Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Дубровина Елена
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Принято

Педагогическим советом

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №34»

Протокол №___ от___ ___ 2017г.

Утверждено

Врио заведующего

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №34»

___ И. В. Чиркова

«___» ___ 2017г.

Дополнительная

Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности» размещена в разделах

общеобразовательная общеразвивающая

программа социально - педагогической направленности

«Будем говорить правильно»

Возраст обучающихся: 3-5лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:

Дубровина Елена

Александровна,

учитель-логопед

ЗАТО Северск, 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая и документальная основа Программы

1.2. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность Программы

1.3. Цели, задачи, принципы Программы

1.4 Материально-техническое обеспечение Программы

1.5 Форма работы

1.6 Реализация целей

1.7 Первый год обучения

1.8. Планируемые результаты освоения Программы детьми

2. Учебный план1-ый год обучения

2.2 Второй год обучения

2.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми

3. Учебный план 2-ой год обучения

4. Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

I.Пояснительная записка

Модифицированная программа дополнительных логопедических услуг по социально-педагогической направленности «Будем говорить правильно» представляет собой систему комплексных занятий на основе программ : «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой.

Данная программа представляет общеобразовательную - развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного обучении в массовой школе, а также его социализации.

Актуальность программы :

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Направленность.

Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – индивидуально-подгрупповой.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:

1. Программа включает работу с детьми младшего возраста и в связи с тем, что в младшую группу часто поступают дети с ОНР, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».

2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребенка, на которых демонстрируются элементы логопедического занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т. д., требующие правильного закрепления в домашних условиях.

3. Все занятия проводятся в игровой форме.

Цель - максимально полно выявить нарушения в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.

Задачи

Образовательные:

1. Формировать слуховое внимание и восприятие;

2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»;

3. Формировать понятия о грамматических категориях языка;

4. Обогащать и активизировать словарный запас;

5. Формировать нравственно – этические нормы поведения.

Развивающие:

1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать слуховое и зрительное внимание;

4. Развивать фонематическое восприятие.

5. Развивать связную речь

Воспитательные:

1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

2. Воспитывать умение слушать друг друга;

3. Воспитывать самоконтроль за речью.

4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;

Принципы:

Логопедическая работа строится с учетом следующих дидактических принципов:

• принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

• принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы, так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

• принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;

• принцип поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводиться в определенной последовательности;

• принцип учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

• принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

• принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

• принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

• принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

• принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т. д.).

• принцип сотрудничества – создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Материально-техническое обеспечение программы :

Дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности: (2 крупные пирамиды, состоящие из колец основных цветов. (4-х и 7-и цветные; крупная и средняя мозаики; крупные яркие пластмассовые кубики четырех основных цветов и т. д.

Картотеки: пальчиковые гимнастики; логоритмические игры и упражнения, дыхательных гимнастик.

Дидактический материал для развития мелкой моторики: шнуровки, пазлы; пирамидки, матрешки; мозаика; игры – и т. д.

Дидактический материал по формированию звуковой культуры:

• картинный материал для автоматизации поставленных звуков;

• картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»; и т. д.

Дидактический материал по развитию дыхания: дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, и т. д.).

Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т. д.) .

Форма работы (организации)

Используются индивидуальная форма работы и работа с малыми подгруппами.

Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и дыхательная гимнастика.

Участники программы - дети 3 - 5 лет.

Срок реализации программы- 2 года

Режим занятий – 1 раз в неделю во второй половине дня (3-4 года – 15 минут, 4 - 5 лет – 20 минут).

– 1-ый год обучения – 1 раз в неделю по 15 минут (1 академический час);

– 2-ой год обучения – 1 раз в неделю по 20 минут (1 академический час).

Количество занятий в год 36 часов (два года -72 часа)

В работе используются методы:

- практические (упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Зачисление на занятия происходит после предварительной диагностики и определения уровня выраженности речевого нарушения. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения каждого из воспитанников.

Логопедическая работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации: Срок реализации программы- 2 года

(1-ый год обучения)

Программный материал разработан для работы с детьми с задержкой речевого развития в возрасте 3-4 года. Комплекс занятий создан с опорой на методику развития речи детей раннего и младшего возраста С. А. Мироновой, методические разработки Н. В. Нищевой.

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления :

1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления:

- развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;

- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действий и т. п.) и без наглядной опоры.

2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков:

- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

- поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

- стимулирование инициативной речи ребенка в специально организованной ситуации общения.

3. Профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения:

- стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляторного аппарата;

- развитие дыхательного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;

- активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2-3 сложных слов и коротких фраз.

Планируемые результаты после первого года обучения:

- повышение речевой активности, понимание обращенной речи;

- укрепление произвольного внимания, слухового внимания (ребенок должен различать звучание музыкальных игрушек, инструментов, определять расположение звучащего предмета в пространстве, находить спрятанный звучащий инструмент по издаваемому звуку)

- развитие зрительного внимания и памяти (умение ребенка находить игрушку, картинку и показывать на них, соотносить со словами-названиями, удерживать в памяти знакомые предметные образы: игрушки, предметы окружающей обстановки, картинки)

- появление вербальных понятий сенсорных эталонов: форма, цвет, размер.

- расширение рамок общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций.

- совершенствование фонематического восприятия;

- улучшение в произносительной сфере;

- значительное возрастание пассивного словарного запаса: понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Зимние забавы», «Насекомые»;

- возрастает понимание и употребление вопросительных слов (кто, что, где, чей) и отдельных местоимений ( количественных: один, много пространственных: там, тут, здесь; притяжательных: мой, мне, твое).

- умение группировки существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения.

- на фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений.

- освоение простых грамматических конструкций: умение различать в речи взрослого употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных,

- улучшение артикуляторных возможностей.

(2-ой год обучения)

Комплекс занятий создан с опорой на «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, «Программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н. В. Нищевой

Программный материал разработан для работы с детьми:

с нарушением речевого развития в возрасте 4-5 лет;

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления :

1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи:

- развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

- развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;

- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- развитие слухового внимания к неречевым и речевым звукам, формирование у детей умения соотносить звуки с определенными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

- поэтапное обучение детей построению простого предложения (слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

- стимулирование инициативной речи ребнка в специально организованной ситуации общения.

- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры

- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;

2. Развитие слухового восприятия:

- расширение рамок слухового восприятия;

- формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

- развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики:

- развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений,

- обучение воспринимать артикуляционные уклады звуков путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

- активизация пассивных и активных движений пальцев рук, пальчиковая гимнастика.

4. Развитие функций голоса и дыхания:

- увеличение объема дыхания;

- активизация целенаправленного ротового выдоха;

- ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса;

- формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

5. Развитие чувства ритма:

- ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

- соотнесение ритма со схематическим изображением.

6. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:

- формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения (нахождение игрушек в пространстве комнаты; перемещение игрушек в заданном пространстве);

- вырабатывание устойчивости, переключаемости внимания, увеличение объема зрительного внимания и памяти (запоминание изображений предметов, фиксация изменений в расположении предметов; выделение из множества предметов);

- обучение анализировать зрительный образ (определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела).

Планируемые результаты после второго года обучения:

• повышение речевой активности;

• развитие зрительного внимания и памяти;

• укрепление произвольного внимания, слухового внимания;

• совершенствование фонематического восприятия;

• улучшение в произносительной сфере;

• расширение активного словарного запаса по лексическим темам раздела;

• умение сравнивать и обобщать предметы по схожим признакам;

осваиваются грамматические конструкции: умение использовать в речи местоимения, предлоги;

• развитие связной речи, умение составлять рассказы с зрительной опорой и без.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Архимед» для детей 6–7 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Целью программы является развитие одаренности, креативности и «дивергентного» мышления (оперирование неожиданными.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Семицветик» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Семицветик» обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики,.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая математика» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая математика» обновленас учётом развития науки, техники, культуры,.

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Дельфинёнок» Содержание 1. Пояснительная записка…. …3 1.1. Актуальность программы 1.2. Новизна программы.

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Фитбол — гимнастика на мячах» АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Утверждаю: Заведующий МДОУ «Детский сад №50 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области».

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В гостях у сказки» Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» (срок освоения программы 1 год) Разработчик :.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный карандаш» (10–11 лет) 1. Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный карандаш» (далее – программа) составлена в соответствии.

Дополнительная общеразвивающая программа творческой направленности «Город мастеров» Пояснительная записка Направленность общеразвивающей программы Общеразвивающая программа «Город мастеров» разработана в соответствии с.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГУЛЬКЕВИЧСКИЙ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вышивке «Чудесный крестик» для детей 5–7 лет к дополнительной образовательной программе на 2017-2018 учебный год «Согласовано» Старший воспитатель НРМДОБУ «ЦРР-д/с «Улыбка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Опубликовано: 15 января 2018 в 07:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности» (включая файлы) размещена пользователем Дубровина Елена (УИ 1237821) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД