Ирина Соколова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир»
Пояснительная записка.
Во время работы с детьми средней группы по художественному творчеству, рисованию передо мною возникла проблема – дети бояться рисовать. На вопрос «Почему?» большинство детей отвечало одинаково: «Я не умею, у меня ничего не получается». Проанализировав результаты диагностирования было выявлено ряд трудностей:
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Волшебный мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
- высокий процент детей неуверенных в своих силах
- слабо развита мелкая моторика руки
- слабо развито чувство композиции
- слабо развиты творческие способности
Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками стало применение мною в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования, так как это способствует:
- снятию детских страхов
- развивает уверенность в своих силах
- развивает пространственное мышление
- учит детей свободно выражать свой замысел
- побуждает к творческим поискам и решениям
- учит детей работать с разнообразными материалами, т. е. экспериментировать
Интеграция видов художественно - эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами. Экспериментирование привлекает детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, применять в рисовании элементы аппликации. На протяжении занятия дети получают положительные эмоции. Таким образом в процессе экспериментирования ребёнок переносит и включает обыденные, очевидные свойства знакомых предметов в контекст новых ситуаций, также раскрывает для себя новые творческие способности, уверенность в своих силах. В ходе эксперимента предъявленная задача преобразуется в смысловую, усиливается развитый потенциал мышления.
С этой целью мною была разработана программа дополнительного образования «Волшебный мир», которая составлена на основе программы Лыковой И. А. «Художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет Цветные ладошки» и учебно - методического пособия Лыковой И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду - средняя группа».
Нормативно – правовая база
* Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12г. № 273 ФЗ
* Постановление Правительства РФ от 15.08.13г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»;
* Постановление Министерства образования и науки РФ от 29. 08.13г. № 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
* Приказ Минобрнауки России от 25.10.13г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;
* Письмо Министерства образования РФ от 18.06.03г. Мs 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
Направленность программы : работа по развитию творческих способностей детей к восприятию и созданию художественных образов, формированию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
Новизна и актуальность: программа ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учётом особенностей детей 4-5 лет и даёт возможность развивать не только изобразительные навыки, но и речевые и интеллектуальные через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видом деятельности в рамках данной методики выступает процесс экспериментирования с художественными материалами.
Направления работы :
1. Теоретическое: знакомство детей с произведениями разных видов изобразительного искусства.
2. Практическое: обучение приёмам свободного экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами.
Перечень дисциплин (модулей) :
1. Рисование предметное по замыслу.
2. Рисование сюжетное с элементами аппликации.
3. Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.
Цель программы :
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность, специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Формировать интерес и положительное отношение к изобразительной деятельности, развитие речи, фантазии, творчества, знакомить с окружающим миром, способствовать личностному и эстетическому развитию.
Задачи обучения:
1. Заинтересовать детей рисованием посредством применения свободного экспериментирования.
2. Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
3. Научить детей рисовать сюжеты, применяя элементы аппликации, создавать композиции, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
4. Развивать чувство ритма и цвета, свободно применять разные декоративные элементы, экспериментировать с красками для получения разных оттенков цвета. 5. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними.
6. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности. .
К концу года дети должны уметь:
* Самостоятельно передавать в рисунке одну и ту же форму или образ в разных техниках.
*Применять приёмы декорирования аппликативного образа.
- формы ритма красочных мазков и пятен.
- чередование бумажных полосок, чередующихся по цвету.
*применять в работе новый способ выбора сюжета- через видоискатель (картонная рамка).
*Создавать композиции с передачей настроения, применяя нетрадиционные техники рисования.
- экспериментирование с художественными материалами для получения более выразительного образа.
*свободно применять разные виды элементов кружевоплетения.
Отличительными особенностями данной программы является интеграция видов художественно- эстетической деятельности экспериментирования с художественными материалами; социально-личностная направленность программных задач.
Возраст детей: программа составлена для детей среднего возраста. (4- 5 лет)
Сроки реализации программы : 8 месяцев.
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в группе, организация ежемесячных выставок.
Длительность занятий: зависит от возраста детей и составляет 15- 20 минут с периодичностью 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Способы проверки знаний, умений, навыков
- начальная диагностика (собеседование);
- итоговая диагностика (карта диагностики)
Организационно- педагогические условия.
Реализация программы строится на следующих принципах:
1. Поощрение стремления к изодеятельности.
2. Формирование умений и навыков.
3. Умение экспериментировать с художественными материалами на более высоком уровне.
4. Укрепление уверенности детей в творческих возможностях.
Педагог должен иметь среднее специальное или высшее педагогическое образование и пройденные авторские курсы по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки».
Методические рекомендации по структуре занятий:
Вводная часть: рассматривание различных видов пособий, игровые ситуации, беседы познавательного характера, объяснения педагога.
Основная часть: работа детей. (индивидуальная, коллективная, в парах)
Заключительная часть: рассматривание рисунков, завершение оформления композиций.
Учебно - тематический план.
№ п\п модуль Тема занятия Количество часов
1 Рисование предметное по замыслу Диагностика (октябрь) 1
Диагностика 1
Храбрый петушок. 1
Арбузная долька. 1
Вот ёжик ни головы, ни ножек. 1
Игрушка для новогодней ёлки. 1
Весёлый снеговик. 1
Любимая игрушка. 1
Весенний цветок. 1
Черепаха. 1
2 Рисование сюжетное с элементами аппликации Храбрый мышонок. 1
Птицы на рябине. 1
Зайка серенький стал беленьким. 1
Хоровод под новый год. 1
Кто- кто в рукавичке живёт. 1
По реке плывёт кораблик. 1
Кошка с воздушными шарами. 1
Рыбки в море. 1
Весенняя прогулка 1
У солнышка в гостях. 1
3 Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения Беседа о вологодском кружеве. 1
Встреча с мастерами кружевоплетения. 1
Рисование в альбоме «Наш вернисаж». 1
Морозные узоры. 1
Новогодняя ёлка 1
Весеннее дерево. 1
Нежная бабочка. 1
Кружевной домик. 1
Весеннее солнышко. 1
Диагностика (май) 1
диагностика 1
итоговое 1