Ольга Лазарева
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Музыка — один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа „Игровая ритмика“ для детей от 2 до 3 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Приобщение малышей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности, оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства.
Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей : совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Все виды музыкально-ритмической деятельности способствуют правильному выполнению основных движений, повышают их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Совершенствуются музыкально-
эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения.
Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Каждое музыкально-ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания взрослого. Следовательно, эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность направлена на воспитание у каждого ребенка эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного (для каждого возраста) и педагогически оправданного репертуара.
Новизна данной программы заключается в использовании на занятии игровых музыкально-двигательных упражнений для детей раннего возраста, которые имеют особую значимость, поскольку являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия. На занятии дети вначале слушают музыку, у них возникают определенные эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.
Актуальность программы обусловлена тем, что в свою очередь музыкально-ритмические занятия с детьми, благотворно влияют на психо -эмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.
Программа разработана на основе программы «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко, А. Бурениной и представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений.
Отличительная особенность данной образовательной программы, от уже существующих в этой области, заключается в тщательном подборе музыки, специально подготовленных фонограммах с точно выверенным темпом (умеренным) и временем звучания. Репертуар сочетает в себе как хорошо известные, так и новые музыкальные произведения.
Направленность программы – художественная
Срок реализации программы - один учебный год
Возраст детей – 2-3 года
Количество занятий: в неделю -2; в год- 70 занятий
Продолжительность каждого занятия - 10 минут.
Поскольку программа рассчитана для детей раннего дошкольного возраста и имеет общекультурный уровень усвоения, а дети в этом возрасте непоседливы и любознательны, чтобы сохранить интерес к занятиям применяются различные методы и формы обучения:
• беседа - позволяет психологически подготовить детей к физическим нагрузкам;
• рассказ - с его помощью раскрывается художественно - эстетическое содержание изучаемого материала;
• объяснение - позволяет добиться грамотного исполнения элементарных танцевальных движений;
• репродуктивный метод - наглядная демонстрация.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы :
1. Обогатить музыкальные впечатления детей, создать радостное настроение;
2. Развить эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения;
3. Воспитать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
1. Развить музыкальный слух:
• музыкальные сенсорные способности (различие динамики, продолжительности, высоты и тембра музыкального звука);
• чувство ритма - способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии (а при четком, акцентированном ритме — отмечать сильную долю);
• слуховое внимание - умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
• способность менять темп (контрастный - быстро-медленно) и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
2. Развить двигательную сферу — формировать основные двигательные навыки и умения (ходьбы, бега, прыжков, развить пружинные, маховые движения, выразительные жесты, элементы плясовых движений ("фонарики", топающий шаг и др.); развить выразительность движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей (Зайчиков, Мишек, Птичек и пр.);
3. Развить элементарные умения пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться "стайкой" за ведущим, по кругу, вперед и назад.
4. Воспитать интерес к музыкально-ритмическим движениям.
1.3. Содержание программы
Осенний период - один из самых сложных для ребенка, его родителей и педагогов, так как именно в этом возрасте (на 3-м году жизни) детей чаще всего впервые приводят в детский сад. Адаптация малышей к жизни в группе детей часто проходит очень напряженно, иногда болезненно. Отсюда главная задача музыкально-ритмического воспитания - использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Вызвать у ребенка радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем обучить каким-либо движениям и умениям.
В зимний период развитие детей в музыкально-ритмической деятельности происходит более интенсивно: меньше времени тратится на установление контакта, у детей уже вырабатывается своеобразный рефлекс на музыкальный зал. Появляется возможность, больше внимания уделить качеству движения и при этом добиваясь более четких, рит-мичных и уверенных движений.
К концу зимы движения детей становятся заметно более уверенными и координированными. Исполнение упражнений по показу педагога отличается слаженностью и синхронностью (чего трудно было добиться в начале года).
В третьем квартале детям предлагаются музыкально-ритмические упражнения, включающие новые, более сложные движения.
Задачи музыкально-ритмического воспитания детей по сути те же, что и в предыдущем квартале, однако нагрузка на занятиях немного увеличивается, предлагается исполнять большее количество упражнений подряд (на 1-2 композиции).