Смирнова Юлия
Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности «Лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Дошкольный возраст время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств. воспитание духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творческой инициативной личности. Первична эмоционально-душевная сторона личности, именно она в основных чертах формируется в дошкольном возрасте. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотьемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.
Публикация «Программа дополнительного образования по социально-педагогической направленности „Лукошко“» размещена в разделах
Во все времена, во всех народах основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к Отечественному наследию воспитывает уважения, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчества оказываются предметом особой гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение в жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в тоже время за весь народ.
Цель- развитие нравственных качеств личности ребенка через познание русской народной культуры.
Задачи:
-Формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к культурному наследию
- Знакомство детей с народными праздниками, традициями.
-Воспитание любви и интереса к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм
- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
• чтения педагогом рассказов;
• наблюдений;
• показа сказок (педагогом, детьми);
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
• проведения дидактических игр;
• экскурсий по поселку, целевых прогулок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтения литературных произведений воспитателем;
• чтения стихотворений детьми, воспитателем;
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбора житейских ситуаций;
• проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
• чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
• организовывать продуктивную деятельность;
• провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• оформить коллекцию семян для занятия;
• организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
• провести экскурсии различной направленности;
• организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
• изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
• НОД, беседы, сюжетно-ролевые игры нравственного содержания.
• Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
• Проведение совместных праздников.
• Просмотр фильмов, использование аудиозаписей.
• Экскурсии, целевые прогулки (по поселку)
• Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
• Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
• Создание этнографического мини- музея в ДОУ.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
• родительские собрания на нравственные темы;
• открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
• вечера вопросов и ответов;
• проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
• индивидуальные консультации;
• наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
• экскурсии;
• совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
• помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов.
Ожидаемые результаты:
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, уважение к взрослым и сверстникам.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сочувствие.
• Достижение эмоционального благополучия каждого ребенка.
• Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
• Воспитание положительного отношения к труду.
• Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Перспективный план на 2014- 2015 г
Тема Цель Сроки
Занятие № 1 «Диагностическое обследование детей». Проверить уровень знаний детей данной темы. Октябрь
Занятие № 1 «Приглашаем в гости к нам». Учить детей быть вежливыми. Ноябрь
Занятие № 2 «Во саду, ли в огороде». Расширить знания об овощах, ягодах. Разучить потешку «Наш козел». Ноябрь
Занятие № 3 «Лисичка со скалочкой». Познакомить с предметом обихода - скалкой. Познакомить со сказкой «Лисичка со скалкой».
Ноябрь
Занятие № 4 «Петушок- золотой гребешок». Учить детей быть вежливыми. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». Ноябрь
Занятие № 1 «Здравствуй зимушка-зима». Разучить русскую народную песенку «Как на тоненький ледок». Декабрь
Занятие № 2 «Зимовье зверей». Учить детей быть дружными. Познакомить со сказкой «Зимовье зверей». Декабрь
Занятие № 3 «Зимовье зверей». Учить создавать аппликацию по готовым формам. Пересказать сказку «Зимовье зверей».
Декабрь
Занятие № 4
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
Знакомство с празднованием нового года. Разучить колядку
«Щедровочка». Декабрь
Занятие № 1 «Сундучок Деда Мороза». Расширить представления детей о новогодних традициях Нового года других стран. Разучить закличку. Январь
Занятие № 2
«Лиса и козел». Закрепить умение вежливо общаться друг с другом. Познакомить со сказкой
«Веселый козел». Январь
Занятие № 3 «Веселые ложки». Знакомство с предметами обихода -деревянными ложками. Январь
Занятие № 4 «Заюшкина избушка». На примере сказки показать, как плохо быть хвастливым. Воспитывать доброту. Январь
Занятие № 1
«Кто же в гости к нам пришел». Воспитывать навыки гостевого этикета. Февраль
Занятие № 2
«Русская балалайка» Знакомство с русским народным музыкальным инструментом- балалайкой. Февраль
Занятие № 3 «Лисичка-сестричка»
Воспитывать доброту. Февраль
