Павлова
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Алгоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Желание воспитать поколение программистов, которое подхватит текущие тенденции и сможет существенно развить их, легло в основу создания программы «Алгоритмика». Необходимо заинтересовать детей, вложить необходимые знания и предоставить свободу для творчества, чтобы каждый выпускник имел по окончании готовый проект, который он сможет показывать друзьям и семье и который может стать основой для дальнейшего развития ребенка в сфере программирования.
Ключевые слова: алгоритмика, дополнительное образование детей, логика, профориентация.
Публикация «Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа „Алгоритмика“» размещена в разделах
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Алгоритмика» имеет базовый уровень и техническую направленность, которая заключается в популяризации и раннем развитии технического творчества у детей школьного возраста, формирование у них основ алгоритмического мышления, формирование устойчивого интереса к технике.
Актуальность Программы «Алгоритмика» Начало XXI века ознаменовано бурным развитием it-технологий. Рост и развитие таких компаний как Google, Apple, Facebook подтверждают это. Мировые лидеры itиндустрии периодически обращаются к школьникам с призывом изучать программирование. Становится понятно, что чем раньше ребенок начнет овладевать навыками программирования, тем больший запас знаний и технологий он получит к моменту выбора основного рода деятельности. Даже если в будущем карьерный путь ребенка не будет связан с программированием, умение разбираться в сложных системах и взаимодействовать с новыми технологиями ему пригодится в любой сфере, ведь цифровые технологии используются повсеместно.
«Алгоритмика» позволяет реализовать основные идеи и цели системы дополнительного образования детей посредством создания условий для:
личностного самоопределения ребенка;
адаптации в условиях сложного информационно-динамического современного общества;
формирования мотивации к процессу познания и творчеству;
развития интереса к проектной деятельности;
востребованности развития широкого кругозора обучающихся, в том числе в естественнонаучном направлении.
«Алгоритмика» согласно концепции развития дополнительного образования детей современному российскому обществу требуется человек, способный к развитию, творческому преобразованию действительности, обладающий логическим мышлением, способному к решению нестандартных творческих задач. Данная программа позволяет вовлечь в процесс программирования обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Ребята имеют возможность создать программный продукт и увидеть результаты своего труда посредством выполнения практических заданий на самых ранних этапах обучения. Это стимулирует интерес к дальнейшему занятию программированием. Программа дает возможность выявить и развить индивидуальные особенности обучающихся, их способность к алгоритмическому и логическому мышлению, к самостоятельному сосредоточенному виду деятельности за компьютером, способности к составлению алгоритмов и процессу программирования. Детям предоставляется возможность получить основы профессиональных знаний и мастерства, что в будущем поможет определиться в выборе профессии.
Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений, выполнен ряд задач и упражнений по разным темам, он может, используя их, работать над собственным проектом. Это позволяет развивать творческие способности, проводить собственные исследования, работать в команде, и, что немаловажно, видеть результат собственной работы, вносить в неё коррективы и развивать её. Программа «Алгоритмика» поможет ребенку сделать первые шаги в мире программирования, позволит познакомиться с сообществом таких же заинтересованных ребят, введет во все подробности и тонкости проектной деятельности, поможет определить выбор будущей профессии, связанной с программированием. Овладевая навыками программирования, ребенок затрагивает и смежные сферы: логика, вычислительная математика, теория вероятности, а также и другие научные области: география, биология, физика, литература - в зависимости от интересов ребенка и выбора области развития собственного проекта.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, с разделением на группы.
Условия приема: прием всех желающих детей указанного возраста на 1 год обучения без дополнительных условий.
Норма наполняемости групп: 1 год обучения – не менее 12 обучающихся в группе.
Формы проведения занятий: лекция, беседа, диспут, практикум, игра, конкурс, соревнование. Для воспитания потребности думать обучающимся могут предлагаться домашние задания, не связанные ни с какой деятельностью, кроме умственной.
Методы проведения занятий
Словесный - рассказы, диспуты, лекции и беседы, направленные на усвоение нового материала из составляющих основу областей знаний (информатики, программирования).
Наглядный - демонстрация слайдов, видеоклипов, возможных технических и программных решений.
Практический – создание проекта, в реализации которого используются новые понятия и команды языка программирования, разобранные в теоретической части.
В результате освоения Программы «Алгоритмика» у обучающихся будут сформированы следующие компетенции:
Метапредметные
Повысится интерес к изучению естественных наук и логике (натурфилософии и философии).
Обучающиеся будут более внимательны, аккуратны и изобретательны;
Обучающиеся будут проявлять способность и готовность:
работать в коллективе;
инженерно мыслить;
аналитически подходить к решению проблем и творчески осмысливать полученные знания, полагаясь на инженерную техническую культуру и инженерную интуицию.
работать над проектами и создавать новые, используя волевые и интеллектуальные инженерные качества обеспечивающие разрешение противоречий, возникающих в процессе работы над программой или проектом.
Личностные
Будут сформированы потребности:
любить, уважать, ценить природу.
изучать законы природы и успешно использовать их в жизни (в повседневной, бытовой, учебной и профессиональной деятельности, но только не во вред самой природе.
стать созидательной, творческой личностью, интересующейся научно–техническим прогрессом, процессом поиска истины, гармонии, красоты, энергии в его историческом развитии от первых цивилизаций до наших дней.
Профориентационная работа при реализации Программы «Алгоритмика»
Программа «Алгоритмика» поможет ребенку сделать первые шаги в мире программирования, пронизанном ИТ-технологиями, даст возможность обучающимся проявить свои способности в области алгоритмизации и программирования, развить творческий потенциал, приобрести умения и навыки работы с компьютерным программным обеспечением и предопределить выбор своей будущей профессии.
Программа имеет развивающий характер, способствуя формированию алгоритмического стиля мышления, логики рассуждения, умений формализации задачи и составления алгоритма ее решения.
В процессе обучения проводится информирование о профессиях связанных с программированием, о содержании трудовой деятельности в этой области, путях приобретения профессий, требованиях к профессии, потребностях рынка труда.
Для реализации цели профессиональной ориентации обучающихся при обучении по программе «Алгоритмика» ставятся следующие задачи:
воспитание интереса к профессиям в области информатики и программирования;
формирование представлений о многообразии профессий в области информационных технологий;
формирование позитивного отношения к профессии в области информационных технологий и желание ее получить;
обучение навыкам ориентации на рынке профессий и трудовой занятости через сеть Интернет.
Под информационной компетентностью подразумевается умение использовать адекватные информационные инструменты для решения задач.