Любовь Михайлина
Программа дополнительного образования «Юный эколог». Кружковая работа
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа)
Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог»
Полное название программы «Юный эколог»
Заказчик. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 16 «Ласточка»
Публикация «Программа дополнительного образования „Юный эколог“, Кружковая работа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Основные разработчики. Михайлина Любовь Валерьевна, воспитатель.
Тип программы Образовательная
Вид программы Модифицированная
Основания для разработки
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года;
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра»;
- Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов в ХМАО - Югре»;
- Закон ХМАО - Югры «Об экологическом образовании населения ХМАО»;
- Концепции экологического образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;
Цель.
Формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы.
Задачи.
Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников экологических представлений.
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.
Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы
• Показатель уровня сформированности у дошкольников экологических представлений составит 98%.
• Будут созданы оптимальные условия для формирования заботливого, бережного отношения к природе.
Сроки реализации программы. Один год
Целевые группы Старший дошкольный возраст.
Данная программа составлена на основе программы Е. В. Гончаровой «Экология для малышей». Решение указанных задач основываются на следующих принципах:
-Гуманизма
-Целостности
-Научности
-Системности
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей - это актуальная область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой происходит в настоящее время.
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой обитания и функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой. Оба понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка - дошкольника могут быть ему представлены, и стать основой развивающего взгляда на природу их отношения к ней.
Целью экологического воспитания детей является формирования начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке. Красота, добро, истина - это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.
Программа дополнительного образования «Юный эколог» ориентирована на детей подготовительных к школе групп. Программа рассчитана на один год обучения, при проведении занятий один раз в неделю.
Цель программы : воспитание основ экологической культуры.
Задачи:
-формирование у детей понятия о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
-знакомство с разнообразием растительного и животного мира ХМАО;
-овладение навыками поведения в природной среде;
-понимание степени ответственности за свое отношение к природе;
-воспитание эстетического восприятия всего живого и неживого, нравственное развитие личности.
Занятия детей в кружках дают возможность глубже познать природу, развивают интерес к окружающему миру природы. Причем программный материал служит как бы теоретической основой для занятия самостоятельной деятельности в кружке, а занятия в кружке в свою очередь способствуют оживлению работы детей на занятиях. Кроме того, в кружке можно организовать сбор наглядного материала, составлении коллекций, которые с успехом используются на занятии. Опыты, поставленные на занятиях в кружке, можно продемонстрировать или обсудить их результаты на занятии. Работа в кружке проводится систематически. Для ознакомления детей с методами познания окружающего природного мира в курсе предусмотрено много практических работ, в том числе: уход за растениями и животными и проведении элементарных опытов. Начатая работа на занятиях продолжается и усложняется. В итоге к концу учебного года у детей должны сформироваться:
1. Представлений о физических свойствах окружающего мира.
2. Географические представления (о земном шаре, атмосфере).
3. Биологические представления.
4. Эмоционально – положительное отношение к живой природе.
5. Экологическое сознание.
Показатели развития детей.
Подготовительная к школе группа
К концу года ребенок:
- знает о многообразии растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, умеет классифицировать их на определенные группы;
- знает о среде обитания животных и их роли в природе;
- знает об особенностях сезонных изменений в природе родного края,
- знает о приспособленности животных к разным временам года;
- имеет представление об экологических проблемах окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;
- знает о взаимосвязях и закономерностях, существующих в природе;
- осознанно выполняет правила поведения в природе, понимает последствие негативного отношения к ней;
- осознанно оценивает отношение окружающих к природе, приводит факты бережного отношения к ней;
- обладает практическими умениями ухода за объектами живой природы;
- знает о росте и развитии растений, животных и их потребностях как живых существ;
– бережно, заботливо, гуманно относится к природе;
- стремится улучшить состояние окружающей среды;
- обладает умением эмоционально воспринимать природу, видеть ее красоту.
Тематический план
1. «Как можно стать юным экологом»
1. Сбор семян растений.
2. «Растение - целостный организм»
3. «Части растения» (Практическая работа).
4. «Воздух невидимка, без которого жить нельзя».
5. «Животный мир материков нашей Земли»
6. «Эти удивительные крылатые зверьки»
7. «О насекомых»
8. «Опасные обитатели моря – акулы и другие морские животные»
9. «Звери зимой»
10. «Птицы зимой»
11. «Растения зимой и еще немного о животных»
12. «Труд людей зимой»
13. «Происхождение комнатных растений»
14. «Разнообразие комнатных растений»
15. «Растения лекарственные и ядовитые».
16. «Неживая природа»
17. «Позади зима»
18. «Труд людей зимой»
19. «Неживая природа»
20. «В гости к лесу»
21. «Враги и друзья леса»
22. «Загадки старичка - лесовичка»
23. «Образование Земли и планет солнечной системы»
24. «Зарождение жизни на Земле»
25. «Космическая гостья»
26. «Развитие жизни на Земле»
27. «Красная книга»
28. «Твоя красная книга»
29. Устный журнал «Природа и человек»
30. «Гроза»
31. Обследование детей