Елена Александровна Галкина
Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Здоровый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Тип программы : модифицированная
Образовательная область: плавание
Направленность деятельности : социально-педагогическая
Способ освоения содержания образования: репродуктивный
Уровень освоения содержания образования: общекультурный
Возрастной уровень реализации программы : 6-7 лет
Форма реализации программы : групповая, индивидуальная
Продолжительность реализации программы : 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности „Здоровый ребенок“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Календарный учебный график
5. Методическое обеспечение программы
6. Материально-техническое обеспечение программы
7. Список литературы
8. Приложения
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
•Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
•Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
•Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
•«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
•Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
•Устав МКУ ДО «Аквамарин», нормативные и локальные акты учреждения.
Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровый ребенок» социально-педагогической направленности.
Обучение детей плаванию является образовательной услугой и способствует реализации потребности детей в двигательной активности, закаливанию детского организма и укреплению здоровья детей.
Обучение плаванию в детском саду - одно из важнейших звеньев в воспитании и развитии ребенка. Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепризнанным.
Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками — это поддержание положительного отношения детей к занятиям. На всех этапах обучения необходимо стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли детям удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению научиться плавать.
Актуальность программы.
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития как умственного, так и физического. В это время ребенок получает и усваивает информацию в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Плавание благотворно не только для физического развития ребёнка, но и для формирования его личности.
Дополнительная общеобразовательная программа направлена на социальную адаптацию детей дошкольного возраста путем обучения плаванию.
Новизна программы заключается в том, что обучение детей дошкольного возраста плаванию начинается с погружений под воду.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для воспитания смелости, дисциплинированности, уравновешенности у детей, способствуют развитию умения действовать в коллективе, помогать друг другу. Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь и является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях.
ЦЕЛЬ программы – обучение плаванию детей дошкольного возраста посещающих дошкольное образовательное учреждение
ЗАДАЧИ программы :
Оздоровительные :
- приобщать ребенка к здоровому образу жизни
Образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки
Воспитательные:
- воспитывать двигательную культуру
Отличительные особенности программы заключаются, в том, что она направлена на физическое развитие детей и является «дополнением» к основной программе «Обучение плаванию дошкольников» Т. И. Осокиной
Данная программа предназначена для детей ДОУ подготовительной группы (6-7 лет). К занятиям по плаванию допускаются дети без противопоказаний по состоянию здоровья, при наличии медицинской справки. Количество детей в группе не должно превышать 12
Срок реализации программы 1 год и рассчитан на 36 занятий
Основной формой проведения занятий является урок. Помимо этого используются игры и развлечения в воде. Такие формы проведения занятий, повышают интерес к ним. Также проводятся игры и эстафеты, в которых есть элементы соревнования.
Решению поставленных задач способствуют следующие методы и формы работы:
- Обучающие занятия;
- Закрепляющие занятия;
- Итоговые занятия.
Режим занятий
Обучение плаванию детей дошкольного возраста по данной рабочей программе проходит в крытом бассейне (малая ванна, расположенном в здании по улице Титова,2 МКУ ДО «Аквамарин» города Пласта.
Занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность занятий – 30 мин.
Этапы обучения (условные) :
Первый этап начинается с ознакомления ребенка с водой, и её свойствами. Погружениями под воду (спрятать глазки, приседания под воду, доставание предметов со дна бассейна). Этот этап обучения продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы короткое время, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд.
На третьем этапе идет обучение движений ногами и руками кролем с помощью доски и поплавка, а так же согласованное движение ног и рук с дыханием.
Ожидаемый результат:
• дети без боязни держатся на воде, играют;
• выполняют упражнения «Звездочка», «Поплавок»;
• выполняют скольжение и элементы техники плавания кролем на груди
Способы определения результативности программы дополнительного образования : результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце (май).
На контрольном занятии ребенку предлагается показать свои умения, выполнить конкретные упражнения для данного этапа обучения.
Оценка умений и навыков проводится по трем уровням: оптимальный, допустимый, недопустимый.
Оптимальный уровень (4-5 баллов) - упражнение выполняется уверенно, с соблюдением основных требований к технике данного упражнения.
Допустимый уровень (3-3.9 баллов) - упражнение выполняется уверенно, но есть незначительные ошибки в технике.
Недопустимый уровень (1-2 баллов) - упражнение выполняется неуверенно, есть грубые ошибки в технике.
Контрольный срез (тест) :
Ф. И.
