Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста

Ирина Владимировна Никифорова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Подготовка к обучению грамоте», составленное и разработанное на основе программ и пособий : М. М. Безруких «Ступеньки к грамоте», Р. Д. Тригер «Звуки речи,слова, предложения», Гаврина С. Е. «30 занятий для успешной подготовки к школе» и второе направление - «Математическое развитие», составленное на основе программ и пособий : М. М. Безруких «Ступеньки к школе», Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников».

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Ступеньки к школе“ детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. В связи с этим в данной программе работа с дошкольниками строится на основе следующей системы дидактических принципов

- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

- ведущей идеей первого направления данной программы является выработка у детей умений ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности;

- ведущей идеей второго направления программы является развитие познавательного интереса к математике через ознакомление детей с различными областями математической действительности.

1.1.1. Цель и задачи реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Цель программы : формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению читать и писать, развитие речи и произвольности психических процессов; развитие интереса детей к математике в процессе ознакомления с количеством и счетом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Задачи Программы :

1. Обучающие задачи:

1.1. Формирование умений звукобуквенного анализа: учить делить слова на слоги; различать звуки (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные); соотносить звук и букву; определять ударный слог; составлять предложение из двух, трех, четырех слов

1.2. Формирование выразительности речи: пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями; выработка дикции.

1.3. Развитие графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

1.4. Формирование умений принимать учебную задачу и решать ее самостоятельно.

1.5. Формирование навыков самоконтроля и самооценки выполненной работы.

1.6. Развитие мотивации учения

1.7. Развитие умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий на основе математических понятий.

2. Развивающие задачи:

2.1. Развитие фонематического слуха: развитие способности дифференцировать звуки; развитие умений слышать отдельные звуки в словах, определять место заданного звука в слове; интонационно выделять звуки в слове и произносить их изолированно.

2.2. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

2.3. Развитие произвольности психических процессов.

2.4. Развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей.

2.5. Развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий.

2.6. Развитие и формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии) в процессе решения математических задач.

3. Воспитательные задачи:

3.1. Развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формой осуществления образовательного процесса является учебная группа, с постоянным составом, составленная по возрастному принципу (дети от 5,5 до 6,5лет).

Набор детей в группы по программе «Ступеньки к школе» свободный, единственным условием является соответствующий возраст воспитанников.

Основание для отчисления – неспособность выполнять программу учебного года.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Процесс обучения чтению строится на следующих принципах:

Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).

1. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.

2. Принцип доступности и посильности : предполагает деление изучаемого материала на этапы и преподнесение его детям последовательными блоками и частями; учет индивидуальных особенностей детей.

3. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы по обучению детей чтению являются :

- системно - деятельностный - при разработке программы учитываются психологические и возрастные особенности воспитанников, что находит отражение в характерных для данного возраста формах детской деятельности;

- личностно - ориентированный - в процессе реализации программы ребенок принимается таким какой он есть, во всей совокупности его возрастных и индивидуальных особенностей, а также учитывается зона его ближайшего развития;

- культурно - антропологический - определение целевых ориентиров программы происходит на основе практики культурной идентификации, важно дать ребенку возможность почувствовать себя как хранителем культурного наследия своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной культурной реальности, способным понимать и принимать культурные различия как норму современной жизни.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы характеристики

Программа «Ступеньки к школе» реализуется в четыре этапа:

1 этап: диагностический.

Цель: набор детей в группы, мониторинг проведения ОД ДПО на начало учебного года.

2 этап: адаптационный.

Цель: окончательное формирование состава групп, адаптация детей.

3 этап: развивающий.

Цель: проведение развивающей ОД с детьми.

4 этап: итоговый

Цель: мониторинг проведения ОД ДПО на конец учебного года.

1.2. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

По окончании освоения Программы дети должны :

По направлению «Подготовка к обучению грамоте» к концу учебного года ребенок должен:

- знать буквы русского алфавита;

- писать буквы русского алфавита в клетке;

- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;

- определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;

- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);

- соотносить звук и букву;

- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком; - проводить звуковой анализ слов;

- читать небольшие слова, слоги, простые предложения;

- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение».

По направлению «Математическое развитие» к концу учебного года ребенок должен уметь:

- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

- находить части целого и целое по известным частям;

- сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами;

- считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 20;

- называть для каждого числа в пределах 20 предыдущее и последующее числа;

- определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

- соотносить цифру с количеством предметов;

- измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

- узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, цилиндр, конус, пирамиду и находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

- в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из этих частей;

- выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);

- называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития и уровня развития математических представлений ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия, изучение личностно-социального поведения.

Методы диагностики: диагностика готовности к чтению и письму детей 5,5 – 6,5 лет с использованием индивидуальной рабочей тетради, диагностических игровых заданий; диагностика уровня развития математических способностей с использованием диагностических игровых заданий, бесед; диагностика личностно-социальных проявлений ребенка дошкольника с помощью методики изучения личностно-социального поведения (модификация варианта Е. Г. Юдиной, Г. Б. Степановой, Е. Н. Денисовой) с использованием метода наблюдения; диагностика сформированности мотивации учения Л. А. Венгера.

Параметры оценки:

По направлению «Подготовка к обучению грамоте» :

1. Звуковая сторона и выразительность речи

2. Фонематический слух

3. Уровень развития моторики, графических навыков

4. Звукобуквенный анализ (место звука в слове, соотнесение звука и буквы)

По направлению «Математическое развитие» :

1. Общие понятия (свойства предметов, совокупность предметов)

2. Числа и операции над ними

3. Пространственно-временные представления

4. Геометрические фигуры и величины

2. Содержательный раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2.1. Тематическое планирование по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

2.2. Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Активно используются вариативные формы обучения:

- Фронтальная - подача учебного материала всему коллективу детей, на этих занятиях важен «эффект эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению (интегрированные и итоговые занятия, интеллектуальные игры).

- Индивидуальная - используется при возникновении затруднения, не уменьшая активности детей и содействуя выработке навыков самостоятельной работы. В индивидуальных занятиях нуждаются дети с явно выраженными способностями к той или иной деятельности, дети с доминирующим познавательным интересом;

- Подгрупповая (микрогруппы – 2 - 3 человека) – предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа индивидуализации сознательности и активности, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому выполнению задания. Особым приёмом при организации этой формы работы служит использование ориентировки детей на создание подгрупп с учётом их личных отношений и опыта работы. Для этого группа распределяется на более маленькие подгруппы. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но, ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

В процессе обучения детей согласно программе используются следующие основные методы:

наглядный

словесный

практический

Словесный метод является верховным, доминирующим.

Наглядный метод предусматривает непосредственный показ предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Практический метод заключается в систематической отработке умения и навыка путем ритмично повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе взаимодействия учащихся со взрослым. Функция метода направлена как на приобретение знаний, так и на перевод их в плоскость практических умений и навыков с последующим совершенствованием до репродуктивного и творческого уровня.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат детей, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных 4 скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и пр. этот материал представлен в каждом конспекте.

В программу занятий включено множество загадок. Все они на занятиях сопровождаются иллюстративным или игровым материалом - муляжами, игрушками и др.

Крайне необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных стадиях обучения чтению процесс понимания отстает от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Поэтому всегда пополняется словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр и пр.

Для отдыха и снятия напряжения подобраны небольшие физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

В качестве форм организации образовательного процесса применяются:

Дидактическая игра

Игры - задания

Создание игровых ситуаций

Сюрпризные моменты

Творческая работа (рисование)

Работа в тетрадях

2.3. Содержание педагогической диагностики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Педагогический анализ освоения детьми программного материала проводится 2 раза в год: первичный – в сентябре, итоговый – в мае.

Для оценки результативности работы используются элементы следующих диагностических методик - Н. Д. Трубниковой «Учебно-методическое пособие».

Показатели оценивания детей. Оценивание осуществляется по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень – самостоятельное выполнение задания.

Средний уровень – выполнение задания с помощью педагога.

Низкий уровень – задание не выполняет.

1. Хлопни, если услышишь звук.

2. Отбери картинки на заданный звук.

3. Назови первый звук в слове, последний.

4. Определи место звука в слове – начало, середина, конец слова.

5. Определи количество слогов, гласных, согласных.

6. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением.

7. Прочитать прямые слоги. са, шу, ха, ну, ос, ры, да.

8. Прочитать слоги со стечением согласных. ста, кро,сто, пла.

9. Читать слова, предложения.

10. Читать текст, понимать прочитанное.

1. Цифры

2. Числа от 1 до 20

3. Название геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, многоугольник

4. Название линий: прямая, кривая, ломаная

5. Математические знаки <, >, =, +, -

6. Вести порядковый счёт (прямой и обратный) в пределах 20

7. Ориентироваться по числовому ряду

8. Сравнивать числа

9. Соотносить число с количеством предметов

10. Называть состав чисел первого десятка

11. Решать примеры на сложение и вычитание с помощью наглядного счётного материала

12. Составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание

13. Записывать знаки <, >, =, +, -

14. Различать геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг

15. Различать линии: прямые, кривые, ломаные

16. Ориентироваться на листе бумаги в клетку

2.4 Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной

аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся по освоению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально - педагогической направленности подготовка детей к школе.

«Ступеньки к школе» для детей 5,5 – 6,5 лет проходит 1 раз в год в мае в форме тестирования.

Методическое обеспечение программы :

1. Г. А. Глинка Буду говорить, читать, писать правильно - М. : Мозаика Синтез, 2010г.

2 Е. А. Панова Дидактические игры и занятия в ДОУ – Москва, 1999г.

3 С. О. Филиппова Подготовка дошкольников к обучению чтению - Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008

4. Т. В. Кабанова, О. В. Домнина Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-7 лет с речевыми нарушениями - Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2008

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная-дополнительная общеразвивающая программа «Техно-детки» «ТЕХНО-ДЕТКИ» Дополнительная образовательная – дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для детей 4–5 лет «Театр» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театр» для детей 4 – 5 лет муниципального автономного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сюрприз» Министерство образования и науки Республики Бурятия Комитет по образованию г. Улан-Удэ Муниципальное автономное учреждение дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июня 2019 в 12:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Никифорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД