Лилия Гайдарова
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Занимательная логика»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 8 месяцев (1учебный год)
Автор-составитель программы :
Гайдарова Лилия Агамирзоевна
Сергеева Светлана Владимировна
педагоги дополнительного образования :
Москва,
2019
Пояснительная записка.
Направленность программы –социально-педагогическая.
Уровень программы носит ознакомительный характер.
Актуальность данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у детей
Публикация «Дополнительная образовательная общеразвивающая программа „Занимательная логика“» размещена в разделах
дошкольного возраста, необходимых ребенка.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу.
Цель и задачи программы
Цель: овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Занимательная логика».
Задачи программы :
Задачи в развитии:
1. Развивать логическое мышление ребёнка.
2. Развивать познавательные способности и мыслительные операций у дошкольников.
3. Развивать память, внимание, творческое воображение.
4. Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний
Задачи в обучении:
1. Активизировать познавательный интерес;
2. Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
Задачи в воспитании:
1. Воспитать у детей интерес к занимательной логике.
2. Формировать умение работь в коллективе.
3. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
4. Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7лет
Срок реализации программы -1 год.
Форма обучения- очная, групповая, 10 человек.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 30 минут учебного времени.
Планируемые результаты.
В результате изучения курса «Занимательная логика» обучающиеся будут знать:
1. Как адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях
2. Где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности
3. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения).
4. Как трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
-сопоставлять части и целое для предметов и действий;
-называть главную функцию (назначение) предметов;
-расставлять события в правильной последовательности;
-выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
-применять какое - либо действие по отношению к разным предметам;
-описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
-проводить аналогию между разными предметами.
Личностные
В результате обучения будут сформированы понятия:
признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях;
самовыражения и самореализации, социального признания;
умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Метапредметные
В результате обучения ребята научатся принимать учебную задачу, сотрудничать в парах и с педагогом, работать с различными источниками информации.
Учебно-тематический план.
Наименование раздела, темы
Кол-во
часов
Теория
Практика
2
«Признаки предметов и отношения»
3
0.9
2.1
3
«Логические задачи на смекалку, упражнения»
4
1.2
2.8
4
«Игры на развитие логических приемов мышления»
5
1.5
3.5
5
«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»
4
1.2
2.8
6
«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»
4
1.2
2.8
7.
«Величины, элементы измерительной деятельности»
8
2.4
5.6
8
«Ориентировка в пространстве»
3
0.9
2.1
9
«Логические задачи»
5
1.5
3.5
10
«Элементы геометрии»
8
2.4
5.6
11
«Арифметические лабиринты»
12
3.6
8.4
12
«Словесные логические игры»
8
2.4
5.6
ИТОГО
64
19.2
44.8
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие. «Признаки предметов и отношения»
Тема 1.1. «Цвет»
Теория: объяснение темы.
Практика: классификация, систематизация, называние, логические задачи по математике с использованием карточек-символов. Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года. Тесты.
Тема 1.2. «Форма»
Теория: объяснение темы.
Практика: игры на различение, называние, систематизацию. Игры с использованием блоков Дьенеша и карточек-символов: «Угощение медвежат», «Рассели жителей»
Тема 1.3 «Количество»
Теория: объяснение темы.
Практика: конструирование с палочками Кюизенера «Разноцветные вагончики», игра-моделирование
Раздел 2. «Логические задачи на смекалку, упражнения»
Тема 2.1 «Составление фигур из треугольников и квадратов»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра «Забавные палочки» Задания: «Конфета», «Лодочка», «Домик»
Тема 2.2 «Преобразование фигур»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игры-задания: «Подбери подходящую картинку», «Собери из частей»
Составление Петрушки из геометрических фигур.
Тема 2.3 «Головоломки».
Теория: объяснение темы.
Практика: Занятие-игра. «Палочки Кюизнера» Задания: «Танк», «Воздушный змей».Занимательные вопросы, загадки – шутки.
Тема 2.4 «Логические задачи на поиск недостающих фигур»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра «Лишняя фигура», «Лабиринты», «Найди фигуру»
Игра «Отгадай фигуру по загадке» (Блоки Дьенеша) Игровое упражнение «Сравни две фигуры»
Раздел 3. «Игры на развитие логических приемов мышления»
Тема 3.1 «Игры на нахождение закономерностей. Умозаключения»
Теория: объяснение темы.
Практика: Д/и «Продолжи ряд», «Найди закономерность».Логические задачи на рассуждение. Д/и «Закончи предложение»
Тема 3.2 «Игры на сравнение, обобщение»
Теория: объяснение темы.
Практика: Д/и «Назови одним словом». Д/и «Чем похожи и чем отличаются», «Расставь по порядку». Упражнение «Понятие по порядку»
Тема 3.3 «Игры на классификацию, анализ-синтез»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игры: «Раздели предметы на группы», «Назови одним словом»
Д/и «Художники» (блоки Дьенеша) Игровые задания: «Побери смысловые пары», «Найди всех бабочек», «Какой предмет лишний»
Тема 3.4 «Задачи – шутки»
Теория: объяснение темы.
Практика: Сказки – шутки «Оригинальное пари», «Сколько лет бабушке»
Игра: «Попробуй — отгадай» Задачи в стихах.
Раздел 4. «Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»
Тема 4.1 «Танграм»
Теория: объяснение темы.
Практика: Силуэты: «Заяц», «Гусь», «Домик». Фигура из двух наборов
Тема 4.2 «Пифагор»
Теория: объяснение темы.
Практика: Силуэты: «Грибок», «Домик», «Ракета», «Ёлка», «Кораблик»
Тема 4.3 «Колумбово яйцо»
Теория: объяснение темы.
Практика: Фигуры птиц, зверей, морских животных
Тема 4.4 «Куб-хамелеон». «Уголки»
Теория: объяснение темы.
Практика: Фигуры по собственному замыслу
Раздел 5 «Сказки-загадки, рассказы-головоломки»
Тема 5.1 «Из истории математики»
Теория: объяснение темы.
Практика: История цифр. Игра «Солдаты на посту», «Белочка и краски», «Шарики для спортсменов», «По порядку становитесь»
Тема 5.2 «Считаем вместе»
Теория: объяснение темы.
Практика: «Сказка про нуль», «Спор цифр» Игра «Думай, считай, отгадывай». Ребусы.
Тема 5.3 «Приключения в городе математических загадок»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра: «Математический калейдоскоп»
Тема 5.4 «Сказки – загадки»
Теория: объяснение темы.
Практика: «Как сын спас отца», «Пять лепёшек», «Три розы»
Раздел 6 «Величины, элементы измерительной деятельности»
Тема 6.1 Разные размеры предметов
Теория: объяснение темы.
Практика: Упражнения «Кто самый…» Игра «Чья коробочка» «Кто первый»
Тема 6.2 Величина длина. Линейное измерение.
Теория: объяснение темы.
Практика: Упражнения с использованием нестандартных измерительных единиц. Измерение верёвкой или ниткой.
Тема 6. 3 Величины: длина, ширина, высота. Способы и правила измерения.
Теория: объяснение темы.
Практика: Конструирование. Измерение с помощью линейки. Игра «Исправь ошибку»
Тема 6.4 Масса как свойство предметов.
Теория: объяснение темы.
Практика: Измерение жидких и сыпучих веществ…Весы. Игры «Лёгкий – тяжёлый».
Раздел 7 «Ориентировка в пространстве»
Тема 7.1 Ориентировка на объектах предметного окружения.
Теория: объяснение темы.
Практика: Направления от себя, от другого лица, от любых предметов. Упражнения «Займи место». Игра «Разноцветные шаги».
Тема 7.2 Ориентировка в пространстве листа
Теория: объяснение темы.
Практика: Графические диктанты
Тема 7.3 Карта и план.
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра «В поисках сокровищ». Составление план – карты детского сада.
Раздел 8 «Логические задачи»
Тема 8.1 Логические задачи на нахождение суммы
Теория: объяснение темы.
Практика: Графическое изображение задачи. Восковые мелки.
Тема 8.2 Логические задачи на нахождение разности
Теория: объяснение темы.
Практика: Восковые мелки. Графическое изображение задачи.
Тема 8.3 Составление задач по готовым диаграммам.
Теория: объяснение темы.
Практика: Работа с карточками. Модели арифметических действий.
Тема 8.4 Думай, считай, отгадывай.
Теория: объяснение темы.
Практика: Гелиевые ручки.
Тема 9.5 Логические операции. Алгоритмы.
Теория: объяснение темы.
Практика: Наборы геометрических фигур. Карточки индивидуальные.
Раздел 9 «Элементы геометрии»
Тема 9.1 Точка. Линии : прямая, кривая. Луч. Отрезок. Ломаная.
Теория: объяснение темы.
Практика: Графическое изображение
Тема 9. 2 Углы: острый, тупой, прямой
Теория: объяснение темы.
Практика: Восковые мелки. Игра «Угадай-ка». Измерение прямого угла.
Тема 9.3 Многоугольники, круг, овал. Модели простейших геометрических фигур.
Теория: объяснение темы.
Практика: Использование трафарета. Графическое изображение.
Раздел 10 «Арифметические лабиринты»
Тема 10.1 «»Чётные — нечётные»
Теория: объяснение темы.
Практика:Числа по порядку в пределах 20.
Тема 10.2 «Лабиринты на сложение» в пределах 20 Закрашивание.
Теория: объяснение темы.
Практика: Индивидуальные карточки. Карандаши.
Тема 10.3 «Лабиринты на вычитание» в пределах 20 Закрашивание.
Теория: объяснение темы.
Практика: Индивидуальные карточки. Карандаши.
Тема 10.4 «Волшебные картинки» в пределах 100
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра «Умный художник». Фломастеры.
Раздел 11 «Словесные логические игры»
Тема 11.1 «По дорожке слов»
Теория: объяснение темы.
Практика: Игра «Поймай слог». «Цепочка слов», «Анаграммы».
Тема 11.2 «Чудесные превращения»
Теория: объяснение темы.
Практика: Словообразование
Тема 11.3 «Почитай-ка»
Теория: объяснение темы.
Практика: «Слово-предложение» .
Тема 11.4 «Запутанные поговорки»
Теория: объяснение темы.
Практика: «Стихотворная каша»
Тема 11.5 «Составь рассказ»
Теория: объяснение темы.
Практика: Схемы Опорных слова.
Тема11.6 Интеллектуально-познавательная викторина «Юный эрудит»
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Входной контроль (срок - сентябрь, форма контроля – педагогический мониторинг).
Текущий контроль будет проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.
Промежуточный контроль проводиться в январе в виде практических заданий.
Итоговый контроль (срок - мае, форма контроля – педагогический мониторинг).
Формы подведения итогов реализации программы.
Результативность образовательного процесса по данной программе позволяет в системе отслеживать педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг включает в себя:
-учет уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Система диагностики: анкетирование, тестирование и решение ситуационных задач.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально- техническое обеспечение программы :
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.4.3172-14.
- мебель и учебные столы должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе.
- технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, компьютер, принтер.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Название учебного раздела (учебной темы)
Название и форма методического материала
Признаки предметов и отношения.
Тематическая подборка учебных пособий.
Логические задачи на смекалку, упражнения
Подборка видеоматериалов по развитию логического мышления
Игры на развитие логических приемов мышления
Подборка игр на развитие логического мышления
Список литературы:
1. Агеева С. И. «Обучение с увлечением», 1994 год.
2. Альтхауз Д., Дум Э. «Цвет, форма, количество», 1984 год.
3. Александрова Э., Лёвшин В. «В лабиринте чисел», 1997 год.
4. Волина В. «Праздник числа», 1993 год.
5. «Дети у истоков математики»,1994 год.
6. Истомина Н. Б., Муртазина Н. А. «Готовимся к школе», 2003 год.
7. Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет», 1996 год.
8. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 1985 год
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04.02.2010 г.)
10. Н. Пылаева, Т. Ахутина «Школа внимания», 2005 год.
11. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г. N 91).
12. Столяр А. А. «Давайте поиграем»,1991 год.
13. Тайлер Д., Ги Р. «Размеры».
14. Фидлер М. «Математика уже в детском саду», 1981 год.
15. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № 2151 от 20.07.2011).
16. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 г., в Законе РФ «Об образовании» ст. 9, п. 6.2.).
17. Юдин Г. «Заниматика», 1995 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ
Календарный учебный график
Даты начала и окончания учебных периодов/ этапов:
01.10.2019-31.05.2020
Количество учебных недель или дней: 32 недели
Календарно-тематический план.
№
Раздел, тема
Количество часов
Форма контроля
дата
Всего
Теория
Практика
1
«Признаки предметов и отношения»
3
0.9
2.1
1
01.10
«Цвет»
1
0.3
0.7
Входной мониторинг
2
03.10
«Форма»
1
0.3
0.7
3
08.10
«Количество»
1
0.3
0.7
2
«Логические задачи на смекалку, упражнения»
4
1.2
2.8
4
10.10
Составление фигур из треугольников и квадратов
1
0.3
0.7
5
15.10
«Преобразование фигур»
1
0.3
0.7
6
17.10
«Головоломки»
1
0.3
0.7
7
22.10
«Логические задачи на поиск недостающих фигур»
1
0.3
0.7
3
«Игры на развитие логических приемов мышления»
5
1.5
3.5
8
24.10
«Игры на нахождение закономерностей. Умозаключения»
1
0.3
0.7
9
29.10
«Игры на сравнение, обобщение»
1
0.3
0.7
10
31.10
«Игры на классификацию, анализ-синтез»
1
0.3
0.7
11
05.11
«Задачи шутки»
1
0.3
0.7
12
07.11
«Задачи шутки»
1
0.3
0.7
4
«Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений. Головоломки»
4
1.2
2.8
13
12.11
«Танграм»
1
0.3
0.7
14
14.11
«Пифагор»
1
0.3
0.7
15
19.11
«Колумбово яйцо»
1
0.3
0.7
16
21.11
«Куб-хамелеон» .«Уголки»
1
0.3
0.7
5
«Сказки-загадки, рассказы-головоломки»
4
1.2
2.8
17
26.11
«Из истории математики»
1
0.3
0.7
18
28.11
«Считаем вместе»
1
0.3
0.7
19
03.12
«Приключения в городе математических загадок»
1
0.3
0.7
20
05.12
«Сказки – загадки»
1
0.3
0.7
6
«Величины, элементы измерительной деятельности»
8
2.4
5.6
21
10.12-
«Разные размеры предметов»
1
0.3
0.7
22
12.12
«Разные размеры предметов»
1
0.3
0.7
23
17.12
«Величина длина. Линейное измерение».
1
0.3
0.7
24
19.12
«Величина длина. Линейное измерение».
1
0.3
0.7
25
24.12-
«Величины: длина, ширина, высота. Способы и правила измерения».
1
0.3
0.7
26
26.12
«Величины: длина, ширина, высота. Способы и правила измерения».
1
0.3
0.7
27
31.12
«Масса как свойство предметов».
1
0.3
0.
28
02.01
«Масса как свойство предметов».
1
0.3
0.7
7
«Ориентировка в пространстве»
3
0.9
2.1
29
07.01
Ориентировка на объектах предметного окружения.
1
0.3
0.7
30
14.01
Ориентировка в пространстве листа
1
0.3
0.7
31
16.01
Карта и план.
1
0.3
0.7
8
«Логические задачи»
5
1.5
3.5
32
21.01
Логические задачи на нахождение суммы
1
0.3
0.7
Промежуточный контроль
33
23.01
Логические задачи на нахождение разности
1
0.3
0.7
34
28.01
Составление задач по готовым диаграммам.
1
0.3
0.7
35
30.01
Думай, считай, отгадывай.
1
0.3
0.7
36
04.02
Логические операции. Алгоритмы.
1
0.3
0.7
9
«Элементы геометрии»
8
2.4
5.6
37
06.02
«Точка. Линии: прямая, кривая. Луч. Отрезок. Ломаная».
1
0.3
0.7
38
11.02
«Точка. Линии: прямая, кривая. Луч. Отрезок. Ломаная».
1
0.3
0.7
39
13.02
«Точка. Линии: прямая, кривая. Луч. Отрезок. Ломаная».
1
0.3
0.7
40
18.02
«Углы: острый, тупой, прямой».
1
0.3
0.7
41
20.02
«Углы: острый, тупой, прямой».
1
0.3
0.7
42
25.02-
«Углы: острый, тупой, прямой».
1
0.3
0.7
43
27.02
«Многоугольники, круг, овал. Модели простейших геометрических фигур».
1
0.3
0.7
44
03.03
«Многоугольники, круг, овал. Модели простейших геометрических фигур».
1
0.3
0.7
10
«Арифметические лабиринты
12
3.6
8.4
45
05.03
«Чётные — нечётные»
1
0.3
0.7
46
10.03-
«Чётные — нечётные»
1
0.3
0.7
47
12.03
«Чётные — нечётные»
1
0.3
0.7
48
17.03
«Лабиринты на сложение» в пределах 20 Закрашивание».
1
0.3
0.7
49
19.03-
«Лабиринты на сложение» в пределах 20 Закрашивание».
1
0.3
0.7
50
24.03
«Лабиринты на сложение» в пределах 20 Закрашивание».
1
0.3
0.7
51
26.03
«Лабиринты на вычитание» в пределах 20 Закрашивание»
1
0.3
0.7
52
31.03
«Лабиринты на вычитание» в пределах 20 Закрашивание»
1
0.3
0.7
53
02.04
«Лабиринты на вычитание» в пределах 20 Закрашивание»
1
0.3
0.7
54
07.04
«Волшебные картинки» в пределах 100»
1
0.3
0.7
55
09.04
«Волшебные картинки» в пределах 100»
1
0.3
0.7
56
14.04
«Волшебные картинки» в пределах 100»
1
0.3
0.7
11
«Словесные логические игры»
6
1.8
4.2
57
16.04
«По дорожке слов»
1
0.3
0.7
58
21.04
«Чудесные превращения»
1
0.3
0.7
59
23.04
«Почитай-ка»
1
0.3
0.7
60
28.04
«Почитай-ка»
1
0.3
0.7
61
30.04
«Запутанные поговорки»
1
0.3
0.7
62
05.05
«Запутанные поговорки»
1
0.3
0.7
63
07.05
Интеллектуально-познавательная викторина «Юный эрудит»
1
0.3
0.7
Итоговый контроль
64
12.05
«Составь рассказ»
1
0.3
0.7
Итоговый контроль
14.05
Итоговое занятие
19.05
Итоговое занятие
21.05
Итоговое занятие
26.05
Итоговое занятие
28.05
Итоговое занятие
Всего
64
19.2
44.8
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Критерии оценки усвоения программы : «Мир логики» (логика для дошкольников)
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы :
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы :
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки.
Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий (конец года).