Пруненко Ирина Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Дошколенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел № 1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена положениями нового Федерального закона (Об образовании в Российской Федерации, согласно которому дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Для того, чтобы дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволят им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности „Дошколенок“» размещена в разделах
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень освоения: базовый
Отличительные особенности: новизна программы состоит в том, что данная образовательная программа дополняет и расширяет знания детей при помощи игровых приемов на занятиях по развитию речи, математике, письму. Детям прививается интерес к обучению, полученные знания используются на практике. Одним из новых подходов, позволяющих компенсировать негативное влияние нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития, социальной деятельности, элементы развития речи, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме. Данная программа направлена не только усвоение предусмотренных знаний и соответствующих умений, но и на общее развитие детей, включающее в себя развитие мыслительных операций восприятия, внимания, памяти и других психических процессов. Программа предназначена для детей 5-7 лет; актуальна на данном этапе развивать речь и готовить руку к письму.
Адресат программы: воспитанники МДОБУ «ЦРР- д/сад № 2»
Группа комплектуется из всех желающих заниматься дополнительно для наиболее эффективного решения проблем при переходе детей из детского сада в первый класс.
Наполняемость групп до 15 человек.
Состав групп может изменяться по следующим причинам:
• Смена места жительства.
• Нежелание родителей занятия детей в данном кружке.
• Пополнение новыми детьми.
Данная программа рассчитана на 32 часа в год: 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут — средняя группа, 25 минут — старшая группа, 30 минут — подготовительная к школе группа. Целесообразность данной программы заключается в том, что для дошкольников создается обстановка непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы, само собой. Для успешной реализации программы используются различные педагогические технологии.
Программа «Дошколенок» разработана как дополнительная программа к основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Формирование элементарных математических представлений.
2. Обогащение активного, пассивного, потенциального детского словаря, грамматического строя речи, совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической.
3. Создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности, интеллектуальных способностей.
2. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческих способностей.
3. Развитие усидчивости, самостоятельности, развитие умения говорить и слушать, высказывать свое мнение.
4. Развитие мелкой моторики рук и графических навыков письма.
Воспитательные:
1. Формирование у детей представления о себе как о человеке, о различных предметах и явлениях окружающего мира.
2. Формирование мотивации к учению и к самому процессу обучения.
3. Формирование личностных качеств ребенка, умения общения со взрослыми, со сверстниками, умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, планировать и контролировать свои действия.
1.3 Содержание программы
Учебный план 5-6 лет
№
п/п Наименование темы Количество часов Форма аттестации/
контроля
5-6 лет
Всего теория практика
1. «Связанная речь» 5 1 4 Пересказ текста,
игры со словами
2. «Звуковая культура речи» 7 1 6 Выразительное чтение текста,
игры со словами
3. «Словарная работа» 10 1 9 Проведение открытого занятия
4. «Формирование грамматического строя речи» 5 1 4 Проведение открытого занятия
5. «Подготовка к письму» 5 1 4 Рабочие листы - прописи букв;
игры со словами
Итого: 32 5 27
Содержание учебного плана 1 модуль для детей 5-6 лет
Связанная речь Теория: составление рассказа по картинке, используя образец педагога. Составление описательных рассказов.
Практика: пересказ литературного произведения с помощью вопросов педагога. Игра на умение отвечать на поставленные вопросы.
Звуковая культура речи).
Теория: звуки окружающей среды. Звуки речи. Слова состоят из звуков. Звуки в словах произносятся в определенной последовательности. Похожие и разные по звучанию слова. Различие понятий «звук» и «буква». Слова, начинающиеся с одинакового звука. Громкость, темп речи, четкость и ясность произношение слов.
Практика:
10 часов Игра «Поймай звук» Цель: Найти звук в разных словах
Словарная работа
Теория: точное название (обозначение) предметов, явлений, их качеств. Расширение запаса слов с противоположным значением (антонимы) и с близким значением (синонимы). Уточнение и углубление представлений ободном и том же предмете, его деталях, назначении.
Практика: онлайн –игра «О обобщающее слова» Цель игры: Расставь вещи на полки
1. Формирование грамматического строя речи).
Теория: обучение словоизменению и словообразованию.
Практика: настольно-печатные игры, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые, компьютерные игры.
