Дубровина Елена
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №34»
Принято
Педагогическим советом
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №34»
Протокол №___ от___ ___ 2017г.
Утверждено
Врио заведующего
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №34»
___ И. В. Чиркова
«___» ___ 2017г.
Дополнительная
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности» размещена в разделах
общеобразовательная общеразвивающая
программа социально - педагогической направленности
«Будем говорить правильно»
Возраст обучающихся: 3-5лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Дубровина Елена
Александровна,
учитель-логопед
ЗАТО Северск, 2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно-правовая и документальная основа Программы
1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность Программы
1.3. Цели, задачи, принципы Программы
1.4 Материально-техническое обеспечение Программы
1.5 Форма работы
1.6 Реализация целей
1.7 Первый год обучения
1.8. Планируемые результаты освоения Программы детьми
2. Учебный план1-ый год обучения
2.2 Второй год обучения
2.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми
3. Учебный план 2-ой год обучения
4. Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
I.Пояснительная записка
Модифицированная программа дополнительных логопедических услуг по социально-педагогической направленности «Будем говорить правильно» представляет собой систему комплексных занятий на основе программ : «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.
Данная программа представляет общеобразовательную - развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного обучении в массовой школе, а также его социализации.
Актуальность программы :
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Направленность.
Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.
Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
1. Программа включает работу с детьми младшего возраста и в связи с тем, что в младшую группу часто поступают дети с ОНР, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».
2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребенка, на которых демонстрируются элементы логопедического занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие правильного закрепления в домашних условиях.
3. Все занятия проводятся в игровой форме.
Цель - максимально полно выявить нарушения в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.
Задачи
Образовательные:
1. Формировать слуховое внимание и восприятие;
2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»;
3. Формировать понятия о грамматических категориях языка;
4. Обогащать и активизировать словарный запас;
5. Формировать нравственно – этические нормы поведения.
Развивающие:
1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать слуховое и зрительное внимание;
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь
Воспитательные:
1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;
2. Воспитывать умение слушать друг друга;
3. Воспитывать самоконтроль за речью.
4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.
5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;
Принципы:
Логопедическая работа строится с учетом следующих дидактических принципов:
• принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;
• принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
• принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;
• принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определенной последовательности;
• принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
• принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
• принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
• принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.).
• принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.
Материально-техническое обеспечение программы :
Дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности: (2 крупные пирамиды, состоящие из колец основных цветов. (4-х и 7-и цветные; крупная и средняя мозаики; крупные яркие пластмассовые кубики четырех основных цветов и т. д.
Картотеки: пальчиковые гимнастики; логоритмические игры и упражнения, дыхательных гимнастик.
Дидактический материал для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы; пирамидки, матрешки; мозаика; игры – и т. д.
Дидактический материал по формированию звуковой культуры:
• картинный материал для автоматизации поставленных звуков;
• картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»; и т. д.
Дидактический материал по развитию дыхания: дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, и т. д.).
Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т. д.) .
Форма работы (организации)
Используются индивидуальная форма работы и работа с малыми подгруппами.
Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика.
Участники программы - дети 3 - 5 лет.
Срок реализации программы- 2 года
Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня (3-4 года – 15 минут, 4 - 5 лет – 20 минут).
– 1-ый год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (1 академический час);
– 2-ой год обучения – 1 раз в неделю по 20 минут (1 академический час).
Количество занятий в год 36 часов (два года -72 часа)
В работе используются методы:
- практические (упражнения и дидактические игры);
- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);
- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).
Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.
Зачисление на занятия происходит после предварительной диагностики и определения уровня выраженности речевого нарушения. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения каждого из воспитанников.
Логопедическая работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Сроки реализации: Срок реализации программы- 2 года
(1-ый год обучения)
Программный материал разработан для работы с детьми с задержкой речевого развития в возрасте 3-4 года. Комплекс занятий создан с опорой на методику развития речи детей раннего и младшего возраста С. А. Мироновой, методические разработки Н. В. Нищевой.
Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления :
1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления:
- развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;
- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;
- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действий и т. п.) и без наглядной опоры.
2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков:
- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;
- поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);
- стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения.
3. Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения:
- стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляторного аппарата;
- развитие дыхательного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;
- активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2-3 сложных слов и коротких фраз.
Планируемые результаты после первого года обучения:
- повышение речевой активности, понимание обращенной речи;
- укрепление произвольного внимания, слухового внимания (ребенок должен различать звучание музыкальных игрушек, инструментов, определять расположение звучащего предмета в пространстве, находить спрятанный звучащий инструмент по издаваемому звуку)
- развитие зрительного внимания и памяти (умение ребенка находить игрушку, картинку и показывать на них, соотносить со словами-названиями, удерживать в памяти знакомые предметные образы: игрушки, предметы окружающей обстановки, картинки)
- появление вербальных понятий сенсорных эталонов: форма, цвет, размер.
- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций.
- совершенствование фонематического восприятия;
- улучшение в произносительной сфере;
- значительное возрастание пассивного словарного запаса: понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Зимние забавы», «Насекомые»;
- возрастает понимание и употребление вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений ( количественных: один, много пространственных: там, тут, здесь; притяжательных: мой, мне, твое).
- умение группировки существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения.
- на фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений.
- освоение простых грамматических конструкций: умение различать в речи взрослого употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных,
- улучшение артикуляторных возможностей.
(2-ой год обучения)
Комплекс занятий создан с опорой на «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой
Программный материал разработан для работы с детьми:
с нарушением речевого развития в возрасте 4-5 лет;
Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления :
1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи:
- развитие понимания ситуативной и бытовой речи;
- развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;
- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);
- развитие слухового внимания к неречевым и речевым звукам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;
- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;
- поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);
- стимулирование инициативной речи ребнка в специально организованной ситуации общения.
- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры
- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;
2. Развитие слухового восприятия:
- расширение рамок слухового восприятия;
- формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
- развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.
3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики:
- развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений,
- обучение воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.
- активизация пассивных и активных движений пальцев рук, пальчиковая гимнастика.
4. Развитие функций голоса и дыхания:
- увеличение объема дыхания;
- активизация целенаправленного ротового выдоха;
- ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса;
- формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
5. Развитие чувства ритма:
- ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;
- соотнесение ритма со схематическим изображением.
6. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:
- формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения (нахождение игрушек в пространстве комнаты; перемещение игрушек в заданном пространстве);
- вырабатывание устойчивости, переключаемости внимания, увеличение объема зрительного внимания и памяти (запоминание изображений предметов, фиксация изменений в расположении предметов; выделение из множества предметов);
- обучение анализировать зрительный образ (определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела).
Планируемые результаты после второго года обучения:
• повышение речевой активности;
• развитие зрительного внимания и памяти;
• укрепление произвольного внимания, слухового внимания;
• совершенствование фонематического восприятия;
• улучшение в произносительной сфере;
• расширение активного словарного запаса по лексическим темам раздела;
• умение сравнивать и обобщать предметы по схожим признакам;
• осваиваются грамматические конструкции: умение использовать в речи местоимения, предлоги;
• развитие связной речи, умение составлять рассказы с зрительной опорой и без.