Юлия Бачурина
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ (Н. Н. Вересова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др.). Так, в основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения «Программа воспитания и обучения в детском саду» подраздел по ознакомлению с природой является частью реализации образовательной области «Познание» раздела «Формирование целостной картины мира».
Публикация «Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию „Юный эколог“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Экологические особенности местности ДОУ позволяют вести работу экологической направленности выходя за рамки обязательного образовательного процесса, с целью формирования у воспитанников экологической культуры, бережного отношения к живой и неживой природе родного края.
Таким образом, в дошкольном учреждении возникла необходимость в разработке и внедрение программы дополнительного образования по экологическому воспитанию воспитанников «Юный эколог».
Ориентируясь на изученный мной материал («Программа обучения и воспитания в детском саду» под. ред. Васильевой М. А., «От рождения до школы» Веракса Н. Е., «Юный эколог», программа экологического образования детей «Мы» Н. Н. Кондратьева и др., программа экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» Николаевой С. Н.) была составлена программа «Юный эколог».
Цель программы – формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста, посредством общения с живой и неживой природой, приобщения воспитанников к ценностям родного края.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
• экологические знания и умения;
• экологическое мышление;
• ценностные ориентации;
• экологически оправданное поведение.
Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Реализация цели программы идет через решение следующих задач:
• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
• формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
• развитие гуманного эмоционально - доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
• формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
• ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
• формирование привычки рационально использовать воду;
• выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
• развитие познавательного интереса к окружающему миру;
• формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Для реализации целей и задач программы предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Программа ориентирована не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога. Рассчитана на 36 периодов непосредственно образовательной деятельности в год (1 – раз в неделю, длительность одного периода для детей 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут (приложение 1).
Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступна для их понимания.
Образовательная деятельность по данному направлению осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности, разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной. Трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной).
Для более успешного освоения материала в программе предусмотрены такие формы работы, как интегрированные занятия, экспериментирование, просмотр видеофильмов и телепередач, а также прохождение специально разработанного экологического маршрута – экологической тропы, эколого - оздоровительных походов.
Образовательный процесс с детьми по реализации программы «Юный эколог» строится на использовании современных личностно – ориентированных технологиях, направленных на партнерство, сотрудничество и сотворчество педагога, ребенка и родителя: проектная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, экологические акции, эколого – оздоровительные походы, экологические досуги, развлечения и т. д.
Основу организации образовательного процесса с детьми в программе «Юный эколог» составляет комплексно – тематическое планирование с ведущей игровой деятельностью. Тематический план позволяет организовать информацию оптимальным способом, легко водить региональные и культурные компоненты, учитывая специфику дошкольного учреждения.
Образовательный процесс с детьми строится на принципах интеграции образовательных областей.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом особое внимание следует уделять таким темам, как «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» и другие.
Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвященные экологическим праздникам : 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день земли, 22 мая – Международный день биоразнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября Всемирный день животных.
В работе учитывается региональный компонент (природа родного края, народные традиции, краеведения, интеграцияв образовательных областей. В начале и конце учебного года для проверки эффективности работы по программе «Юный эколог» целесообразно провести мониторинг детей.