2. Подготовка к письму
Теория: знакомство с основными гигиеническими правилами, которые необходимо соблюдать при письме (правила помадки, положения тетради, умение правильно держать ручку). Ориентировка на листе бумаги и в разлиновке бумаги.
Практика: закрашивание нарисованного предмета, не выступая за контур. Различные виды штриховки. Тренировка кисти руки и пальцев (работа с проволокой, вырезание, работа с мелкими предметами). Развитие координации движения рук и глаз.
Содержание учебного плана 2 модуль для детей 6-7 лет
Учебный план 6-7 лет
№
п/п Наименование темы Количество часов Форма аттестации/
контроля
всего теория практика
1. «Связанная речь» 5 1 4 Пересказ текста,
игры со словами
2. «Звуковая культура речи» 7 1 6 Выразительное чтение текста,
игры со словами
3. «Словарная работа» 10 1 9 Проведение открытого занятия
4. «Формирование грамматического строя речи» 5 1 4 Проведение открытого занятия
5. «Подготовка к письму» 5 1 4 Рабочие листы - прописи букв;
игры со словами
Итого: 32 5 27 Пересказ текста,
игры со словами
Связная речь Теория Составление самостоятельных рассказов-описаний. Использование детьми всех известных им грамматических форм.
Практика: Рассказ по картине. Сравнительное описание предметов. Составление творческих рассказов.
Звуковая культура речи. Теория: Ориентироваться в звуковой действительности языка анализировать звуковой состав слова познакомить со слоговой структурой.
Практика: упражнения в умении правильно выделять звук делить на слоги.
Игра «Найди свой дом»
Формирование грамматического строя речи. Теория Умение взаимодействия слов между собой различать морфологическую и синтаксическую систему грамматического строя.
Практика Игра «Подбери признак» Куртка (какая) и т. д.
Игра «Узнай по описанию»
Игра «Назови ласково»
Подготовка к письму. Теория Научиться управлять своими руками и пальцами. Воспринимать образ печатных букв. Находить их в текстах.
Практика. Игра «Возьми большой мяч»
Игры на штриховку.
1.4 Планируемые результаты
Предполагаемый результат:
Личностные результаты:
Обучающийся будет отвечать на вопросы и задавать свои. Обучающийся будет определять звуки в словах, определять количество слов в предложении.
У обучающего будут сформированы индивидуально- личностные позиции, социальная компетентность
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать конкретные знания в других сферах. Ребенок освоит УУД.
Обучающийся приобретёт умение не только решать задачи, но и научится анализировать,
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать значение слова, звука. Условие задач, познавательные знания по выбранной теме. Обучающийся будет уметь решать задачи, вычленять звуки, ориентироваться на листе бумаги. Обучающийся будет владеть устной и частично письменной речью.
Приобретет, новые знания в данной области.
Раздел №2. Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
1. Комната – светлая, просторная, проветриваемая, отвечающая требованиям Санпин.
2. Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
3. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий.
4. Дидактические пособия:
5. Разрезная магнитная азбука;
6. Тетради в клетку;
7. Дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками;
8. Демонстрационные наглядные пособия.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
Программа «Дошколенок» разработана как дополнительная программа к основной образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Приморского края. Программа реализуется в работе кружка «Дошколенок» Муниципального общеобразовательного дошкольного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 2».
При проведении занятий в кружке используется групповая форма
При проведении организации работы используются дидактический материал по теме, интернет ресурсы, рабочие тетради.
Нормативно-правовые основы дополнительной образовательной программы «Дошколенок»:
• статья 9 закона РФ «Об образовании» - образовательная программа определяет содержание образования, определенных уровней и направленности;
• типовое положение о дошкольном образовательном учреждении от 27.10.2011 г. № 2562 п. 19 и п. 20 регламентируют самостоятельность разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования и дополнительно образовательной программы;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»»;
• письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Вспомогательное оборудование
1. Ноутбук.
2. СД-диски.
2.2. Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной контроль – оценка стартового уровня образовательных возможностей, обучающихся при зачислении на программу или осваивающих программу 2-го года обучения.
Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем программы и личностных качеств обучающихся (осуществляется на занятиях в течение года).
Промежуточный контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения темы.
Итоговый контроль – оценка уровня и качества освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению всего периода обучения.
Формы фиксации контроля:
Карты наблюдения за результатами освоения программы - помогают отследить продуктивность реализации поставленных задач.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Открытые занятия, районные мероприятия, внутрисадовские мероприятия.
Педагогическая оценка индивидуального развития детей
1. Наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.
2. Формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.
3. Взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.
Диагностика с помощью метода наблюдения – это последовательное и целенаправленное фиксирование фактов поведения и проявлений ребёнка в условиях обучения, а также при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Полученные результаты позволяют выявить особенности поведения и области развития ребёнка, которые требуют дополнительного развития и коррекции.
На последних занятиях проводится групповая и индивидуальная диагностика готовности ребёнка к школьному обучению, с помощью тестовых заданий. Дети, посещающие объединение «Дошколёнок», как правило, показывают хорошие результаты готовности к школьному обучению. После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится собеседование, диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
2.3 Методические материалы
В педагогике дошкольного возраста основные методы обучения – игровые. В данной дополнительной образовательной программе используются игровые, наглядные, словесные методы развития детей.
Технологии группового обучения. Технология дифференцированного обучения.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления, усвоенных раннее знаний, поэтому его организация должна быть строго продумана педагогом и четко выполнена. Конспекты составлены таким образом, что новый материал излагается довольно подробно, составлен в игровой форме.
Все занятия проводятся в быстром темпе, эмоционально, с максимальной активизацией детей. На занятии дети учатся произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи. Различают короткие, длинные слова, звуки родного языка, учатся делить слова на слоги, определять место звука в слове.
Дети знакомятся с терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква». Учатся составлять и записывать условными обозначениями слова и предложения, учатся писать буквы и слова.
Во время обучения широко используются игры, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Дети в силу своих возрастных особенностей допускают ошибки. Я использую ошибки детей для повторного объяснения, закрепления пройденного материала. Уделяю особое внимание подбору материала для занятий, игровых приемов и дидактических игр, которые и составляют специфику обучения детей шести лет. Дидактический материал по обучению грамоте является уникальным средством развития ребенка по всем направлениям, способствует духовному становлению детей через соответствующее их возрасту развитие моторики и сенсорике. Дети шести лет действуют с материалами самостоятельно, в свойственном им темпе, на собственном опыте учатся понимать окружающий их мир. Одним из условий эффективности данной системы по формированию обучения грамоте детей шести лет является активная помощь родителей.
Оценка освоения результатов программы:
- низкий;
- средний;
- высокий.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год 2 год
Продолжительность учебного года, неделя 32 32
Количество учебных дней 32 32
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 04.10.2021 г. – 31.12.2021 г. 04.10.2021 г. – 31.12.2021 г.
2 полугодие 11.01.2022 г. – 27.05.2022г. 11.01.2022 г. – 27.05.2022г.
Возраст детей, лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет
Продолжительность занятий, час 30 мин 30 мин
Режим занятия 1 раз /нед 1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка 32 ч 32 ч
2.5. Календарный план воспитательной работы
ДАТА МЕРОПРИЯТИЕ
29.10.2021г Проведение игры ко «Дню грамотности» (08 сентября).
22.11.2021г Ознакомительное мероприятие ко «Дню словарей и энциклопедий».
14.12.2021г «День Наума грамотника» (игра-инсценировка).
21.02.2022 Игровое мероприятие. «Международный день родного языка».
24.05.2022 Игровое мероприятие. «День славянской письменности», «День Кирилла и Мефодия».
Список литературы
1. Бочкарева О. И. «Развитие речи подготовительная группа. Занимательные материалы». М. 2016г.
2. Воронцова Н. С. «Подготовка к обучению грамоте в детском саду» МН,2000г.
3. Гридчина И. А. «Речевые пятиминутки».2017г.
4. Ефименкова Л. Н. «Формирование речи у дошкольников» М., 2016 г.
5. «Игры в логопедической работе с детьми» /Под ред. Селиверстова В. И. – М., 2001 г.
6. Кузнецова А. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».М. просвещение 2016г.
7. Морозова И. А., Пушкарева М. А. «Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 – 7 лет с ЗПР» - М. : Мозаика – Синтез, 2018г.
8. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов. Пособие для логопедов» - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2017 г.
9. Туманова Т. В. «Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» М. : 2016г.
10. Управителева Л. В. «Подготовка к школе в детском саду: счет, речь, мышление».М. 2016г.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт.
12. Юрчишина В. Д. «Вижу-читаю-пишу. Система работы по обучению грамоте к школе группы» М. : Гном-пресс, 2020 г.