ребенка Гигиенические процедуры Дыхание Скольжение на груди Участие в играх Плавание кролем
начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года начало года конец года
Для отслеживания результативности можно использовать:
педагогический мониторинг, включающий контрольные задания, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы
Виды контроля
•Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
•Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы отражают достижения каждого обучающегося. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы.
К ним относятся: карты оценки результатов освоения программы
2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Наименование темы Количество часов Фома аттестации/ контроля
Всего Теория Практика
1 Правила поведения в бассейне
1 1 Беседа
2 Подготовительные упражнения в воде
Погружения и открывание глаз в воде
Всплывание и лежание на воде
Игры на воде 3
2
2
1
3
2
2
1 Текущий контроль;
Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
3
Скольжение на груди и спине
Игры на воде
4
2
4
2 Текущий контроль;
Педагогическое наблюдение;
самостоятельная работа
4
Выдохи в воду
Игры на воде
2
1
2
1 Текущий контроль Педагогическое наблюдение;
самостоятельная работа
5
«Кроль» :
Движения ногами
Движения руками
Согласованное движение ног и рук
Игры на воде
5
4
5
2
5
4
5
2 Текущий контроль Педагогическое наблюдение;
самостоятельная работа
6
Контроль приобретенных навыков
2
2 Итоговый контроль
Тестирование
ИТОГО:
36
1
35
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Правила поведения на занятиях по плаванию
До начала организации плавания в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде.
Обеспечение безопасности при организации плавания с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:
• Не проводить непосредственно образовательную деятельность по плаванию с группами, превышающими 12 человек.
• Допускать детей к непосредственно образовательной деятельности только с разрешения врача.
• Не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду и ныряния.
• Не разрешать детям толкать друг друга и погружать с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется.
• Приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с разрешения преподавателя.
• Научить детей пользоваться спасательными средствами.
• Во время непосредственно образовательной деятельности внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого воспитанника отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку.
• Обеспечить обязательное присутствие медсестры при проведении непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
• При появлении признаков переохлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ) вывести ребенка из воды и дать ему согреться.
• Соблюдать методическую последовательность обучения.
• Знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья и плавательную подготовку каждого ребенка.
• Не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения плавательной дистанции.
• Добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения безопасности непосредственно образовательной деятельности по плаванию.
Каждый воспитанник должен знать и соблюдать следующие правила поведения в бассейне:
• не бегать в помещении бассейна;
• внимательно слушать задание и выполнять его;
• входить в воду только по разрешению преподавателя;
• спускаться по лестнице спиной к воде;
• не стоять без движений в воде;
• не мешать друг другу, окунаться;
• не наталкиваться друг на друга;
• не кричать;
• не звать нарочно на помощь;
• не топить друг друга;
• проситься выйти по необходимости;
• выходить быстро по команде педагога.
Соблюдение правил поведения в бассейне при организации плавания с детьми дошкольного возраста способствует обеспечению безопасности при проведении непосредственно образовательной деятельности.
2. Выполнение подготовительных упражнений в воде помогают новичку ознакомиться с физическими свойствами воды, испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду, выработать умение ориентироваться в непривычных условиях водной среды.
Умение погружаться в воду, открывая глаза в воде, получаемое на первых уроках является необходимой составляющей грамотного передвижения в воде. Навыки погружения в воду с головой облегчают овладение такими элементами прикладного плавания, как ныряние в длину и глубину.
Всплывания и лежания знакомят с непривычным состоянием гидростатической невесомости, помогают научиться лежать на воде в горизонтальном положении и освоить возможность изменения положения тела в воде.
Все упражнения с погружениями выполняются на задержке дыхания после вдоха. Упражнения «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» и основные положения тела при скольжении предварительно имитируются на суше.
3. Скольжения на груди и спине составляют основу навыка плавания. Выполнение скольжения с доской, поплавком. Скольжения с различными положениями рук помогают освоить рабочую позу пловца – равновесие, обтекаемое положение тела, умение максимально выскальзывать вперед после каждого гребка, что является показателем хорошей техники плавания.
4. Выдохи в воду Умение задерживать дыхание и выполнять выдох в воду является основой для постановки ритмичного дыхания при плавании.
5. «Кроль» - способ плавания, при котором руки совершают гребки попеременно, а ноги совершают попеременное непрерывное движение «как ножницы». Это самый быстрый способ передвижения в воде.
Навыки плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию.
6. Контроль приобретенных навыков. Проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце (май).
4. Календарный учебный график
№
п\п Месяц Число Время проведения занятий Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 Октябрь Согласно расписанию Урок 1
1
1
1 Правила поведения в бассейне
Подготовительные упражнения в воде
Контроль приобретенных навыков
Игры на воде бассейн Беседа
Педагогическое наблюдение
Тестирование
2 Ноябрь
Согласно расписанию
Урок
2
2
Погружения и открывание глаз в воде
Всплывание и лежание на воде
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
3 Декабрь
Согласно расписанию
Урок
3
1
Скольжение на груди и спине
Игры на воде
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
4 Январь
Согласно расписанию
Урок
1
2
1 Скольжение на груди и спине
Движения ногами
Игры на воде
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
5 Февраль
Согласно расписанию
Урок
1
3 Выдохи в воду
Движения ногами
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
6 Март
Согласно расписанию Урок
1
4
1 Выдохи в воду
Движения руками
Игры на воде
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
7 Апрель
Согласно расписанию Урок
2
1
1 Движения руками
Согласованное движение ног и рук
Игры на воде
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
8 Май
Согласно расписанию Урок
2
1
Согласованное движение ног и рук
Контроль приобретенных навыков
бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа
9 Июнь
Согласно расписанию Урок
1
2
Согласованное движение ног и рук
Игры на воде бассейн Педагогическое наблюдение; самостоятельная работа;
тестирование
Итого: 36
5. Методическое обеспечение программы
Формы организации обучения:
•по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие, занятие по контролю знаний, умений и навыков;
•по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей — занятие – игра, соревнования.
Методы обучения:
•словесные (беседа, объяснение, анализ);
•наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения; наблюдения; показ по образцу и т. д.);
•практические (тренировочные упражнения).
Принципы обучения плаванию
1. Систематичность. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе, что дат больший эффект, чем эпизодические.
2. Доступность. Упражнения и задания в воде, а также физическая нагрузка должны быть доступны детям данного возраста.
3. Активность. Разнообразие занятий, повышение активности детей за счет включения в образовательный процесс игровых элементов, что будет делать процесс обучения интересным.
4. Наглядность. Объяснение сопровождающееся показом упражнений, а также применение наглядных пособий - схем, плакатов и т. д
5. Последовательность и постепенность. Простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых движений. К ним приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих упражнений.
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей:
- подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в воде);
- основная часть (специальные и подготовительные упражнения);
- заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
• тестирование
Способами определения результативности реализации данной программы является педагогический мониторинг.
6. Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в МКУ ДО «Аквамарин» г. Пласт, ул. Титова,2 (малая ванна). Бассейн оснащен раздевалками и душевыми.
Малая ванна имеет размер:
длина – 10 м., ширина – 6 м.
минимальная глубина – 0,9м.
максимальная глубина – 1,1 м.
Учебный инвентарь бассейна: круги, спасательные пояса, поплавки, нарукавники, нудлсы (аквапалка, резиновые мячи, тонущие предметы и др.
Экипировка пловца: купальный костюм, сланцы, шапочка, полотенце, мочалка, мыло (гель д/душа).
В бассейне имеется инвентарь и оборудование для обеспечения
безопасности и страховки детей во время занятий:
- спасательные круги;
- плавательные доски, поплавки,
- нудлсы.
В бассейне имеются пособия, которые предназначены, для
наиболее эффективной организации занятий:
- резиновые и пластмассовые игрушки;
- тонущие игрушки, шайбы;
- обручи, мячи разного размера.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова Н. Ж. Плавание / М: Физкультура и спорт, 2016г
2. Белиц-Гейман С. В. Плавание/ М: Просвещение, 2012г.
3. Велитченко В. К. Как научиться плавать /М. :Терра-Спорт, 2015-96с.
4. Викулов А. Д. Плавание. М: Владос-пресс,2013.
5. Карпенко Е. Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2016г
6. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений /Блайт Люсеро - М. : Эксмо, 2011.
7. Макаренко Л. П. Подготовка юных пловцов. / Макаренко Л. П. –М. : Физкультура и спорт, 2016.-288с.
8. Петрова Н. Л. Баранов В. А. Обучение детей плаванию в раннем возрасте / Москва 2014
Список литературы для родителей
1. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание /М. : ООО «Издательство АСТ», 2015г.
2. Мухортова Е. Ю Обучение плаванию малышей /Москва «Физкультура и спорт» - 2016г.
3. Карпенко Е. Н. «Плавание: игровой метод обучения» / Москва, 2016г
Список литературы для обучающихся
1. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. М: Физкультура и спорт, 2016г.
2. Велитченко В. К. Как научиться плавать /М. :Терра-Спорт, 2015г
3. Коротков Н. М. «Подвижные игры» / Москва, «Знание», 2016г