Приложение МААМ

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин»

Елена Семёнова
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин»
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового и неизведанного, с особой формой отражения действительности.

Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, о чем мечтают? Что значит для них Родина, родной край? Понимают ли они, что Родину, как и мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а дорога домой одна – единственная?

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) „Маленький горожанин“» размещена в разделах

Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в младшем дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека. История и культура республики, города должны стать основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: это общение, созидание, сотворчество детей и взрослых.

Одна из главных задач нашего детского сада – формирование у детей патриотических чувств: накопление ребенком социального опыта жизни о том уголке страны, где он живет, воспитание эмоционально – ценностного отношения к окружающему: близким, детскому саду, родным местам, родной стране.

Все мы – граждане своей Родины. Воспитание краеведческой культуры, нравственной позиции гражданина по отношению к родному краю – одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою малую родину.

Знания только тогда влияют на развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями – интересом к окружающему миру, эмоциональной отзывчивостью на события близкого мира.

На основе впечатлений и знаний о своей республике, городе формируются патриотические чувства, которые проявляются не только в сложных ситуациях, но и в каждодневном труде. Они не возникает сам по себе, это результат целенаправленного воздействия на человека, начиная с раннего возраста. Однако без помощи взрослого детям трудно выделить в окружающем значимое и характерное, необходимо направлять их восприятие на происходящие события в окружающей жизни, чтобы они ценили прошлое и дорожили настоящим.

Программа кружка дополнительного образования «Маленький горожанин» составлена для работы со старшими дошкольниками. Структура программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса. Воспитатель вправе варьировать программное содержание и последовательность, при необходимости отступая от нее.

Работа по данной программе предполагает разные формы:

- тематические экскурсии, целевые прогулки, поездки по республике, эмоциональные рассказы педагога, исторические беседы;

- совместная деятельность педагогов, детей и родителей: сбор информации о республике, подбор видеоматериалов, домашние задания, акции;

- конструктивная, продуктивная деятельность детей, развивающие игры;

- культурно – досуговая деятельность патриотического содержания;

- творческие задания.

Материалы программы могут быть использованы на занятиях по познавательному развитию, при проведении экскурсий.

Главная задача реализации Программы видится в пробуждении как можно у большего количества детей стремления овладеть активными знаниями по истории и культуре Республики Мордовия, города Саранска, постичь их уникальность, раскрыть свой собственный творческий потенциал. Освоение умений, навыков и знаний, в целом содержания программы проектируется на основе заинтересованности и увлеченности учащихся.

В основе Программы - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края, бережное отношение ко всему, что создано людьми старшего поколения и сохраняется земляками.

1. Направленность программы.

По функциональному предназначению познавательная.

По форме организации кружковая.

По времени реализации двухгодичная.

2. Новизна программы

Программа кружка дополнительного образования «Маленький горожанин» предполагает другой стиль общения воспитателя и детей. Данная программа построена на принципах развивающего обучения и основана на позитивной концепции Я – человек. Такая форма организации занятий способствует не назидательному изучению основ краеведения, а развивает интерес к истории родного края, научно-познавательной деятельности на основе организованной работы по наблюдению за окружающей средой, экскурсионной деятельности, ведет к эстетическим переживаниям, практической готовности созидать вокруг себя, бережному обращению с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.

3. Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и познавательный интерес к малой родине.

Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Именно в дошкольный период у человека формируются первоначальные представления об окружающем мире. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей нравственно – патриотические качества, чувства любви к Родине необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение малышей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, родной природе, городу.

Проблема формирования краеведческих представлений актуальна именно у дошкольников, ведь ребенок формируется как личность до 5-6 лет, а реализация краеведческого содержания способствует воспитанию любви к Родине, родной природе, родному краю и людям, его населяющим, к русской народной культуре, созданию благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства. Ведь «дитятко - что тесто: как замесил, так и выросло» - учит народная мудрость.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, т. е. в полной мере решаются оздоровительные задачи, является прогулка – экскурсия, прогулка – поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучая особенности «малой Родины», существующие культурные, трудовые и духовно-нравственные традиции народов, проживающих в данной местности. А это и есть начало и основа патриотического воспитания.

4. Отличительные особенности программы.

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

В процессе работы программой предусматриваются коллективные (экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдения, целенаправленные прогулки, викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей республики Мордовия, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей) и индивидуальные занятия (дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц;

Работа строится таким образом, чтобы в процессе краеведческого воспитания осуществляется формирование гражданских навыков у воспитанников через познавательный, досуговый, исследовательский блоки, а также через практические занятия.

Содержание познавательного блока составляют сведения о природе нашего края, истории образования республики и города, людях, населяющих Мордовию. Для того чтобы занятия кружка были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотреть смену видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, трудовой, исследовательской. Активизации деятельности воспитанников способствуют занятия в мини-музее детского сада, экскурсии в музеи города, коллективные творческие дела, выставки работ, встречи с интересными людьми. Значительное место отводится практической деятельности.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

5. Педагогическая целесообразность программы.

Важными условиями для успешной реализации программы служат следующие принципы:

- личностный подход;

- принцип систематичности – формируется на основе познания взаимосвязи объектов реального мира;

- принцип доступности и наглядности основан на соотнесении познавательного материала с уровнем развития детей, их личным опытом, с теми представлениями, которые они уже имеют. Определяющую роль в этом процессе играет чувственный образ. В ходе проведения развивающих целевых и тематических экскурсий – прогулок целенаправленный процесс познания происходит в предметно – наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир;

- Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами – гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно увидеть и получить со страниц книг. Прогулка – экскурсия дает дошкольнику возможность эмоционального и практического контакта с окружающей действительностью, получения убедительных ответов на непосредственные детские познавательные вопросы;

- принцип преемственности;

- опора на положительное;

- связь с жизнью, трудом.

6. Цель программы:

Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка через формирование основ краеведческой культуры.

Воспитание гуманной, социально-активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Пробудить у ребенка интерес и стремление к истории родного края, воспитывать любовь к родному городу, традициям, обычаям мордовского народа.

Помочь каждому ребенку понять, что значит для него Родина.

7. Задачи программы:

Обучающие:

• Заложить основу системных знаний, сформировать навыки работы с информацией.

• Пробуждать интерес к историческим фактам, осознание ценности событий в жизни человека, детского сада, города, страны.

• Познакомить ребят с культурными учреждениями республики, города; историей возникновения и развития малой родины.

• Формировать элементарные историко-географические представления о мордовском крае, познакомить с растительным и животным миром.

• Познакомить детей с именами знаменитых земляков, уроженцев Мордовии.

• Приобщать к русской народной культуре через устное народное творчество, изобразительное искусство, музыкальное развитие.

• Формировать культуру поведения.

• Обогащать представления об окружающем мире.

• Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Развивающие:

• Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции информации).

• Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

• Предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.

Воспитательные:

• Воспитывать в детях любовь, привязанность, уважение к семье.

• Воспитывать любовь и чувство гордости к своему краю, уважительное отношение к местным культурным ценностям; бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы.

8. Возраст детей.

Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет).

9. Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Группы формируются согласно возрасту детей.

1 год обучения – дети 5-6 лет – 8 занятий в месяц по 20-25 минут.

2 год обучения – 6-7 лет – 8 занятий в месяц по 25-30 минут.

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия проходят во второй половине дня, экскурсии за пределы детского сада в первой половине дня.

Учебные часы распределяются:

- традиционные занятия,

- музейные занятия,

- экскурсионные занятии,

- практические занятия,

- индивидуально-исследовательские работы.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ребенок должен понимать:

1. Что такое семья.

2. Кто такие близкие люди.

3. Что такое Родина, родной край.

Ребенок должен знать:

- Основы экологической и краеведческой культуры.

- Некоторые особенности природы своего края.

- Историю своей семьи.

- Общее представление о “следах времени”, об изменениях облика города.

- Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

- Правила поведения в природе.

- Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Ребенок должен уметь:

- Ориентироваться по картам – схемам города и его окрестностей.

- Посещать музеи и другие культурные учреждения.

Ребенок должен иметь представления:

- О быте русского и мордовского народа.

- О малых фольклорных формах.

- О русских и мордовских сказках.

- О праздниках и традициях русского и мордовского народа.

- О русском и мордовском народных костюмах.

- Об истории возникновения города.

- О символах России и Мордовии.

12. Форма подведения итогов.

- проведение диагностики.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театральной деятельности «Драматеша» детский сад №3 ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: Педагогическим советом заведующий МБДОУ №3 Протокол № 1 ___ Саламатова Ю. И. от 30.08.2017 г Приказ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно — научной направленности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Принято Советом педагогов Утверждаю: МБДОУ «Детский сад.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная бумага» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный мир» Пояснительная записка. Во.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Игровая ритмика» для детей от 2 до 3 лет 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Музыка — один.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по физическому воспитанию «Фитбол-гимнастика» Пояснительная записка. Развитие детей и улучшение их здоровья – одна из актуальных задач современной дошкольной педагогики. Одной из эффективных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Друзья» Содержание программы В возрасте 4-6 лет ярко выявляется индивидуальность ребенка, его инициативность, попытки собственной интерпретации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Абвгдейка» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «Дорога в Азбуку» Автор программы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин»
Опубликовано: 19 октября 2018 в 09:45
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семёнова (УИ 743667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД