Марина Альбертовна Степанова
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Веснушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1002»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно - эстетической направленности
«Веснушки»
Возраст учащихся: 5 - 7 лет
Срок реализации: 2 года
C оставитель :
Степанова Марина Альбертовна,
музыкальный руководитель
Москва
2017
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи программы
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Веснушки“» размещена в разделах
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Планируемые результаты
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
Календарно-тематический план
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации программы
Список используемой литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по раннему эстетическому развитию «Веснушки» является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и основными положениями Концепции развития дополнительного образования РФ, Приказом Минобрнауки № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и рекомендациями Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.
Направленность программы : художественно - эстетическая
Уровень освоения программы : ознакомительный
Актуальность программы : Общение с произведениями искусства, отражающими действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствует формированию эстетического сознания. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности. И чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей. Будущее страны — это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальным представляются поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин.
Отличительные особенности программы :
Программа предусматривает проведение специальных комплексных занятий, включающих в себя различные виды художественной деятельности детей (слушание музыки, чтение стихов, просмотр видеоматериалов, музыкальное движение, рисование, работа с дидактическим материалом.).
Дети получают представление о музыке и композиторах-классиков, о старинных (клавесин, лютня, орган) и современных музыкальных инструментах.
В рамках этого направления детям предлагаются музыка великих композиторов, репродукции эталонных картин И. И. Левитана, И. И. Шишкина, В,А. Серова, В. М. Васнецова и др., а также поэзия разных периодов.
Впервые в дошкольной педагогике мы знакомим детей с произведениями, в основе которых лежит органичный синтез различных видов искусств.
Цель и задачи программы
Цель программы : формирование основ базовой музыкальной культуры личности, разностороннее развитие ребёнка, развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи программы первого года обучения:
Воспитательные задачи:
- повышать культурный уровень воспитанников;
- развивать художественный вкус детей;
- обогащать их музыкальный кругозор;
- создавать атмосферу творчества;
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи.
Развивающие задачи (направленные на развитие и совершенствование музыкально-исполнительских навыков, творческих способностей)
- показать звуковое и интонационное богатство окружающего мира, выработать акустический слух;
развивать чувство ритма, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки,
- речевую активность;
познакомить с формами копирования звуков (хлопками, голосом, ударами,
- помочь самовыражению воспитанников через занятия музыкальной деятельности;
- дать представление об особенностях народной музыки;
- активизировать творческие способности;
Образовательные задачи: (направленные на формирование знаний о музыке)
- формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а так же в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности. - совершенствовать певческие навыки;
- формировать навык давать словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются при прослушивании;
-дать представление об интонационном характере развития музыкального
произведения, научить вслушиваться в музыкальное произведение и угадывать интонации;
- дать представление о марше, вальсе (танце,песне и их особенностях как жанровых элементах;
- дать представление об инструментальной, вокальной и симфонической музыке и их комбинациях;
- формиррвать навык на слух воспринимать и различать музыкальные жанры.
Задачи программы второго года обучения:
Воспитательные:- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;
- помочь самовыражению воспитанников через занятия музыкальной деятельности.
Развивающие:
- музыкальную память,
- эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку, - развивать музыкально-исполнительские навыки,
- развить долгий выдох в соотнесении с высотностью речи;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности;
развивать ВПФ (память, мышление, речь, восприятие).
Образовательные:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;
- показать разницу между музыкальными и немузыкальными звуками, научить отличать музыкальные и немузыкальные звуки;
- дать понимания ладового своеобразия музыкального произведения,
-дать представление о музыкальной динамике, научить различать F,P,mf.
- дать представление о зависимости силы голоса от дыхания;
- дать понимание музыкальной фразы и предложения, научить выделять
музыкальные фразы и предложения;
- научить воспринимать мажорное и минорное звучание;
- дать представление о высотной соотнесённости звуков;
- научить различать звуки нижнего, среднего и нижнего регистров;
- рассказать о ритмической организации музыки;
- формировать навык точно копировать заданные звуки;
- формировать навык повторять заданный ритмический рисунок и различать ритмические соотнесённости, ритмический рисунок выученных песен, музыкальных произведений;
- показать возможности темпа в создании музыкального образа, научить на слух определять быстрый, медленный и умеренный темпы;
Методы работы:
Словесные, наглядные, художественно - практические, аналитические.