Занятие № 4 «Масленица дорогая - наша гостюшка годовалая». Знакомство с народным праздником- Масленицей. Разучить песню «Блины». Февраль
Занятие № 1
«При солнышке - тепло, при матушке -добро». Воспитывать любовь к родным. Познакомить с пословицами и поговорками о маме. Март
Занятие № 2 «Крошечка-хаврошечка» Воспитывать доброту. Март
Занятие № 3 «Весна, весна, поди сюда!» Познакомить со старинными обычаями встречи весны. Март
Занятие № 4 «Пришла весна». Познакомить с традицией изготовления одеял и ковриков из лоскутков ткани». Март
Занятие № 1 «Шутку шутить - людей насмешить» Познакомить с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. Апрель
Занятие № 2 «Небылица-небывальщина». Знакомство с небылицами. Апрель
Занятие № 3 «Русская свистулька». Знакомство с русским народным инструментом- свистулькой. Апрель
Занятие № 4 «Чудесный сундучок». Познакомит с русским народным музыкальным инструментом- балалайкой, свистулькой. Апрель
Диагностика Проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы. Май
Перспективный план на 2016- 2017 г
Тема Цель Сроки
Диагностика Проверить уровень знаний данной темы. Сентябрь
Занятие № 1
Беседа «Кто я?» Дать понятия об отличительных особенностях девочки и мальчика; о месте человека в мире. Октябрь
Занятие № 2
Игра «Я хороший, я плохой». Развитие рефлексии и самоанализа. Октябрь
Занятие № 3
Чтение и обсуждение Т. Шорыгина «Как я выгляжу». Воспитывать культуру поведения, желание выглядеть всегда опрятно и аккуратно. Октябрь
Занятие № 4
Рисование «Это я». Закреплять умение рисовать человека, изображать характерные особенности. Октябрь
Занятие № 1
Чтение и обсуждение Л. Васильева «Азбука вежливости». Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам. Ноябрь
Занятие № 2
Беседа «Кто кого обидел». Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Ноябрь
Занятие № 3
Д/и «Паровозик улыбок». Развивать чуткость к окружающим людям. Ноябрь
Занятие № 4
Беседа «Что я могу». Развивать способность видеть положительные качества в себе и других. Ноябрь
Занятие № 1
Игра «Мы разные». Развивать умение различать индивидуальные особенности других детей. Декабрь
Занятие № 2
Игровые упражнения
«Ссора и примирение». Учить детей контролировать мышечные ощущения с целью смены характера движений; передавать чувства интонацией. Декабрь
Занятие № 3
Беседа «Каким я хочу быть». Развивать у детей умение видеть и понимать себя, свой внутренний мир. Декабрь
Занятие № 4
Чтение и обсуждение А. Толстой «Золотой ключик». Воспитывать смелость, доброту, взаимовыручку. Декабрь
Занятие № 1
Игра «Мой портрет». Дать детям представление о чувстве собственного достоинства. Январь
Занятие № 2
Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Учить сравнивать чувства переживания героев с собственным опытом. Январь
Занятие № 3
Проблемная ситуация «Хорошо ли быть одному». Учить избавляться от чувства одиночества, удовлетворять потребность детей в тепле и близости; укреплять уверенность в себе. Январь
Занятие № 4
Чтение и обсуждение сказки Ю. П. Казакова «Жадный Чик и кот Васька». Учить детей понимать нравственный смысл поступков героев произведения, его образное обобщение в пословицах. Январь
Занятие № 1 Беседа «Почему нельзя дразниться».
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Февраль
Занятие № 2
Чтение и обсуждение сказки Х. К. Андерсена «Снежная королева». Учить видеть, понимать, оценивать чувства т поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Февраль
Занятие № 3
Чтение и обсуждение «Сказки Змея Горыныча» С. Седова. На примере сказок показать, как плохо быть ябедой, жадным, ленивым. Февраль
Занятие № 4
Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо». Закреплять представления детей о правилах культуры поведения и культуры общения. Февраль
Занятие № 1
Чтение и обсуждение русской народной сказки «Финист-ясный сокол». Воспитывать доброе отношение к близким. Март
Занятие № 2
Беседа «Дружим с добрыми словами» Формировать понятие «вежливые слова», уметь использовать их в речи. Воспитывать умение просить прощения, извиняться. Март
Занятие № 3
Обсуждение ситуаций «Ежели вы вежливы». Учить отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих. Март
Занятие № 4
Чтение и обсуждение «Ссора» Н. А. Саковича. Показать, как можно уладить конфликт. Март
Занятие № 1
Беседа «Когда мы ссоримся». Обучать регулировать свои эмоции в конфликте, формировать адекватные формы поведения. Апрель
Занятие № 2
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Фантазеры». Помочь детям через содержимое рассказа осознать отличия фантазии от лжи, дать понять, что фантазия вызывает смех и веселье, а ложь-огорчение и неприятности. Апрель
Занятие № 3
Игра «На что похоже настроение?» Развивать умение описывать свое настроение, понимать настроение других. Апрель
Занятие № 4
Чтение и обсуждение рассказа Г. Браиловской
«Наши мамы, наши папы». Воспитывать любовь и заботливое отношение к своим близким. Апрель
Диагностика Проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы. Май
Перспективный план на 2017-2018 г.
Сроки Тема и цель занятия № 1 Тема и цель занятия № 2 Тема и цель занятия № 3 Тема и цель занятия № 4
Сен-тябрь Диагностика. Цель - проверить уровень знаний данной темы.
Ок-тябрь «Дети и родители»
Цели: сформировать представление о значении семьи в жизни ребёнка, о трудностях детей, живущих вне семьи, о семейных традициях, интересных делах. «Наш детский сад»
Цель: воспитывать бережное отношение к детскому саду, уважение к сотрудникам, желание им доставить радость. «Как я отношусь к другим детям?»
Цель: воспитывать доброжела-тельное отношение к сверстникам, желание и умение считаться с правами других детей, развивать способность к оценке и самооценке, умение сравнивать, высказывать суждения. «Самый дорогой человек»
Цель: развить у детей осознанное отношение к семье, понимание роли мамы как хранительницы очага, защитницы детей, сформировать умения и навыки выражения чувств.
Ноябрь «Как вести себя в обществе»
Цель: развить представление о необходимости знания правил поведения, сформировать навыки поведения в общественных местах, опираясь на опыт детей. «Давай помиримся»
Цель: научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения, развить чувство юмора. «Человек среди природы»
Цель: развить у детей понимание взаимозави-симости человека и природы, пользы и вреда, которые человек может принести природе, вызвать желание защищать и беречь природу. «Братья и сёстры»
Цель: сформировать осознанное понимание значимости родственных отношений, зависимость добрых отношений от личных качеств каждого; научить детей адекватным формам поведения.
Де-кабрь «Я тебя прощаю»
Цель: развить ответственность, самоконтроль, умение «читать» эмоциональное состояние по мимике и жестам. «Я иду в театр»
Цель: закрепить знание правил поведения в общественном месте, навыки общения в театре. «Путешествие в природу»
Цель: закрепить знания детей о роли человека в жизни природы; воспитывать бережное отношение ко всему живому. «О бабушках и дедушках»
Цель: сформировать осознанное восприятие старшего поколения как источника мудрости, опыта, терпеливого заботливого отношения к внукам.
Январь «Мы едем в городском
транспорте»
Цель: закрепить правила поведения в общественных местах; воспитать уважение к незнакомым взрослым и сверстникам. «Почему ты обиделся?»
Цель: сформировать положительное отношение к противополож-ному полу, понятие о любви, умение высказать своё отношение. «Человек – часть природы»
Цель: систематизи-ровать знания детей о связи человека с природой, о том, что природа помогает человеку жить, трудиться, отдыхать, наслаждаться красотой. «Учусь мечтать»
Цель: подвести детей к пониманию того, что добрые мечты делают человека красивее, что они сбываются, если ты приложишь усилия, что по-настоящему добрый человек и в мечтах помнит о других людях.
Фев-раль «Мы всё знаем и умеем»
Цель: научить детей формулировать правила поведения, воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества; учить детей анализировать собственные поступки. «Легко ли быть справедливым?»
Цель: научить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей, сравнивать его с поведением героев сказок и мультфильмов. «Мы идём помогать
растениям»
Цель: научить детей относиться к растениям как к живым существам; сформировать навык практической помощи, сочувствия. «Учусь думать и поступать
по- своему»
Цель: развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятель-ности, независимости в интеллектуаль-ных и физических действиях, сохраняя доброжела-тельные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого.
Март «Легко ли человеку,
если он один?»
Цель: развить понимание о связи и зависимости людей в жизни, способность замечать эмоциональное состояние окружающих, «читать» его на картинах, в иллюстрациях. «Зачем нужен друг?»
Цель: воспитать и развить осознанные взаимно доброжела-тельные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. «Природа добрая и злая»
Цель: научить видеть связь человека с природой, её ответ на доброе и недоброе отношение; помочь детям освоить способы воображения применимо к теме. «Учусь себя оценивать»
Цель: развить у детей способность анализировать своё поведение, сравнивая его с общепринятыми нормами; воспитывать умение анализировать поведение сверстников доброжела-тельно; развить чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками
Апрель «Мой родной язык»
Цель: развить осознанное отношение к красоте русского языка; познакомить со словом «вульгаризм»; вызвать желание отказаться от грубых и бранных слов в собственной речи. «Достаточно ли мы
воспитаны?»
Цель: научить детей пользоваться моральными сценками; развить самоконтроль, самооценку; развить желание радоваться успеху сверстников. «Живая и мёртвая вода»
Цель: развить у детей понятие о значении воды в жизни людей; вызвать интерес и желание участвовать в защите природы. «Привычки хорошие и
плохие»
Цель: формировать понятие о толковом словаре, раскрыть значение слова «привычка»; развить способность к анализу и сравнению, способность к самооценке.
Май Диагностика. Цель - проверить уровень усвоенных детьми знаний данной темы.
Список использованной литературы:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа «Учебно-методическое пособие» С. П. Б. Издательство «Детство- пресс» 1998 год, 304 стр.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников.
3. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения – Н. Новг: Нижегородской гуманитарный центр, 1995-138 с.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством (Авт- сост. Л. К. Куприна)
5. Русское народное творчество и обрядовые праздники в д/ с. Конспекты занятий и сценарии праздников Владимирский областной институт усов-я учителей. Владимир, 1995 – 18 с.
6. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире/ Дошк. восп-е. -2001.№ 9. с. 98-101.
7. Круглова И. Знакомство дошк-в с истоками русской праздничной к-ры/ И. Круглова / Дошк. в-е- 2006-№ 10 с. 15-17