Татьяна Новикова
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ИЗО-студия для малышей»
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ИЗО-студия для малышей»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации программы : 1 год
Составитель: Новикова Татьяна Викторовна,
педагог дополнительного образования
С. Песчаное, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности „ИЗО-студия для малышей“» размещена в разделах
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО-студия для малышей» составлена на основе нормативной базы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Государственная программа «Развитие образования» : утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
- Национальный проект «Образование» : утвержден протоколом № 10 от 03.09.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и проектам;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- «Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года», утверждённой распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р.
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 9 ноября 2018 г. №196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)
- (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты от 05.05.2018 № 298н;
- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области»;
- Устав муниципального казенного образовательного учреждения «Песчанская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области.
Актуальность.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и эстетического воспитания ребенка, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им произведению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Новизна программы заключается во включении в программу разнообразных тематических модулей, позволяющих детям освоить различные техники рисования.
Педагогическая целесообразность. Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта креативной деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует творческое развитие ребенка.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через игровые занятия, творческие мастерские и работу с художественным материалом. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая.
Отличительные особенности программы : Отличие данной программы в том, что дети впервые знакомятся с различными техниками рисования.
Адресат программы : обучение по программе осуществляется с детьми от 5 до 7 лет. Обучающиеся в этом возрасте имеют потребность в реализации своих эмоциональных состояний через творческое отображение действительности.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения:
-общее количество часов в год - 36 ч;
- количество учебных недель - 36.
- количество часов в неделю –1 ч;
- периодичность – 1 раз в неделю продолжительностью – по 1 академическому часу. Продолжительность одного академического часа – 45 минут.
Состав группы – 15 детей.
Уровень сложности программы – базовый;
Начало учебного года-1 сентября, окончание учебного года - 31 мая.
Адресат программы. Программа адресована дошкольникам от 5 до 7 лет и реализуется в группах дошкольного образования.
Форма обучения – очная, возможно применение электронных и дистанционных образовательных технологий.
Цель:
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.
Задачи:
Вызвать интерес детей к изобразительной деятельности.
Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Вызывать положительный эмоциональный отклик, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия.
Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности –
рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
Занятия по рисованию формируют и развивают ребёнка всесторонне, используемые методы:
позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Мнение современных учё ных таково: работа пальцев способствует развитию речи. В рисунке повествовать значительно проще; рисуя, ребёнок отражает знания о мире, осознаёт себя в нём. Предварительно нарисовав событие, ребёнку легче рассказать о нём. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать ребёнку также необходимо, как и разговаривать. «Если ребёнок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» - писал Ушинский. А если эта картина создана руками и воображением самого ребёнка! Рисование становится незаменимой и своевременной помощью при решении речевых задач. Это ещё и огромный источник радости!
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Есть утверждение, что нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Методическое обеспечение. Нетрадиционные техники (приложение №1) :
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ватными палочками. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Монотипия пейзажная.
Материалы к занятиям:
– Материально-техническое обеспечение
– Учебный кабинет имеет естественное и искусственное освещение, соответствующее установленным нормам; центральное отопление; температурно-влажностный режим соответствует действующим нормам, между занятиями осуществляется проветривание; установлена и работает пожарная сигнализация, имеются столы, стулья, вытяжной шкаф, рукомойник.
– акварельные краски, гуашь;
– восковые и масляные мелки, свеча;
– ватные палочки;
– коктейльные трубочки;
– матерчатые салфетки;
– стаканы для воды;
– подставки под кисти;
– кисти разного размера;
– бумага для рисования.
– Кадровое обеспечение.
– Реализацию программы обеспечивает Новикова Т. В. педагог дополнительного образования, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности дошкольной группы, имеющей среднее специальное педагогическое образование.
– Методическое обеспечение программы
Раздел или тема программы Формы занятия Приемы и методы организации образовательной деятельности (в рамках занятия) Дидактический материал Техническое оснащение занятий Формы проведения итогов
Тычок жесткой полусухой кистью Беседа, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ
Оттиск смятой бумагой Беседа, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ
Рисование пальчиками Беседа, игра, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ
Восковые мелки и акварель Беседа, практическая работа, виртуальная экскурсия Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы, ноутбук Презентация работ
Свеча и акварель Беседа, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ, выставка работ
Набрызг Беседа, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ, выставка работ
Отпечатки листьев Беседа, практическая работа Наблюдение, показ иллюстраций, самостоятельная работа. Образцы рисунков, иллюстрации. Художественные материалы Презентация работ
– Воспитательная работа
– Воспитательная работа с обучающимися ведется в течение всего периода обучения.
№ п/п Тема мероприятия Форма проведения
1. «Пальчик, пальчик нарисуй» Творческо-развлекательная игра
2. «Художественные материалы» Экскурсия
3. «Идем в музей» Виртуальная экскурсия
4. «Подари маме рисунок» Акция
–
Ожидаемый результат работы объединения дополнительного образования :
В результате работы дети овладевают умениями изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. У детей развивается эстетическое восприятие, художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.
Продукты деятельности в объединении «ИЗО студия для малышей» представляются на ежемесячных выставках детских работ для родителей, на тематических выставках в ДОУ. Работы детей участвуют в районных, окружных, городских… выставках и конкурсах в течение учебного года.
Календарно -тематическое планирование
Методическая работа
Планирование работы
Составление рабочей программы
Формирование списков групп
Ведение табеля и журнала
Выступления на родительских собраниях в группах дошкольного структурного подразделения
Работа с родителями по заключению договоров
Размещение объявлений о работе объединения дополнительного образования
Открытые занятия для родителей и педагогов
Мастер-класс для педагогов
Выступление на педсовете
Предполагаемый результат
Выставки работ для родителей
Тематические выставки учреждения
Участие в конкурсах, фестивалях
Открытые занятия, мастер-классы для родителей и педагогов
Используемая литература:
1. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
3. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
4. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
5. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
7. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
8. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
9. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. – 256с
10. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М. : Педагогическое общество России, 2002.
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М. : МИПКРО, 2003.
12. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5- 7 лет. – Москва, 2001.
13. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
14. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.