А также
• метод музыкально — художественного воспитания,
• метод контрастного сопоставления произведений (контраст в пределах одного жанра, одного настроения, между произведениями с одинаковыми или близкими названиями и т. п.);
• метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующий творческие проявления ребёнка, направленный на осознание музыкального образа,
• метод, отражающий специфику музыки, как вида искусства (разнообразные связи музыки с другими видами искусства).
Принципы работы:
- соответствие принципу развивающего образования,
- сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей старшего дошкольного возраста;
- учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей
- учёт принципа психологической комфортности;
- культурно ориентированные принципы;
- принцип приоритетности эмоционально-чувственного развития, как основы духовно-нравственного воспитания.
- принцип инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Условия набора детей в коллектив:
Программа предназначена для музыкального обучения учащихся в возрасте от 5 до 7 лет. В коллектив принимаются все желающие дети, обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие здоровый голосовой аппарат, проявляющие интерес к избранному направлению.
Количественный состав групп состоит из 8-12 человек в каждой группе позволяет вести групповые формы работы, а также обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, тщательному изучению репертуара.
Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении музыкального материала.
Возраст обучающихся : 5 - 7 лет
Срок реализации программы : 2 года
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий групповая.
Режим занятий: 1час, 2 раза в неделю, 57 часов в год.
Предусмотрены перерывы для отдыха и проветривания помещения, режим занятий соответствует правилам и нормам СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Основные направления программы : образовательная деятельность с детьми; поддержка детской инициативы; взаимодействие с семьями воспитанников.
Данная программа имеет четкую художественно – эстетическую направленность. Программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства, художественной прозы и поэзии подобраны с учётом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой теме.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения ребё нок:
- слушает внимательно музыкальные произведения и эмоционально откликаться на музыку;
- на слух определяет и различает жанры «Песню — танец — марш»;
- умеет характеризовать музыкальное произведение;
- иметь представление о высотной соотнесённости звуков и различать звуки нижнего, среднего и верхнего регистров;
- соотносит их с музыкой и движением;
- имеет представление о ритмической организации музыки и движения;
- имеет представление об оркестрах;
- имеет представление о музыкальных инструментах, определять на слух тембр каждого из них;
- имеет представление о темповой организации музыки, речи и движения;
- имеет представление о музыкальной динамике и динамике голоса;
- имеет представления о возможности голоса и и уметь передавать настроение при помощи голосовой интонации;
- имеет представление о элементарных музыкальных понятиях;
- поёт в ансамбле выразительно и без напряжения;
- исполняет ритмические движения, танцы (хороводы) в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально — образное содержание;
- знает краткую биографию композиторов.
К концу второго года обучения ребё нок:
- имеет представление о взаимосвязи музыки с литературой, изобразительным искусством, театром;
- соотносит произведения музыки с произведениями других видов искусства;
- добиваеться самовыражения через образ, ассоциируя себя с определённым сценическим персонажем;
- соотносит явления действительности и их отражение в произведениях искусства;
-даёт словесную характеристику музыке, описывать те картины, которые рождаются при её прослушивании;
- определяет различные средства музыкальной выразительности, различает правильное и неправильное интонирование мелодии;
- поёт в ансамбле выразительно и без напряжения;
- исполняет ритмические движения, танцы (хороводы) в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально — образное содержание;
- знает краткую биографию композиторов и их программные произведения;
- имеет представление о музыкальных инструментах, уметь объединять их в группы и определять на слух тембр каждого из них;
- имеет представление об оркестрах; умеет различать оркестры по видам;
- имеет представление о мелодии и аккомпанементе; уметь их определять;
- находит образные параллели в музыке и живописи.
- высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;
- элементарно анализирует несложные музыкальные формы,
- имеет потребность воспринимать прекрасное в окружающем мире,
понимать и сопереживать увиденному и услышанному.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание учебно-тематического плана
Первый год обучения
Раздел 1. «Зал знакомств» (2 часа)
Задача: дать представление о музыке как общем понятии, о роли музыки в жизни людей.
Раздел 2 «Песня — танец — марш» (8 часов)
Задача: дать представление о марше, танце, песне. Научить на слух различать эти жанры.
Раздел 3 «Музыкальная ромашка» (8 часов)
Задача: дать представление о ладовом своеобразии музыкального произведения, о высотном соотнесении звуков. Научить различать звуки регистров, основные музыкальные темпы и музыкальную динамику.
Научить слышать долгие и короткие звуки, соединять их в несложный ритм.
Раздел 4 «Что может рассказать музыка?» (6 часов) Задача: формировать знания о средствах музыкальной выразительности.
Научить различать двух — трехчастную форму музыкального произведения.
Раздел 5 «Музыка в сказках» (8 часов)
Задача: развивать навык внимательного прослушивания музыкальных пьес, побуждать к рассказу о музыкальных образах в сказках.
Раздел 6 «Русская сторонка» (6 часов)
Задача: Задача:дать представление о русском фольклоре (песня, игра, хоровод). Беседа о русском костюме, русских игрушках, русских музыкальных инструментах.
Раздел 7 «Путешествие в оркестровую яму» (15 часов)
Задача: дать представление о тембре. Беседа о оркестрах и их музыкальных инструментах.
Раздел 8. Музыка природы (3 часа)
Задача: дать представление о немузыкальных и музыкальных звуках природы. Учить находить в музыке звуки природы.
Календарно-тематический план
1. Где живёт музыка(2ч.)
2. «Марш» (2ч.)
3. «Песня» (2ч.)
4. «Танец»(2ч.)
5. «Песня — танец — марш» (1ч.)
6. Понятие о ладе. (1ч.)
7. Понятие о динамике. (1ч.)
8. Понятие о темпе. (1ч.)
9. Понятие о регистре. (2ч.)
10. Понятие о ритме. (3ч.)
11.«Что может выражать музыка?» (1ч.)
12. «Что может изображать музыка(2ч.)
13. Музыкальные картины. (2ч.)
14. Музыка в сказках А. С. Пушкина (4ч.)
15. Сказочная музыка русских и зарубежных композиторов. (4ч.)
16. Музыка природы. Утро. Вечер. (2ч.)
17. Русская песня. (2ч.)
18. Русская игра. (2ч.)
19. Русский хоровод (пляска) (2ч.)
20. Понятие о тембре. (1ч.)
21. Голоса музыкальных инструментов. (8 ч.)
22. Оркестр. Дирижёр. (2ч.)
23. Играем в оркестр и в оркестре. (4ч.)
24. Музыка природы. (3 ч.)
25. Итоговое занятие — концерт.
Итого: 57 часов
Содержание учебно-тематического плана
Второй год обучения
Раздел 1. «Зал знакомств» (4 часа)
Задача: Учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Учить детей зрительно воспринимать высотное соотнесение мелодии.
Раздел 2. «Зал настроения» (4 часа)
Задача: Дать представление о значении настроения человека, изображенного в произведениях искусства различных видов: в литературе, музыке, живописи. Учить воспринимать мажорное и минорное трезвучия.
Раздел 3.«Зал контрастов» (4 часа)
Задача: Закрепить представления детей о звуковых контрастах. Подводить детей к определению звучания окружающей природы. Познакомить с музыкальным обозначением силы звучания: форте, пиано, меццо форте.
Раздел 4.«Зал чередований» (10 часов)
Задача: Познакомить с понятием «чередование». Учить детей находить в жизни и в искусстве примеры чередований. Продолжить знакомство детей с понятиями «ритм», «ритмическая организация» и их составляющими (повторением, чередованием) в произведениях искусства.
Раздел 5. «Зал волшебных превращений» (3 часа)
Задача: Развивать творческое воображение, умение перевоплощаться
в предложенные образы. Учить детей воспринимать и различать вымысел и действительность в произведениях искусства. Развивать воображение детей. Выделять в произведениях образ произведения и образы деталей.
Раздел 6. «Зал народной игрушки» (4 часа)
Задача: Продолжать знакомство с истоками народной культуры. Показать связь времен, поколений и значение культурного наследия. Приобщать к народной культуре и образцам народного искусства (Что такое хоровод)
Раздел 7. «Зал композиций» (8 часов)
Задача: Познакомить детей с основами композиционного построения произведений различных видов искусства. Дать понимание музыкальной фразы в музыкальном произведении. Учить воспринимать часть и целое в произведении искусства. Учить детей выделять в произведениях искусств главное и второстепенное. Дать представление о мелодии и аккомпанементе в музыке как основе музыкального произведения.
Раздел 8.«Необъятный зал» (11 часов)
Задача: учить воспринимать возможности передачи движения в живописи, в скульптуре, в архитектуре, в музыке. Дать понятие прерывности в природе и в искусстве, паузы. Учить детей воспринимать паузу как остановку или пропуск звуков в музыке. Самостоятельно выделять знаками и движениями рук паузы в ритмических заданиях.
Раздел 9. «Театральный зал». (6 часов)
Задача: Познакомить детей с особенностями театра как вида искусства. Побуждать интерес детей к посещению театров и к творческой театральной деятельности. Показать детям роль воображения в восприятии художественного образа. Учить ассоциировать себя с определенным сценическим персонажем и самовыражаться через театральные импровизации.
Раздел10. «Прекрасный зал» (2 часа)
Задача: Обобщить и закрепить знания детей полученных на занятиях по синтезу искусства. Поощрять фантазию, творческие проявления в сочинениях собственных песен.
Календарно-тематический план
1.«Человек в искусстве» (2ч.)
2.«Художник и жизнь»(2ч.)
3. «Звук и изображение»(2ч.)
4. Выразительность и изобразительность»(2ч.)
5. Громко — тихо. Высоко — низко. (2ч.)
6. Звонко — глухо. Ярко — блекло. (2ч.)
7. «Слово — звук - цвет» (2ч.)
8. «Слово — звук — цвет - жест» (2ч.)
9. «Линия — мелодия - движение» (2ч.)
10. «Ритм в жизни и искусстве» (4 ч.)
11. «Праздник масок» (1ч.)
12. «Мир народных образов» (2ч.)
13. «Музей народной игрушки» (4ч.)
14. «Часть и целое»(2ч.)
15. «Ансамбль» (2ч.)
16. «Развитие» (2ч.)
17. «Главное и второстепенное» (2ч.)
18. «Действительность и изображение» (2ч.)
19. «Движение в искусстве» (музыка, живопись, танец, поэзия) (4ч.)
20. «У каждого свой голос» (4ч.)
21 «Поющая тишина» (1ч.)
22. «Путешествие по театру» (4ч.)
23. «Искусство в жизни человека» (2ч.)
24. «Прекрасное рядом» (2ч.)
25. Итоговое занятие (1ч.)
Итого: 57 часов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и музыкально - дидактическими материалами. В процессе обучения используются
- высокохудожественный музыкальный материал;
- музыкально — дидактические игры;
- мольберт, настольный театр, тематические лэпбуки;
- наглядный материал (карточки, игрушки, альбомы и т. д.)
- иллюстративный материал (портреты композиторов, репродукции картин);
- шапочки и костюмы к играм и хороводам;
- предметы народного промысла;
- настольный развивающий материал;
- краски, карандаши, ручки, клей, бумага, цветной картон;
- рабочие листы, тетради;
- раздаточный материал (платочки, флажки, ленты, цветы, шарфы ит. д.);
- физкультурный инвентарь (цветные шары, кубы, мячи, палки, обручи);
- детские музыкальные и шумовые инструменты.
Материально-технические условия реализации программы
1. Звукоизолированное помещение – музыкальный зал;
2. Материально-техническое оснащение (ТСО) :
фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, сканер, принтер.
3. Музыкальные инструменты, микрофоны.
Список используемой литературы
1. Алиев. Ю. Б. Настольная книга учителя – музыканта – М. : «Владос» 2003.
2. Беспятова. Н. К. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до реализации. М: 2004.
3. Бырченко Т. С песенкой по лесенке — М. : «Советский композитор», 1984
4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь — М. : «Музыка», 1986.
5. Ворожцова. О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М. : 2002.
6. Критская Е. Д. Сергеева Г. П. Музыка вокруг нас (1класс) — М. : «Просвещение», 2013.
7. Куревина О. А., Селезнёва Г. Е. Путешествие в прекрасное. Синтез искусств. - М. : «Баласс», 1999 .
8. Клёнов А. С. Там, где музыка живёт. - М. : Педагогика, 1986 .
9. Тарасов Г. С. «Музыкальное воспитание и развитие личности», научно — методический журнал Музыкальная психология и психотерапия, № 3, 2007.
10. Тарасова К. В. – доктор психологических наук, статья «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве», журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2010.