предметы по трем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение;
2. Среди знакомых игрушек стоит новая: кукла. Ребенок показывает новую игрушку и называет ее. Ребенок повторяет ее название. Педагог показывает, что кукла не хочет спать. Затем ребенок производит действия с игрушкой. 3. Упражнение с блоками «Дьёнеша», «Что изменилось?»
«Дорисуй вторую половину»
4. Ритуал прощания «Аплодисменты»
Занятие №6 Итоговое. Закрепление. Рекомендации.
Дети в возрасте 6-8 лет
Занятие №1 Вводное занятие. Знакомство. Наблюдение. Диагностика.
Занятие №2 Беседа об общей осведомленности. Уточнить элементарные представления о себе, своей семье, времени года. «Времена года» «Разложи по порядку» (расскажи, что изображено на картинках, «Бывает- не бывает»
Занятие №3 Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.
Формирование систем сенсорных эталонов цвета, развитие наглядно-действенного мышления
Упражнения на составление из пазлов целой картинки:
«Собери целое», «Угадай-ка» - создание проблемной ситуации.
«Угадай чего не стало»
Занятие №4 Формирование навыков коммуникативного общения, развивать эмоционально-волевую сферу, научить выражать эмоции и чувствовать эмоциональное состояние других людей.
1. Ребенку предлагается показать, с помощью мимики и жестов, как он читает книгу, загорает на песке, пьет горячий чай, убирается в комнате, смотрит смешной мультфильм.
Далее предлагается показать походку: человека, который неудачно пнул кирпич;, человека, оказавшегося ночью в лесу; человека, у которого жмут ботинки;, человека, у которого заболела спина;, капризного ребенка, которого ведут за руку;, человека, у которого много неприятностей;
2. Упражнения на осознание неконструктивности поведения (разыгрывание сцен неконструктивного поведения недавних реальных конфликтов).
3. Релаксация “Луг-лес-река-луг”
Занятие №5 Ребенку предлагаются игры на развитие сенсомоторной сферы - «Геометрический лабиринт», «Найди ошибку и исправь», «Много-мало», «Бусы для мамы» (нанизывание и чередование)
Занятие №6 Итоговое. Закрепление. Рекомендации.
Методические материалы
1. Васильева М. А., Комарова Т. С., Вераксы Н. Е. Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” М., Мозаика-Синтез, 2011
2. Нищева Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» СПб. -2015г.
3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». Просвещение, 2010 г.
4. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С. Г. Шевченко. М., Школьная Пресса, 2003.
5. Борякова Н. Ю. Касицына М. А. «Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития». М., 2004.
6. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. 1 год обучения. М., Гном-Пресс, 2002.
7. Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., АСТ, Астрель, 2008.
8. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., Гном-Пресс, 1999.
9. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми». М., 2015г.
10. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007г.
11. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии : Кн. для педагога-дефектолога. М. Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
12. Стребелева Е. А. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. М., Экзамен, 2004.
13. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., Каро, 2005.
14. Слепович Е. С., Поляков А. М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб. : Речь, 2008.- 247 с.
15. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь;
16. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии;