Елена Дунилина
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности „Театральный сундучок“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
«Театральный сундучок» ориентирована на развитие у детей творческих способностей средствами театрального искусства.
Составлена с учетом возрастных, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста на основе программы Т. С. Григорьевой "Маленький актер" с использованием авторского пособия А. В. Щеткина "Театральная деятельность в детском саду" в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
– Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Рос- сийской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, дей- ствующая с 1 марта 2022 года) (далее – ФЗ)
– Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р).
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21.
– Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления обра- зовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программмам» с изменениями на 30 сентября 2020 года №533) (далее Порядок».
– Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утвер- ждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
– Локальные акты, регламентирующие деятельность МАДОУ детский сад-ясли "Орленок"
-Устав МАДОУ детский сад -ясли "Орленок"
-Программа Развитие МАДОУ детский сад-ясли "Орленок"
- Образовательная программа МАДОУ детский сад - ясли "Орленок"
Уровень освоения программы : Стартовый
Актуальность программы. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть
-социально экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Отличительные особенности программы. являются её практическая направленность,реализуемая через участие детей в различных формах театрализованной деятельности, а также использование современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном,
воспитательном и развивающем процессах.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип деятельности - развитие творческих способностей реализуется через театрализованную деятельность
4. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
А также с учетом принципов организации театрализованной деятельности дошкольников предложенных Л. В. Макаренко.
Принципы организации театрализованной деятельности :
-Организация театрализованной деятельности учитывает психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности их понимания разных видов театра, специфику эмоционального влияния театра на ребенка. Учитывая этот принцип, процесс восприятия театрального искусства детьми начинается с кукольного театра.
- При организации процесса индивидуального развития самостоятельной театрализованной деятельности детей была учитывается специфика исторического развития театра как социального явления.
-В театрализованной деятельности детей учитываются потребности дошкольников в импровизационной деятельности, а также реальный уровень их знаний о предмете и объекте деятельности.
-Организация театрализованной деятельности строится на основе интеграции (взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных влияний, обеспечивающих формирование готовности к самостоятельной театрализованной деятельности) и дифференциации (обеспечения возможности проявления индивидуальных способностей каждого ребенка).
Адресат программы – дети 6-7 лет.
Использует в своей речи средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно. Способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Передаё т в речи причины эмоционального состояния: плачет, потому что сказали обидные слова; грустит, потому что соскучился по маме; огорчился, потому что не взяли в игру. Эмоционально сопереживает рассказам друзей. Испытывает гордость за собственные успехи и
достижения, успехи и достижения родителей, близких, друзей, людей, живущих в России. Эмоционально включается в дела семьи и детского сада.
Стремится к общению со сверстниками, уважению и положительной оценке со стороны партнёра по общению. Проявляет избирательность в общении со сверстниками, ориентируясь на успешность ребёнка в деятельности. Выбирает более сложные способы взаимодействия со взрослыми и другими детьми.
Умеет строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в совместном обсуждении правил игры, в случаях возникновения конфликтов. Для разрешения конфликтов обращается за помощью к взрослым. Самостоятельно распределяет роли и договаривается о совместных действиях в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, трудовой деятельности.
Участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая в большинстве случаев положительные взаимоотношения с партнёрами на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу и т. д.). Может включаться в коллективную деятельность как исполнитель, соотнося и координируя свои действия с действиями других участников. Начинает управлять своим поведением. Осознаёт общепринятые нормы и правила поведения, и обязательность их выполнения. Предъявляет к себе те требования, которые раньше предъявляли к нему взрослые. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения. Обнаруживает самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость, самостоятельно ставит цель, планирует все этапы деятельности, контролирует промежуточные и конечные результаты.
Ребенок самостоятельно разыгрывает сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступает перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Физическое здоровье детей – противопоказаний к занятиям театрализованной деятельностью нет.
Объем и сроки освоения программы - Программа реализуется в объеме 33 часов. Срок освоения – 33 рабочие недели.
Формы организации образовательного процесса. Основная форма организации образовательного процесса – учебное занятие (групповое, индивидуальное, участие в конкурсах, фестивалях.
Форма обучения. Очная
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (время проведения занятия - 30 минут).
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Развитие у детей творческих способностей средствами театрализованной деятельности
Задачи программы :
Воспитывающие: Воспитывать творческую личность, обладающую бесконечной внутренней свободой и нравственной ответственностью, художественный вкус, морально-этические нормы поведения
Развивающие: развить интерес к театру как виду искусства, творческую и сценическую фантазию, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, выразительность речи, интонацию голоса, умение согласовывать свои действия с другими детьми
Образовательные: Формировать основы сценической культуры.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: познакомить детей с понятием театр, с правилами поведения в театре. Инструктаж по технике безопасности.
Входная диагностика: Определить уровень знаний и умений обучающихся для осуществления индивидуального подхода и выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.
Раздел 2. Основы театральной культуры
Теория: Познакомить с историей возникновения театра, театральными профессиями : гример, костюмер, актер, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета).Презентация.
Практика: Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.
Раздел 3. Ритмопластика
Теория: Познакомить с понятиями “мимика”, “жест”
Практика: Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Совершенствовать двигательные навыки, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Раздел 4. Культура и техника речи
Практика: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи. Научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи, логическое ударение)
Раздел 5 Театрализованная игра
Теория: Расширение представления детей о различных видах театра. (Пальчиковый, настольный, бибабо.) Научить приемам кукловождения.
