Ткаченко Наталья
Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет «Логоритмика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма».
Всё в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, лёгкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа коррекционной направленности для детей 3–4 лет „Логоритмика для малышей“» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребё нка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т. к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Тема берётся на одно-два занятия в зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Направленность программы : тематическая направленность и организационная вариативность программы кружка способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Содержание данной программы охватывает широкий круг деятельности детей дошкольного возраста, что позволяет уже на раннем этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи, физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растёт количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед педагогом стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Занятия строятся на основе принципов:
o доступности;
o вариативности;
o развивающего характера обучения;
o психологического комфорта ребенка.
Цель:
• развитие музыкально-речевых способностей у детей;
• использование музыкально-логопедической ритмики, как средства
в проведении оздоровительно - образовательного процесса с детьми;
• преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции неречевых и речевых психических функций ребёнка через музыку и движение;
• адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи:
• создание на занятиях атмосферы праздника, радости;
• развитие речи, чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка;
• развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
• выработка чёткости координированных движений во взаимосвязи
с речью;
• развитие слухового внимания и памяти;
• укрепление костно-мышечного аппарата;
• развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, чувства равновесия, правильной осанки, походки, грации движения;
• развитие коммуникативных способностей общение детей друг
с другом, творческое использование музыкально-ритмических навыков в повседневной жизни.
Программа расчитана для детей 3-4 лет, продолжительность обучения 1 год.
В подгруппе могут заниматься до 10 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятия 15 минут.
Взаимодействие с родителями:
индивидуальные консультации;
тематические консультации (с соответствующей наглядной информацией);
анкетирование;
информирование о результативности работы;
открытые занятия.
Предполагаемый результат:
сформированность умений ритмично выполнять движения
в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
способность правильно выполнять артикуляции звуков;
сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
улучшение осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, гимнастики для глаз;
способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
улучшения показателей развития речи;
воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Развивающая среда:
размещение в группах альбомов с примерами артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, динамических упражнений, массажа, дыхательных упражнений, мимических упражнений;
размещение в группах атрибутов различных игр для самостоятельной деятельности детей.
Использование наглядного материала:
иллюстрации и репродукции;
дидактический материал;
игровые атрибуты;
музыкальные инструменты;
аудиоматериалы;
индивидуальные зеркала.
Структура логоритмического занятия :
1. Вводная часть длится 3 минуты: используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2. Основная часть занимает 10 минут: включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры, упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения, упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений, общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
3. Заключительная часть занимает 2 минуты: упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного
образования
Календарно-тематический план
Месяц № занятия Название занятия Число и продолжительность занятий в неделю
Сентябрь 1
2
3
4 Солнышко и дождик
Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик
1 по 15 минут
Октябрь 5
6
7
8 Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Весёлый огород
1 по 15 минут
Ноябрь 9
10
11
12 Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
1 по 15 минут
Декабрь 13
14
15
16 Зима в лесу
Дед Мороз спешит на ёлку
Украшаем ёлочку
Наступает Новый год
1 по 15 минут
Январь 17
18
19
20 Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
1 по 15 минут
Февраль 21
22
23
24 Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
1 по 15 минут
Март 25
26
27
28 Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрёшки
Весеннее солнышко
1 по 15 минут
Апрель 29
30
31
32 Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеёк
Кораблик
1 по 15 минут
Май 33
34
35
36 Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд
1 по 15 минут
ИТОГО ЗАНЯТИЙ В ГОД
36
Литература:
• М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
• О. А. Новиковская «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
• Е. М. Тимофеева, Е. И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
• Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
• Аудиодиск Железновой.