Практика: развить интерес к театру как виду искусства, творческую и сценическую фантазию, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление, выразительность речи, интонацию голоса, умение согласовывать свои действия с другими детьми
Раздел 6. Итоговое занятие
Практика:
Применение полученных знаний. Творческий отчет.
Показательное выступление "Играем в сказку"
1.4. Планируемые результаты:
Личностные
-способность умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности,
-развитие образного мышления и творческого воображения, сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире,
-развитие самостоятельности и личной ответственности.
Метапредметные:
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха,
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла,
-осуществлять контроль взаимной деятельности,
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
-готовность слушать собеседника и вести диалог
-способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
-умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач,
-способность высказывать свое мнение о творческой работе, умение обсуждать коллективные
результаты творческой, деятельности, историю театрального искусства, виды и
жанры театрального искусства, театральные профессии.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
Учебное помещение для организации образовательного процесса соответствует
требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными
правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Условия набора в коллектив:
В объединение обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Художественной направленности "Театральный сундучок" зачисляются обучающиеся МАДОУ детского сада - ясли "Орленок" в возрасте 6-7 лет при отсутствии у них противопоказаний по состоянию здоровья, на основании письменного заявления родителей (законных представителей) в соответствии с договором об оказании платных дополнительных образовательных услуг между родителями и образовательной организацией в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» (Статья 54. «Договор об образовании» статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых») Набор в группу осуществляется в период с мая по август включительно.
Условия формирования групп: Формирование групп идет по возрастному принципу. Списочный состав групп формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы (программа является стартовой) 1 год обучения – 15 человек. При наличии свободных мест в объединении прием обучающихся может осуществляться в течение всего учебного года.
Количество детей в группе: 15 детей
Особенности организации образовательного процесса :
Программа построена по принципу – от простого к сложному, что позволяет развивать у детей дошкольного возраста уверенность в своих силах и успешность.
Занятие - основная форма организации образовательной деятельности. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению обучающимися в практической деятельности. Оно состоит из теоретической и практической части.
Теоретическая часть предусматривает объяснение нового материала, информация познавательного характера
Практическая часть занятия включает в себя работу над ритмопластикой, культурой речи, театрализацию. На каждом занятии используется дополнительный энциклопедический и литературный материал: стихи, загадки, сказки, скороговорки, потешки и т. д.
Алгоритм учебного занятия.
Занятия проходят по следующей схеме:
1. Разминка (коммуникативные игры, ритмические хлопки на развитие памяти, упражнения на развитие выразительной мимики, артикуляционная гимнастика, скороговорки, упражнение на дыхание)
2. Основная часть (театральные этюды, драматизация сказочного действия) Творческие упражнения (пальчиковый игротренинг, игры на развитие мышления, воображение) 3. Заключительный этап Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением) и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива.
Формы аттестации/контроля.
Формой итоговой аттестации является итоговое занятие " Играем в сказку" : Перчаточный театр по сказке "Огнехвостик и лиса"
Оценочные материалы.
Работы по программе отслеживается на учебных занятиях.
Требования к уровню подготовки воспитанников (приложение 2)
Формы проведения занятий:
-игра
-импровизация
-тренинг
-этюды и показы обучающихся
-беседы
-репетиция
-конкурсы, фестивали
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
фронтальная: работа педагога со всеми обучающимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т. п.);
групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в т. ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
индивидуальная: организуется для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Материально-техническое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение.
Наглядные средства:
Музыкальный зал
• Декорации
• Театральные костюмы
• Маски
• Перчаточные куклы
• куклы на палочках
• Книги со сказками
• Ширма
• картинки, иллюстрации
Технические средства:
• мультимедийный проектор
Музыкальный центр
• А/записи
Обучающиеся обязательно проходят инструктаж по технике безопасности
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования - 1
Костюмер - 1
Реализовать Программу может педагог, обладающий компетенциями в области работы с дошкольниками или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы:
2.3 Методические материалы.
На занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе применяются различные методы, приемы и технологии.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, демонстрационный, репродуктивный, игровой; методы воспитания – убеждения, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Методические рекомендации - программа предусматривает, что работающий по ней педагог имеет определенную профессиональную подготовку. Безусловно, это знание детской психологии и психологии творчества, так же педагог должен ориентироваться в вопросах педагогики и дидактики. На каждом занятии идет целенаправленная работа педагога над созданием максимально комфортного для обучающихся микроклимата, теплой творческой атмосферы. Во время теоретической части в разговор вовлекаются все дети, внимательно выслушивается мнение каждого. Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с целенаправленной работой над формированием дружного коллектива, доброжелательного отношения ко всем входящим в него личностям - вот над чем нужно трудиться педагогу-наставнику. Настоящая программа определяет объем содержания знаний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации предмета: перестановки отдельных тем.
2. 4 Оценочные материалы:
Оценка эффективности работы (диагностика)
1. Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.
2. Умеют двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.
3. Умеют коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.
4. Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
5. На сцене выполняют свободно и естественно простейшие физические действия.
6. Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
7. Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
8. Умеют прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
9. Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
10. Умеют составлять предложение из 3—4 заданных слов.
11. Умеют подобрать рифму к заданному слову.
12. Умеют сочинить рассказ от имени героя.
13. Умеют составлять диалог между сказочными героями.
В процессе обследования используются методы:
- наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);
- беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности (изучение практических действий по театрализации, обсуждение нравственно- этических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта,
- проблемная ситуация.
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.